СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса Информатика и ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса Информатика и ИКТ»

3



  1. Пояснительная записка

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность

Настоящая рабочая программа учебного курса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). авторской и рассчитана на изучение учебного курса информатики и ИКТ учащимися 2 класса в течении 34 часов ( из расчета 1 час в неделю).. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2 класса в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю . Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

В рабочей программе внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение разделов «Информация вокруг нас», «Информационные технологии», для создания резерва учебного времени.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации не отводит время для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В учебном плане образовательного учреждения предусмотрено 34 учебных часов для изучения данного курса.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации не отводит время для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В учебном плане образовательного учреждения предусмотрено 34 учебных часов для изучения данного курса.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ


Личностные результаты

  • К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

  • 1. Технологический компонент

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент
  • Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.



5. Содержание учебного курса по информатике и ИКТ 2 класс (34 ч.)

1. План действий и его описание (11 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

2. Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

3. Логические рассуждения (12 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

6. Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ 2 класс »


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Алгоритмы

9

9


1


II.

Группы объектов.

8

8


1


III.

Логические рассуждения

10

10


1


IV

Применение моделей (схем) для решения задач.

7

7


1


 

ИТОГО




4


Календарно-тематическое планирование курса информатике и ИКТ для 2 класса


№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата проведения занятия

Планир.

Факт.


Алгоритмы


9


9


1

Признаки предметов

Занятие изучения нового материала

1


Составлять алгоритмы с ветвлениями.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.




2.

Описания предметов

Занятие изучения нового материала

1



3.

Состав предметов

Занятие изучения нового материала

11



4.

Действия предметов

Занятие изучения нового материала

1



5.

Симметрия

Занятие изучения нового материала

1



6.

Координатная сетка

Занятие изучения нового материала

1



7.

Контрольная работа

Контроль знаний и умений

1


1

8.

Анализ контрольной работы

Обобщение и систематизация

1



9


.

Повторение

Поторительно обощающ. занятие

1




Объекты


8


8

1

10

Действия предметов

Занятие изучения нового материала

1

Определять результат действия,


определять действие, которое привело к данному результату.


Определять действие, обратное заданному.


Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.


Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.




11

Обратные действия

Занятие изучения нового материала

1



12.

Последовательность событий

Занятие изучения нового материала


1



13.

Алгоритм

Изучение нового материала

1



14.

Ветвление

Занятие изучения нового материала

1



15.

Контрольная работа

Комбинированное занятие

1


1

16.

Анализ контрольной работы

Контроль знаний

1



17.

Повторение

Обобщения и систематизации

1




Логические рассуждения






18

Множества. Элементы множества

Комбинированное занятие

1

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,

определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.



19

Способы задания множеств

Занятие изучения нового материала

1



20.

Сравнение множеств

Изучение нового материала

1



21.

Отображение множеств. Равенство множеств

Комбинированное занятие

10



22.

Кодирование

Занятие изучения нового материала

1



23.

Вложенность (включение) множеств Сравнение множеств по числу элементов

Комбинированное занятие

1



24.

Пересечение множеств

Изучение нового материала

1



25.

Объединение множеств

Изучение нового материала

1



26.

Контрольная работа

Комбинированное занятие

1


1

27.

Анализ контрольной работы

Контроль знаний

1



28.

Повторение

Обобщения и систематизации

1



28.

Аналогия.

Комбинированное занятие

1



29.

Закономерность.

Комбинированное занятие

1



30.

Аналогичная закономерность

Комбинированное занятие




31.

Подготовка к контрольной работе.

Обобщение и систематизация

1



32.

Контрольная работа.

Контроль знаний

1


1

33.

Выигрышная стратегия.

Изученичя нового мат

1



34.

Аналогия.

Изученичя нового мат

1



7. УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 4 КЛАССА

Источники информации и средства обучения.

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Сканер.

  7. Web-камера.

  8. Локальная вычислительная сеть.


VI. Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Клавиатурный тренажер Аленка.

  5. Интегрированное офисное приложение МS Office 2003.

  6. Программа-переводчик.

  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  8. Мультимедиа проигрыватель.

  9. Система тестирования TInfo.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 2 КЛАССА



Литература:

 Для учащегося:

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Учебник в 2 – х частях. – Изд. 2 – е. испр. – М.: Баласс, 2014

 Для учителя:

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Учебник в 2 – х частях. – Изд. 2 – е. испр. – М.: Баласс, 2014

  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008

  3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). – М.: Баласс, 2007

  4. Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. Учебник, 3 класс («Логика и алгоритмы») – М.: Баласс, 2009

Ресурс: http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».


8. Планируемые результаты освоения учебного материала

1. План действий и его описание (11 ч)

Учащиеся научится:

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.

Учащиеся получит возможность:

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.


2. Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Учащиеся научится:

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

Учащиеся получит возможность:

выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.

3. Логические рассуждения (12 ч)

Учащиеся научится:

: предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
— выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
— разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

Учащиеся получит возможность:

— находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
— приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
— точно выполнять действия под диктовку учителя;
— отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!