9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, программы Н.Д. Угриновича «Информатика», соответствующей ФК ГОС 2004г.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 34 часа в 11 классе.
Учебник «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень» является мультисистемным, т. к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-DVD.
Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Общая характеристика учебного предмета.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают реальность, важность которой в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Благодаря этому стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной школе решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован прежде всего на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии являются представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит по преимуществу системный характер;
• сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе - всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но, какую бы мы ни рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и, какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует прежде всего определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе также относится к информационному моделированию, Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. Здесь речь идет прежде всего об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне, - это прежде всего автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строится по принципу «открытой автоматизированной системы», то есть системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатике в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем, на следующей ступени обучения, изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю, и т. д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
11 класс
Информационные модели (9 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы.
6. Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме, Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы (8часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практические работы.
9. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы.
10. Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Основы социальной информатики (2 часа)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
В рабочей программе под редакцией Н.Д. Угриновича предложено следующее распределение тем при изучении предмета в течении 11 класса.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов включает в себя раздел «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (11 часов);
Моделирование и формализация включает раздел «Информационные модели» (9 часов);
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) включает раздел «Информационные системы» (8часов);
Информационное общество включает раздел «Основы социальной информатики» (2 часа);
Повторение 4 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
• различные подходы к определению понятия «информация»;
• методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации;
• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
• назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
• использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
• назначение и функции операционных систем;
уметь:
• оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
• распознавать информационные процессы в различных системах;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
• создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
• осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
• представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
• соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
• автоматизации коммуникационной деятельности;
• эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Примерное распределение часов по темам в курсе
«Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне
№ | Тема | Количество часов |
Всего | 11 класс |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | | |
2 | Информационные технологии | | |
3 | Коммуникационные технологии | | |
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | | 12 |
5 | Моделирование и формализация | 8 | 8 |
6 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) | 8 | 8 |
7 | Информационное общество | 2 | 2 |
| Повторение | 5 | 4 |
| Всего: | 68 | 34 |
Учебно-методический комплекс
Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика и ИКТ» включают:
• Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. (Содержит систематическое и полное изложение курса.)
• Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)
• Угринович, Н. Д. Компьютерный практикум на СВ-КОМ / Н. Д. Угринович. - М. : БИ-НОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.)
Тематическое планирование 11 класс
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
Знать/понимать | уметь/применять |
Тема 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов |
1 | 1.1. История развития вычислительной техники | 1 | Лекционно-демонстрационный Практическая работа 22. Виртуальные компьютерные музеи | История развития ВТ, ученые в области кибернетики, этапы развития ВТ | Основные даты | Находить информацию о ученых, открытиях, созданной ВТ | Тест, доклады, рефераты |
2-3 | 1.2. Архитектура персонального компьютера | 2 | Изложение нового материал Практическая работа 23. Сведения об архитектуре компьютера. | Магистрально модульный принцип построения компьютера, устройства вода/вывода, процессор, ОП и долговременная память; сектор, дорожка, быстрое и полное форматирование | Преимущества, которые ММП, группы устройств, реализующих процессы; функции и основные характеристики процессора, памяти; основные функции устройства ввода и вывода; понимать принцип разбиения поверхности магнитного диска; уметь выполнять быстрое и полное форматирование | Современные значения характеристик процессора; принципы записи информации на носителях. Помнить меры предосторожности при работе с различными носителями информации. Примеры устройств ввода/вывода | Опрос, заполнение таблицы |
ПО. Операционные системы |
4 | 1.3.1. Основные характеристики операционных систем. | 1 | Лекционно-демонстрационный Практическая работа 24. Сведения о логических разделах дисков. Практическая работа 25. Значки и ярлыки на Рабочем столе. | ПО, классификация ПО, программы архивирования; Данные и программа, программная обработка данных, программное обеспечение компьютера, ОС, прикладное ПО; файл, имя файла, одноуровневая и многоуровневая файловая система, папка, путь к файлу, полное имя файла, дерево папок, операции с файлами; | Архивация, Программный принцип обработки данных и управления компьютером. Знать назначение и состав ОС; знать правила составления имени файла; | Уметь определять тип файла по расширению; записывать путь к файлу и полное имя файла; определять по полному имени файла местоположение файла в файловой системе; осуществлять операции копирования, удаления, переименования файлов; | Тест, практическая работа |
5 | 1.3.2. Операционная система Windows | 1 | Повторение изложенного материала Лекционно-демонстрационный Практическая работа 26. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. | Графический интерфейс, рабочий стол, окно, меню, панель задач. | Разнообразие элементов управления и принципы работы | Объяснять понятие графического интерфейса; настраивать внешний вид рабочего стола; выполнять операции с окнами. | Сравнительная таблица Рефераты |
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
Знать/понимать | уметь/применять |
6-7 | 1.3.3. Операционная система Linux | 2 | Лекционно-демонстрационный Практическая работа 27. Установка пакетов в операционной системы Linux. | Графический интерфейс, рабочий стол, окно, меню, панель задач. | Разнообразие элементов управления и принципы работы | Объяснять понятие графического интерфейса; настраивать внешний вид рабочего стола; выполнять операции с окнами | Тест, практическая работа, сравнительная таблица |
8 | 1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 1.4.1. Защита с использованием паролей 1.4.2. Биометрические системы защиты | 1 | Лекционно-демонстрационный | | | | |
9 | 1.5 Физическая защита данных на диске. | 1 | Лекционно-демонстрационный | Способы защиты. | RAID-массивы, RAID 0, RAID 1 | Выбирать способ защиты. | Опрос |
10 | 1.6. Защита от вредоносных программ 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 1.6.3. Сетевые черви и защита от них 1.6.4. Троянские программы и защита от них 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них | 1 | Лекционно-демонстрационный Практическое задание 28. Защита от компьютерных вирусов. Практическое задание 29. Защита от сетевых червей. Практическое задание 30. Защита от троянских программ. Практическое задание 31. Защита от хакерских атак | Вирусы, антивирусные программы, мер профилактики. | Осознавать опасность, которую представляют вирусы; знать виды вирусов; меры профилактики от заражения вирусом; | Уметь проверять на вирусы носители информации при помощи антивирусной программы; | Тест, практическая работа |
11 | Контроль знаний и умений:. | 1 | Зачет | Устройство компьютер, ПО | | | тестирование |
Тема 5. Моделирование и формализация - 8 часов |
12 | 2.1. Моделирование как метод познания. | 1 | Лекция | Моделирование, модель, существенные признаки, материальная модель, информационная модель; | Иметь представление о моделировании как методе познания; приводить примеры использования моделей окружающего мира; | Приводить примеры моделей из жизни. | опрос |
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
Знать/понимать | уметь/применять |
13 | 2.2. Системный подход в моделировании | 1 | Лекционно-демонстрационный | Информационная модель, табличная модель, иерархическая модель, сетевая модель; | Информационная модель, табличная модель, иерархическая модель, сетевая модель; | Приводить примеры различных информационных моделей в жизни и учебной деятельности; | Тест |
14 | 2.3. Формы представления моделей | 1 | Лекционно-демонстрационный | Разомкнутая система управления; замкнутая система управления; | Система управления, виды систем, система, объект, модель, схема алгоритма | Используя формальную и компьютерную модель, провести компьютерный эксперимент и проанализировать полученные результаты; | тест |
15 | 2.4. Формализация | 1 | Лекционно-демонстрационный | Описательные информационные модели, различные виды моделей, | Естественные языка, формализация, визуализация формальных моделей, формальная логическая модель, математическая модель | Привести примеры различных моделей (математической и т.д.),использование формальных моделей | с/р |
16 | 2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 1 | Лекционно-демонстрационный | Постановка задачи, формальная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов; | Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере; | строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических моделей; | с/р, практическая работа |
17-18 | 2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей 2.6.1. Исследование физических моделей 2.6.2. Исследование астрономических моделей 2.6.3. Исследование алгебраических моделей | 2 | Лекционно-демонстрационный | Математическая модель | Моделирование, модель, этапы разработки и исследования моделей, ПО для проведения компьютерного моделирования. | Используя формальную и компьютерную модель, провести компьютерный эксперимент и проанализировать полученные результаты; | Практическая работа |
2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия) 2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия) 2.6.6. Исследование химических моделей 2.6.7. Исследование биологических моделей | | | Экспертная система | Моделирование, модель, этапы разработки и исследования моделей, ПО для проведения компьютерного моделирования. | Используя формальную и компьютерную модель, провести компьютерный эксперимент и проанализировать полученные результаты; | |
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
Знать/понимать | уметь/применять |
19 | Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа. | 1 | | | | | |
Тема 6. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) - 9 часов |
20-21 | 3.1. Табличные базы данных | 2 | Лекционно-демонстрационный Практическое задание 3.1.Создание табличной базы данных | БД, табличные БД, иерархические, сетевые БД, поле, имя поля, запись, ключевое поле, тип опля; | Приводить примеры БД различных видов; различать элементы таблицы БД; | Уметь определять тип поля БД при проектировании БД; | Тест, практическая работа |
Система управления базами данных |
22 | 3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты | 1 | Лекционно-демонстрационный | СУБД, создание таблицы в режиме конструктора, заполнение таблицы; | Понимать общее назначение СУБД; понимать | Уметь создавать структуру таблицы в режиме конструктора; | Тест, практическая работа |
23-24 | 3.2.2. Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных | 2 | Лекционно-демонстрационный Практическое задание 3.2. Создание Формы в табличной базе данных | форма. Мастер создания формы; | назначение формы при работе с БД; | уметь создавать форму при помои стера, осуществлять ввод и редактирование записей в форме, осуществлять навигацию по записям; | Практическая работа |
25 | 3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов 3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных. 3.2.5. Печать данных с помощью Отчетов . | 1 | Лекционно-демонстрационный Практическое задание 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов Практическое задание 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных | Быстрый поиск данных, фильтры, запросы (простые и составные); сортировка, отчет; | понимать назначение запросов; понимать назначение отчетов; | Уметь составить запрос в БД для поиска информации; уметь готовить отчет для печати данных из БД; | Тест Практическая работа |
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
Знать/понимать | уметь/применять |
| Реляционные БД. | | | Реляционные БД, однотабличные и многотабличные БД, ключевое поле; схемы данных; | Осознать необходимость хранения БД в виде нескольких связанных таблиц; | Уметь связывать таблицы между собой через ключевое слово; | Опрос, практическая работа |
26 | 3.3. Иерархические базы данных | 1 | Лекционно-демонстрационный Практическое задание 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных | Иерархическая база данных, | БД, отличительные черты иерархической БД от других | Приводить примеры иерархической базы данных, их использование | Опрос |
27 | 3.4. Сетевые базы данных | 1 | Лекционно-демонстрационный Практическое задание 3.6. Создание генеалогического древа семьи | Сетевая БД | БД, отличительные черты сетевой БД от других | Приводить примеры сетевых баз данных, их использование | опрос |
28 | Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа. | 1 | | | | | |
Тема 7. Информационное общество 2 часа |
29 | 4.1. Право в Интернете 4.2. Этика в Интернете | 1 | Лекционно-демонстрационный | Индустриальное общество, информационное общество; Лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы, дистрибутив, авторское право; защита информации; | Знать признаки информационного общества; иметь представление о методах защиты информации на носителях и в Интернете; | Выделять основные признаки информационного общества на примерах Осознавать нормы использования информационных ресурсов в правовом обществе; | Доклады, опрос |
30 | 4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | Лекционно-демонстрационный | Информационное общество, информационные технологии, коммуникативная культура; | Основать основные компоненты информационной культуры; | Показать на примерах информационную культуру | Реферат Тест |
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
Знать/понимать | уметь/применять |
Повторение- 4 часа |
31 | Тема 1. Информация. Кодирование информации Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение | 1 | | | | | |
32 | Тема 3. Алгоритмизация и программирование | 1 | | | | | |
33 | Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера Тема 5. Моделирование и формализация | 1 | | | | | |
34 | Тема 6. Информационные технологии Тема 7. Коммуникационные технологии | 1 | | | | | |
| ИТОГО | 34 | | | | | |