Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология: программа: 1-4 классы». 2013 год
Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Технология», определяются цели и задачи.
Цель - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату. Технология представлена как способ переработки сырья и материалов, энергии и информации, с одной стороны, и как процесс творческой преобразовательной деятельности человека – с другой. Заложенная в программе интерактивная методика освоения курса учащимися обеспечивает максимальное развитие их познавательной самостоятельности, способности решать разнообразные интеллектуальные и практические задачи, готовность к проектной и преобразовательной деятельности.
Задачи:
развивать личностные качества (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формировать общие представления о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формировать первоначальные конструкторско-технологические и организационно-экономические знания, овладеть технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоить правила техники безопасного труда; приобрести навыки самообслуживания;
овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использовать приобретенные знания о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобрести первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию, результатам деятельности предшествующих поколений.
Содержание учебно-методического комплекта :
1.Технология:программа: 1- 4 классы / Е.А. Лутцева/ - М.: Вентана-Граф, 2013.-80 c. - (Начальная школа ХХI века)
2.Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с.:ил. (Начальная школа ХХI века)
3.Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Лутцева. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 64 с.
4. Технология: 2 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков /Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.-224 c.
5.Альбомы с демонстрационным материалом.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Авторская программа «Технология» предусматривает 34 часа.
Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2020-2021 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 35 часов
В авторской программе контрольные работы не предусмотрены.
Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, презентация, путешествие, викторина,.
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: сообщение, опрос, ролевая игра, практическая работа.
Содержание учебного материала
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч)
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей. Технология выполнения работ во времена Средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
3.Конструирование и моделирование (9 ч)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе. Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (3ч)
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека - мастера;
уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять при помощи учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).;
пределять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
с помощью учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать (на уровне представлений): об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды; профессиях мастеров родного края; характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок в;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – своё или высказанное другими; применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать: обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; происхождение натуральных тканей и их виды; способы соединения деталей, изученные соединительные материалы; основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие; линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов; названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж(эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструктивно-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой
на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Знать значение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Технология»
(1ч. в неделю; 34 учебные недели)
2класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч) |
1 | Рукотворный мир как результат труда человека | | | |
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | | | |
3 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | | | |
4 | Природа в художественно-практической деятельности человека | | | |
5 | Природа и техническая среда | | | |
6 | Природа и техническая среда | | | |
7 | Дом и семья. Самообслуживание | | | |
8 | Дом и семья. Самообслуживание | | | |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч) |
9 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | | | |
10 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | | | |
11 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | | | |
12 | Общее представление о технологическом процессе | | | |
13 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
14 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
15 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
16 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
17 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
18 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
19 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | | | |
20 | Графические изображения в технике и технологии | | | |
21 | Графические изображения в технике и технологии | | | |
22 | Графические изображения в технике и технологии | | | |
23 | Графические изображения в технике и технологии | | | |
Конструирование и моделирование (9 ч) | | | |
24 | Изделие и его конструкция | | | |
25 | Элементарные представления о конструкции | | | |
26 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
27 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
28 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
29 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
30 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
31 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
32 | Конструирование и моделирование несложных объектов | | | |
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2ч. + 1ч. коррекция) |
33 | Компьютер в учебном процессе | | | |
34 | Компьютер в учебном процессе | | | |
35 | Компьютер в учебном процессе | | | |