Курс внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» предназначен для обучающихся 9 классов, предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов и носит надпредметный характер. Актуальность данного курса объясняется неумением обучающихся вдумчиво читать, недостаточностью читательской грамотности. Данная программа – один из возможных ответов на вопрос о том, как сформировать личность, способную осуществлять в условиях современного общества текстовую деятельность в разных сферах коммуникации.
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Речевая коммуникация | Основные функции речевой коммуникации. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Понятие коммуникативного акта и его компонентов:участники коммуникации, коммуникативные роли, ситуация общения, речевые интенции, коммуникативные эффекты. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
2 | Текст в структуре коммуникативного акта | Понятие текста, его семиотическая характеристика. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Зависимость характеристик текста от сферы и ситуации общения. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
3 | Функциональные стили и жанры | Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности стилей речи: сфера употребления, функции, основные черты, языковая характеристика. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Художественный текст. Изобразительно-выразительные средства. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
4 | Типы речи | Тип речи как способ изложения. Повествование, рассуждение, описание. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Тип речи как доминирующая логическая структура: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Строение текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
5 | Комплексный анализ текста | Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический. Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции). | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Анализ текста в коммуникативном аспекте: адресат, адресант, цель, мотив, предмет речи; форма общения (диалог, монолог, полилог) и речи (устная, письменная); тип речи (описание, повествование, рассуждение).Анализ текста в жанрово-стилистическом аспекте: стиль и жанр текста; эмоциональная окрашенность и экспрессивность; изобразительно-выразительные средства. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Анализ смыслового аспекта текста: тема, проблема, основная мысль, главная и второстепенная информация; логико-композиционная структура текста и его абзацев.Лингвистаческий анализ текста: лексика, фразеология и грамматика текста; средства связи предложений и частей текста; текстообразующая роль его единиц; функционирование в тексте языковых единиц разных уровней. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
6 | Информационная переработка текста | Цели информационной переработки текста. Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Компрессия текста. План как логическая основа текста.Анализ структуры текста. Описание текста с анализом его структуры. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
7 | Текст как критерий культуры речи | Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения. Смысловая целостность, композиционная стройность, связность текста. Грамотность, 1точность и выразительность речи. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
| | Адекватность создаваемого текста коммуникативной ситуации. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам. Рецензия, отзыв, эссе как оценочные жанры. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
8 | Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте | Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте. | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
9 | Текст как основная единица общения | Текст как основная единица общения. | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
10 | Основные признаки текста | Основные признаки текста. | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
11 | Функциональные стили | Функциональные стили: научный, деловой, публицистический, разговорный стили | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
12 | Характеристика и определение жанров | Характеристика и определение жанров. | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
13 | Лингвистический анализ текста | Лингвистический анализ текста | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
14 | Смысловой анализ текста | Смысловой анализ текста. | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
15 | Восстановление информационного содержания текста | Восстановление информационного содержания текста. | 2 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
16 | Конспектирование | Конспектирование. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
17 | Реферирование | Реферирование. | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
18 | Коммуникативные качества речи. Оценка текста | Коммуникативные качества речи. Оценка текста | 1 | индивидуальная и групповая работа, проектная работа | познавательная, проектная деятельность |
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Речевая коммуникация Основные функции речевой коммуникации. | 1 | 1 | | |
| Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации, коммуникативные роли, ситуация общения, речевые интенции, коммуникативные эффекты. | 1 | 1 | | |
2 | Текст в структуре коммуникативного акта Понятие текста, его семиотическая характеристика. | 1 | 1 | | |
| Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста. Зависимость характеристик текста от сферы и ситуации общения. | 1 | 1 | | |
3 | Функциональные стили и жанры Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности стилей речи: сфера употребления, функции, основные черты, языковая характеристика. | 1 | 1 | | |
| Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Художественный текст. Изобразительно-выразительные средства. | 1 | 1 | | |
4 | Типы речи Тип речи как способ изложения. Повествование, рассуждение, описание. | 1 | 1 | | |
| Тип речи как доминирующая логическая структура: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Строение текста-рассуждения: тезис, доказательство (аргументы), вывод. | 1 | 1 | | |
5 | Комплексный анализ текста Аспекты текста: функциональный, коммуникативный, жанрово-стилистический, смысловой, лингвистический. Анализ текста в функциональном аспекте: функции текста (общение, сообщение, побуждение к действию, воздействие на эмоции). | 1 | 1 | | |
| Анализ текста в коммуникативном аспекте: адресат, адресант, цель, мотив, предмет речи; форма общения (диалог, монолог, полилог) и речи (устная, письменная); тип речи (описание, повествование, рассуждение).Анализ текста в жанрово-стилистическом аспекте: стиль и жанр текста; эмоциональная окрашенность и экспрессивность; изобразительно-выразительные средства. | 1 | 1 | | |
| Анализ смыслового аспекта текста: тема, проблема, основная мысль, главная и второстепенная информация; логико-композиционная структура текста и его абзацев. Лингвистический анализ текста: лексика, фразеология и грамматика текста; средства связи предложений и частей текста; текстообразующая роль его единиц; функционирование в тексте языковых единиц разных уровней. | 1 | | 1 | |
6 | Информационная переработка текста Цели информационной переработки текста. Виды переработки: конспект, тезисы, аннотация, реферат. | 1 | 1 | | |
| Компрессия текста. План как логическая основа текста.Анализ структуры текста. Описание текста с анализом его структуры. | 1 | 1 | | |
7 | Текст как критерий культуры речи Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность и последовательность изложения. Смысловая целостность, композиционная стройность, связность текста. Грамотность, 1точность и выразительность речи. | 1 | 1 | | |
| Адекватность создаваемого текста коммуникативной ситуации. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам. Рецензия, отзыв, эссе как оценочные жанры. | 1 | 1 | | |
8 | Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Текст как основная единица общения Текст как основная единица общения. | 2 | 2 | | |
10 | Основные признаки текста Основные признаки текста. | 2 | 2 | | |
11 | Функциональные стили Функциональные стили: научный, деловой, публицистический, разговорный стили | 2 | 2 | | |
12 | Характеристика и определение жанров Характеристика и определение жанров. | 2 | 2 | | |
13 | Лингвистический анализ текста Лингвистический анализ текста | 2 | 1 | 1 | |
14 | Смысловой анализ текста Смысловой анализ текста. | 2 | 2 | | |
15 | Восстановление информационного содержания текста Восстановление информационного содержания текста. | 2 | 1 | 1 | |
16 | Конспектирование Конспектирование. | 1 | | 1 | |
17 | Реферирование Реферирование. | 1 | | 1 | |
18 | Коммуникативные качества речи. Оценка текста Коммуникативные качества речи. Оценка текста | 1 | | 1 | |
| Итого | 34 | 28 | 6 | |