Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО ___________ Машкова Е.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Родная литература (русская)»
ФГОС
Класс: 5 Б
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы - 2 полугодие 2020 /2021 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 19 ч/год; 1 ч/неделю
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по УМК Коровиной В.Я. «Программа по литературе для 5- 9 классов общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2017г.
На основе учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 5 класс» в 2-х частях М. «Просвещение», 2018г.
Рабочую программу составила Матвеева Н.Н.,
учитель __русского языка и литературы __высшей__ категории
2020 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету родная литература (русская) составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе , авторской Программы по литературе Коровиной В.Я. (М.Просвещение, 2016г), а также на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897» и на основе учебника Коровиной В.Я. (М.Просвещение 2017г).
Данный вариант программы обеспечен учебником для образовательных школ: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Литература 5 класс» в 2-х частях. Москва. Издательство «Просвещение», 2018г.
Цель рабочей программы:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе(русской) как хранительнице культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству классической русской литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами
Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества;
формирование осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его взглядам и точки зрения;
освоение социальных норм и правил поведения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля и самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения; 2
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
умение анализировать литературное произведение;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров;
умение пересказывать прозаические произведения ;
написание изложений и сочинений;
понимание русского слова и его эстетической функции.
3. Содержание учебного предмета.
Программа включает в себя произведения родной (русской) литературы , поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
Ведущая тема при изучении родной литературы в 5 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность: курс 5 класса представлен следующими направлениями:
1. Качества текста и художественность произведений. Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитеты. Метафора, олицетворение, гипербола. Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. Значение употребления средств создания юмора в произведении.
2. Средства художественной изобразительности в родной литературе (русской). Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в русской художественной литературе. Разновидности разговорного языка. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе. Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества.
3
3. Разновидности употребления родного языка в родной литературе. Основные требования к языку художественного и нехудожественного текста: соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли. Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. Выбор языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей. Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Великие художественные произведения.
Рабочая программа рассчитана на 19 часов (из расчета 1 час в неделю).
4. Тематическое планирование.
6 класс ( 19 часов) 2 полугодие
_____________________________________________________________________________
№ Тема Осн. ч. Р/Р Итог
_____________________________________________________________________________
1. Введение 1 1
2. Устное народное творчество 1 1
3 Русская литература ХIХ века 8 8
4. Русская литература ХХ века 6 1 7
5. Повторение изученного в 5 классе 2 2
_____________________________________________________________________________
Итого 18 1 19
Программные произведения
1. Басни Л.Н.Толстого "Два товарища", "Лгун", "Отец и сыновья"
2. Русские народные сказки под обработкой А.Н. Афанасьева.
3. В.И.Даль Сказка "Что значит досуг"
4. П.А.Вяземский "Первый снег"
5. В.А.Сухомлинский "Легенда о материнской любви"
6. Стихи о родине и родной природе.
7. Произведения о ВОВ.
4
5. Учебно-методическое и материально – техническое
обеспечение образовательного процесса.
I . Учебно – методическая литература:
1. Коровина В.Я. «Программа по литературе 5-9 классы». Москва .
Издательство «Просвещение» 2017г.
2. Коровина В.Я. « Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС».
Москва. Издательство «Вако» 2017г.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 5 класс» в 2-х частях М. «Просвещение», 2018г.
II. Информационно - коммуникативные средства:
- Большая детская электронная энциклопедия (СД)
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс».
Москва. Аудио-школа. Издательство «Просвещение» 2018г.
III. Наглядные пособия:
- Портреты поэтов и писателей XVIII-XX вв.
IV. Интернет-ресурсы.
www.slovari.ru Электронные словари.
www.uroki.ru Поурочные планы,
методическая копилка, информационные
технологии в школе и др.
Электронные библиотеки: www.next.feb-web.ru –федеральный портал
www.ouc.ru – библиотека поэзии
www.fantlab.ru –сайт «Лаборатория фантастики»
www.dedushka.net – детская библиотека
V. Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2. Аудиоцентр.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Экран проекционный
6. Использованная литература.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – Москва: « Просвещение», 2017г. (стандарты второго поколения).
2. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» (Асмолов
3. А.Г., .Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др., под ред. А.Г. Асмолова.
2-е изд. Москва. « Просвещение»,2014г.
4. Беляева Н.В. «Уроки литературы в 5 классе». Книга для учителя.
Москва. Издательство «Просвещение» 2016г.
5
Приложение № 1
к рабочей программе
по родной литературе (русской)
5 класс
Календарно – тематическое планирование.
5 КЛАСС.
19 часов ( 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18- 19 | Введение. Понятие о средствах художественной изобразительности Устное народное творчество Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Из литературы ХIХ века Басни Л.Н.Толстого (по выбору учителя) В.И.Даль Сказка "Что значит досуг".Богатство и выразительность языка. Идейно-художественный смысл Русские народные сказки под обработкой А.Н. Афанасьева. Стихи о родине и о родной природе. П.А.Вяземский "Первый снег" Средства выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, антитеза. Разговорный язык, его назначение. Литературный язык и его разновидности. Повторение пройденного Из литературы ХХ века В.А.Сухомлинский "Легенда о материнской любви" Особенности жанра. Значение финала. Язык как результат художественного творчества. Значение стихотворной речи в лирическом произведении. Стихи о родине и родной природе. Р/р Сочинение "Мир глазами ребенка". Произведения о ВОВ Мое любимое произведение из родной литературы. Повторение пройденного в 5 классе Повторение пройденного. Список книг для летнего чтения | 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | | |
Итого 19
6