МБОУ «Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рузаевского района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ___________ /Соловьёва О.В./ «____» ____________2017 г | Согласована Заместитель директора по УВР ______________ Сорокина Н.В. «____»____________2017 г. | Утверждена Директор МБОУ «Арх-Голицынская ООШ» ________________ Михалкина Е.В. «____»______________2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса алгебры
в 8 классе
Составитель: Марченкова А.А.
2017г.
Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике на основе сборника «Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы» (составитель Т.А. Бурмистрова) и программы по алгебре 8 класс (авторы Ю.М. Колягин, М В Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Арх.-Голицынская ООШ» на изучение учебного предмета «Алгебра» в 8 классе отводится 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установление аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем;
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы решения задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые предметные результаты изучения курса алгебры в 8 классе
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Учащийся научится:
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Учащийся получит возможность:
- углубить и развить представления о натуральных числах;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Учащийся научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
- владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Учащийся получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Учащийся научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.
Учащийся получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
УРАВНЕНИЯ
Учащийся научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение, как важнейшую математическую модель для описания и изучения реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
- овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решений разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Учащийся научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления и используя метод интервалов;
- применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Учащийся получит возможность научиться:
- разнообразным приемам доказательства неравенств, уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежный предметов, практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Учащийся научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
- строить графики квадратичной функции, исследовать ее свойства на основе изучения поведения её графика;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ В 8 КЛАССЕ
Повторение курса алгебры 7 класса (5 часов)
Неравенства (18 часов)
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.
Основная цель – сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.
Приближённые вычисления (12 часов)
Приближённые значения величин. Погрешность приближения. Относительная погрешность. Простейшие вычисления с калькулятором. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием погрешности приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.
Квадратные корни (12 часов)
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятие иррационального и действительного чисел; научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Квадратные уравнения (22 часа)
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.
Основная цель – выработать умения и навыки в решении квадратных уравнений, уравнений, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.
Квадратичная функция (14 часов)
Определение квадратичной функции. Функции у=х2, у=ах2, у=ах2 + вх + с. Построение графика квадратичной функции.
Основная цель – научить строить график квадратичной функции.
Квадратные неравенства (19 часов)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | Кол-во часов |
Повторение курса алгебры 7 класса | 5 |
Неравенства | 18 |
Приближенные вычисления | 12 |
Квадратные корни. | 12 |
Квадратные уравнения | 22 |
Квадратичная функция | 14 |
Квадратные неравенства | 19 |
Итого | 102 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Повторение курса алгебры 7 класса (5 часов) | |
1 | Повторение. Линейные уравнения и системы линейных уравнений. | 1 | | |
2 | Повторение. Многочлены, формулы сокращенного умножения, разложение на множители | 1 | | |
3 | Повторение. Алгебраические дроби. | 1 | | |
4 | Повторение. Линейная функция и ее график. | 1 | | |
5 | Контрольная работа по повторению курса «Алгебра 7» | 1 | | |
Глава 1. Неравенства. (18 часов) | |
6 | Положительные и отрицательные числа. | 1 | | |
7 | Числовые неравенства. | 1 | | |
8 | Основные свойства числовых неравенств. | 1 | | |
9 | Основные свойства числовых неравенств. | 1 | | |
10 | Сложение и умножение неравенств. | 1 | | |
11 | Строгие и нестрогие неравенства. | 1 | | |
12 | Неравенства с одним неизвестным. | 1 | | |
13 | Решение неравенств. | 1 | | |
14 | Решение неравенств. | 1 | | |
15 | Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. | 1 | | |
16 | Решение систем неравенств. | 1 | | |
17 | Решение систем неравенств. | 1 | | |
18 | Решение систем неравенств. | 1 | | |
19 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 1 | | |
20 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 1 | | |
21 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 1 | | |
22 | Обобщающий урок. | 1 | | |
23 | Контрольная работа № 1 по теме: «Неравенства». | 1 | | |
Глава 2. Приближенные вычисления. (12 часов) | |
24 | Приближенные значения величин, погрешность приближения | 1 | | |
25 | Оценка погрешности | 1 | | |
26 | Округление чисел | 1 | | |
27 | Относительная погрешность | 1 | | |
28 | Относительная погрешность | 1 | | |
29 | Простейшие вычисления на микрокалькуляторе | 1 | | |
30 | Простейшие вычисления на микрокалькуляторе | 1 | | |
31 | Стандартный вид числа | 1 | | |
32 | Стандартный вид числа | 1 | | |
33 | Вычисление на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному | 1 | | |
34 | Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе | 1 | | |
35 | Вычисления на микрокалькуляторе с использованием ячейки памяти | 1 | | |
Глава 3. Квадратные корни. (12 часов) | |
36 | Арифметический квадратный корень. | 1 | | |
37 | Арифметический квадратный корень. | 1 | | |
38 | Действительные числа. | 1 | | |
39 | Действительные числа. | 1 | | |
40 | Квадратный корень из степени. | 1 | | |
41 | Квадратный корень из степени. | 1 | | |
42 | Квадратный корень из произведения. | 1 | | |
43 | Квадратный корень из произведения. | 1 | | |
44 | Квадратный корень из дроби. | 1 | | |
45 | Квадратный корень из дроби. | 1 | | |
46 | Обобщающий урок. | 1 | | |
47 | Контрольная работа № 2 по теме «Квадратные корни» | 1 | | |
Глава 4. Квадратные уравнения. (22 часа) | |
48 | Квадратное уравнение и его корни. | 1 | | |
49 | Квадратное уравнение и его корни. | 1 | | |
50 | Неполные квадратные уравнения. | 1 | | |
51 | Метод выделения полного квадрата. | 1 | | |
52 | Решение квадратных уравнений. | 1 | | |
53 | Решение квадратных уравнений. | 1 | | |
54 | Решение квадратных уравнений. | 1 | | |
55 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 | | |
56 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 | | |
57 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. Проверочная работа. | 1 | | |
58 | Уравнения, сводящиеся к квадратным. | 1 | | |
59 | Уравнения, сводящиеся к квадратным. | 1 | | |
60 | Уравнения, сводящиеся к квадратным. | 1 | | |
61 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | |
62 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | |
63 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | |
64 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. | 1 | | |
65 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. | 1 | | |
66 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. | 1 | | |
67 | Обобщающий урок. | 1 | | |
68 | Обобщающий урок. | 1 | | |
69 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения» | 1 | | |
Глава 5. Квадратичная функция (14 часов) | |
70 | Определение квадратичной функции. | 1 | | |
71 | Определение квадратичной функции. | 1 | | |
72 | Функция у = х2. | 1 | | |
73 | Функция у = х2. | 1 | | |
74 | Функция у = ах2. | 1 | | |
75 | Функция у = ах2. | 1 | | |
76 | Функция у = ах2+ вх+с | 1 | | |
77 | Функция у = ах2+ вх+с | 1 | | |
78 | Функция у = ах2+ вх+с | 1 | | |
79 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
80 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
81 | Обобщающий урок. | 1 | | |
82 | Обобщающий урок. | 1 | | |
83 | Контрольная работа № 4 по теме «Квадратичная функция» | 1 | | |
Глава 6. Квадратные неравенства. (19 часов) | |
84 | Квадратное неравенство и его корни. | 1 | | |
85 | Квадратное неравенство и его корни. | 1 | | |
86 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. | 1 | | |
87 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. | 1 | | |
88 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. | 1 | | |
89 | Метод интервалов. | 1 | | |
90 | Метод интервалов. | 1 | | |
91 | Метод интервалов. | 1 | | |
92 | Исследование квадратного трехчлена. | 1 | | |
93 | Обобщающий урок. | 1 | | |
94 | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные неравенства». | 1 | | |
95 | Повторение. Линейные неравенства. Системы неравенств. | 1 | | |
96 | Повторение. Квадратные корни. | 1 | | |
97 | Повторение. Квадратные уравнения. | 1 | | |
98 | Повторение. Квадратичная функция. | 1 | | |
99 | Повторение. Квадратные неравенства. | 1 | | |
100 | Контрольная работа за курс 8 класса. | 1 | | |
101 | Обобщающее повторение. | 1 | | |
102 | Итоговый урок. | 1 | | |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
№ записи | Дата | Изменения, внесённые в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УВР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |