Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО ___________ Машкова Е.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Родная литература (русская)»
ФГОС
Класс: 8 А
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы - 2 полугодие 2020 /2021 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 19 ч/год; 1 ч/неделю
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по УМК Коровиной В.Я. «Программа по литературе для 5- 9 классов общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2017г.
На основе учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 8 класс» в 2-х частях М. «Просвещение», 2018г.
Рабочую программу составила Матвеева Н.Н.,
учитель __русского языка и литературы __высшей__ категории
2020 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету родная литература (русская) составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе , авторской Программы по литературе Коровиной В.Я. (М.Просвещение, 2017г), а также на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897» и на основе учебника Коровиной В.Я. (М.Просвещение 2018г).
Данный вариант программы обеспечен учебником для образовательных школ: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Литература 8 класс» в 2-х частях. Москва. Издательство «Просвещение», 2018г.
Цель рабочей программы:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе(русской) как хранительнице культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству классической русской литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами
Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества;
формирование осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его взглядам и точки зрения;
освоение социальных норм и правил поведения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля и самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения; 2
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
умение анализировать литературное произведение;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров;
умение пересказывать прозаические произведения ;
написание изложений и сочинений;
понимание русского слова и его эстетической функции.
3. Содержание учебного предмета.
Программа включает в себя произведения родной (русской) литературы , поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
Ведущая тема при изучении родной литературы в 8 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность: курс 8 класса представлен следующими направлениями:
1. Качества текста и художественность произведений. Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе. Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика Система образов. Образы центральные и второстепенные. Образ — персонаж — герой — тип. Образ-персонаж, образ-пейзаж. Герой — лирический герой. Портрет. Коллективный портрет.
2. Средства художественной изобразительности в родной литературе (русской). Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
3
3. Разновидности употребления родного языка в родной литературе.
Роль литературы в формировании русского языка.
Мировое значение русской литературы.
Изображение войны в творчестве поэтов и писателей; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине
Рабочая программа рассчитана на 19 часов (из расчета 1 час в неделю).
4. Тематическое планирование.
8 класс ( 19 часов) 2 полугодие
_____________________________________________________________________________
№ Тема Осн. ч. Р/Р Итог
_____________________________________________________________________________
1. Введение 1 1
2 Русская литература ХIХ века 7 2 9
4. Русская литература ХХ века 7 7
5. Повторение изученного в 7 классе 2 2
_____________________________________________________________________________
Итого 17 2 19
Программные произведения
1. А.С.Пушкин "Арап Петра Великого"
2. М.Ю.Лермонтов "Маскарад"
3. В.Каверин "Два капитана"
4. Стихи о родине и родной природе. 5. Е.А.Пермяк Е.А. "Ужасный почерк".
6. Произведения о ВОВ
4
5. Учебно-методическое и материально – техническое
обеспечение образовательного процесса.
I . Учебно – методическая литература:
1. Коровина В.Я. «Программа по литературе 5-9 классы». Москва .
Издательство «Просвещение» 2017г.
2. Коровина В.Я. « Рабочая программа по литературе 8 класс ФГОС».
Москва. Издательство «Вако» 2017г.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 8 класс» в 2-х частях М. «Просвещение», 2018г.
II. Информационно - коммуникативные средства:
- Большая детская электронная энциклопедия (СД)
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 8 класс».
Москва. Аудио-школа. Издательство «Просвещение» 2018г.
III. Наглядные пособия:
- Портреты поэтов и писателей XVIII-XX вв.
IV. Интернет-ресурсы.
www.slovari.ru Электронные словари.
www.uroki.ru Поурочные планы,
методическая копилка, информационные
технологии в школе и др.
Электронные библиотеки: www.next.feb-web.ru –федеральный портал
www.ouc.ru – библиотека поэзии
www.fantlab.ru –сайт «Лаборатория фантастики»
www.dedushka.net – детская библиотека
V. Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2. Аудиоцентр.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Экран проекционный
6. Использованная литература.
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – Москва: « Просвещение», 2017г. (стандарты второго поколения).
2. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» (Асмолов
3. А.Г., .Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др., под ред. А.Г. Асмолова.
2-е изд. Москва. « Просвещение»,2014г.
4. Беляева Н.В. «Уроки литературы в 8 классе». Книга для учителя.
Москва. Издательство «Просвещение» 2016г.
5
Приложение № 1
к рабочей программе
по родной литературе (русской)
8 класс
Календарно – тематическое планирование.
8 КЛАСС.
19 часов ( 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18- 19 | Введение. Основные средства художественной выразительности Из литературы ХIХ века А.С.Пушкин "Арап Петра Великого" "Арап Петра Великого. Впечатления от прочитанного. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; М.Ю.Лермонтов "Маскарад" Период становления и формирования личности писателя Выражение авторской индивидуальности Р/р Стихи о родине и о родной природе. Р/рСредства выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, антитеза. Повторение пройденного Из литературы ХХ века Художественная литература как одна из форм освоения мира В.Каверин "Два капитана" Нравственность и чувство долга. "Два капитана". Размышления о прочитанном Стихи о родине и родной природе. Е.А.Пермяк "Ужасный почерк" Жизненная позиция героя рассказа Произведения о ВОВ Мое любимое произведение из родной литературы. Повторение пройденного в 8 классе Повторение пройденного. Список книг для летнего чтения | 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | | |
Итого 19
6