СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Тайны текста: от чтения к пониманию" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Тайны текста: от чтения к пониманию" 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 58» г. Магнитогорска


Приложение №1

к ООП НОО ФГОС



Рассмотрено на заседании МО

Протокол №____

от __________20___ г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

________/_____________ /

Утверждено:

Директор МОУ «СОШ № 58»

____________/____________/









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию»

по направлению общеинтеллектуального

9 класса

МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска.

Нормативный срок освоения – 1 год











Составитель(и):

__Иовенко Екатерина Александровна___

__учитель русского языка и литературы_








Пояснительная записка


Ценностные ориентиры содержания курса

Курс внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» предназначен для обучающихся 9 классов, предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов и носит надпредметный характер. Актуальность данного курса объясняется неумением обучающихся вдумчиво читать, недостаточностью читательской грамотности. Данная программа – один из возможных ответов на вопрос о том, как сформировать личность, способную осуществлять в условиях современного общества текстовую деятельность в разных сферах коммуникации.

Целями данного курса являются: 1) вооружение учащихся эффективными стратегиями и приемами чтения, осмысления, интерпретации и оценки текстов; 2) развитие интеллектуальных способностей детей, их познавательной активности; 3) проверка готовности и способности учащихся 9-х классов работать с большим объемом сложной текстовой информации в старшей школе. Задачи курса: 1) познакомить школьников с моделью поведения при встрече с новой информацией; 2) показать и освоить различные стратегии и приемы активного чтения; 3) продемонстрировать продуктивные способы (образцы) мыслительной деятельности при восприятии, осмыслении, оценке и интерпретации информации; 4) создать условия для формирования информационно-познавательных умений.

Объём часов, отпущенных на занятия: 34 часа в год.

Продолжительность одного занятия: 1 час в неделю (45 минут).

Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

9 класс

Личностные результаты

Личностные результаты:

 способность думать – активно, самостоятельно, независимо, учитывая точки зрения других людей;

 развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 культуры чтения, такого качества, как начитанность (разносторонность, систематичность, направленность чтения);

 формирование личностного характера восприятия текста через широту охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок.

Метапредметные

результаты

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-различать темы и подтемы текста;

-выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Также на наших занятиях ученики получат возможность научиться критически относиться к рекламной информации.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.


Раздел

Содержание

Кол-во часов

Форма организации

Виды деятельности

1

Речевая коммуникация

Основные функции речевой коммуникации.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Понятие коммуникативного акта и его компонентов:участники коммуникации, коммуникативные роли, ситуация общения, речевые интенции, коммуникативные эффекты.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

2

Текст в структуре коммуникативного акта

Понятие текста, его семиотическая характеристика.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Зависимость характеристик текста от сферы и ситуации общения.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

3

Функциональные стили и жанры

Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности стилей речи: сфера употребления, функции, основные черты, языковая характеристика.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Художественный текст. Изобразительно-выразительные средства.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

4

Типы речи

Тип речи как способ изложения. Повествование, рассуждение, описание.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Тип речи как доминирующая логическая структура: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Строение текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

5

Комплексный анализ текста

Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический. Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции).

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Анализ текста в коммуникативном аспекте: адресат, адресант, цель, мотив, предмет речи; форма общения (диалог, монолог, полилог) и речи (устная, письменная); тип речи (описание, повествование, рассуждение).Анализ текста в жанрово-стилистическом аспекте: стиль и жанр текста; эмоциональная окрашенность и экспрессивность; изобразительно-выразительные средства.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Анализ смыслового аспекта текста: тема, проблема, основная мысль, главная и второстепенная информация; логико-композиционная структура текста и его абзацев.Лингвистаческий анализ текста: лексика, фразеология и грамматика текста; средства связи предложений и частей текста; текстообразующая роль его единиц; функционирование в тексте языковых единиц разных уровней.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

6

Информационная переработка текста

Цели информационной переработки текста. Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Компрессия текста. План как логическая основа текста.Анализ структуры текста. Описание текста с анализом его структуры.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

7

Текст как критерий культуры речи

Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения. Смысловая целостность, композиционная стройность, связность текста. Грамотность, 1точность и выразительность речи.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность


 

Адекватность создаваемого текста коммуникативной ситуации. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам. Рецензия, отзыв, эссе как оценочные жанры.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

8

Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте

Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

9

Текст как основная единица общения

Текст как основная единица общения.

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

10

Основные признаки текста

Основные признаки текста.

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

11

Функциональные стили

Функциональные стили: научный, деловой, публицистический, разговорный стили

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

12

Характеристика и определение жанров

Характеристика и определение жанров.

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

13

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

14

Смысловой анализ текста

Смысловой анализ текста.

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

15

Восстановление информационного содержания текста

Восстановление информационного содержания текста.

2

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

16

Конспектирование

Конспектирование.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

17

Реферирование

Реферирование.

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность

18

Коммуникативные качества речи. Оценка текста

Коммуникативные качества речи. Оценка текста

1

индивидуальная и

групповая работа,

проектная работа

познавательная,

проектная

деятельность



  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля


1

Речевая коммуникация

Основные функции речевой коммуникации.

1

1




Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации, коммуникативные роли, ситуация общения, речевые интенции, коммуникативные эффекты.

1

1



2

Текст в структуре коммуникативного акта

Понятие текста, его семиотическая характеристика.

1

1




 Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Зависимость характеристик текста от сферы и ситуации общения.

1

1



3

Функциональные стили и жанры

Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности стилей речи: сфера употребления, функции, основные черты, языковая характеристика.

1

1




 Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Художественный текст. Изобразительно-выразительные средства.

1

1



4

Типы речи

Тип речи как способ изложения. Повествование, рассуждение, описание.

1

1




 Тип речи как доминирующая логическая структура: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Строение текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод.

1

1



5

Комплексный анализ текста

Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический. Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции).

1

1




 

Анализ текста в коммуникативном аспекте: адресат, адресант, цель, мотив, предмет речи; форма общения (диалог, монолог, полилог) и речи (устная, письменная); тип речи (описание, повествование, рассуждение).Анализ текста в жанрово-стилистическом аспекте: стиль и жанр текста; эмоциональная окрашенность и экспрессивность; изобразительно-выразительные средства.

1

1




 

Анализ смыслового аспекта текста: тема, проблема, основная мысль, главная и второстепенная информация; логико-композиционная структура текста и его абзацев. Лингвистический анализ текста: лексика, фразеология и грамматика текста; средства связи предложений и частей текста; текстообразующая роль его единиц; функционирование в тексте языковых единиц разных уровней.

1


1


6

Информационная переработка текста

Цели информационной переработки текста. Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат.

1

1




 

Компрессия текста. План как логическая основа текста.Анализ структуры текста. Описание текста с анализом его структуры.

1

1



7

Текст как критерий культуры речи

Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения. Смысловая целостность, композиционная стройность, связность текста. Грамотность, 1точность и выразительность речи.

1

1




 

Адекватность создаваемого текста коммуникативной ситуации. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам. Рецензия, отзыв, эссе как оценочные жанры.

1

1



8

Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте

Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.

2

1

1


9

Текст как основная единица общения

Текст как основная единица общения.

2

2



10

Основные признаки текста

Основные признаки текста.

2

2



11

Функциональные стили

Функциональные стили: научный, деловой, публицистический, разговорный стили

2

2



12

Характеристика и определение жанров

Характеристика и определение жанров.

2

2



13

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

2

1

1


14

Смысловой анализ текста

Смысловой анализ текста.

2

2



15

Восстановление информационного содержания текста

Восстановление информационного содержания текста.

2

1

1


16

Конспектирование

Конспектирование.

1


1


17

Реферирование

Реферирование.

1


1


18

Коммуникативные качества речи. Оценка текста

Коммуникативные качества речи. Оценка текста

1


1



Итого

34

28

6




Формы аттестации:


Класс

Формы аттестации

Система оценивания зачетной работы

9

Лингвистический анализ текста

Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса

Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте


Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса

Лингвистический анализ текста


Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса

Восстановление информационного содержания текста


Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса

Конспектирование


Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса

Реферирование


Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса

Коммуникативные качества речи. Оценка текста


Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет» с занесением данных в журнал класса