СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Родная литература (русская)" ФГОС 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа по родной литературе, составленная по усмотрению учителя

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Родная литература (русская)" ФГОС 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.

города Ногинска Московской области


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

Протокол № от ___________

Руководитель ШМО

___________ Машкова Е.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР


_________Чадина Н.А.


«___»__________ 20 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 9

Приказ от _______ № _____


___________Мишукова Е.Н.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса «Родная литература (русская)»

ФГОС

Класс: 7 А

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы - 2 полугодие 2020 /2021 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 19 ч/год; 1 ч/неделю



Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по УМК Коровиной В.Я. «Программа по литературе для 5- 9 классов общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2017г.


На основе учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 7 класс» в 2-х частях М. «Просвещение», 2020г.







Рабочую программу составила Матвеева Н.Н.,

учитель __русского языка и литературы __высшей__ категории






2020 г.


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету родная литература (русская) составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе , авторской Программы по литературе Коровиной В.Я. (М.Просвещение, 2017г), а также на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897» и на основе учебника Коровиной В.Я. (М.Просвещение 2020г).

Данный вариант программы обеспечен учебником для образовательных школ: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Литература 7 класс» в 2-х частях. Москва. Издательство «Просвещение», 2020г.

Цель рабочей программы:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе(русской) как хранительнице культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству классической русской литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами

Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание истории, языка, культуры своего народа;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его взглядам и точки зрения;

  • освоение социальных норм и правил поведения;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля и самооценки;

  • умение определять понятия, создавать обобщения; 2


  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.



Предметные результаты:



  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • умение анализировать литературное произведение;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров;

  • умение пересказывать прозаические произведения ;

  • написание изложений и сочинений;

  • понимание русского слова и его эстетической функции.

3. Содержание учебного предмета.

Программа включает в себя произведения родной (русской) литературы , поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая тема при изучении родной литературы в 7 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность: курс 7 класса представлен следующими направлениями:

1. Качества текста и художественность произведений. Период становления и формирования личности пи­сателя; годы учения. Включение в круг чтения и изу­чение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободо­любия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими про­изведениям. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — не­обходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитеты. Метафора, олицетворение, гипербола.


2. Средства художественной изобразительности в родной литературе (русской). Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в русской художественной литературе. Разновидности разговорного языка. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе. Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. 3 Язык как материал, из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества.


3. Разновидности употребления родного языка в родной литературе.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

Рабочая программа рассчитана на 19 часов (из расчета 1 час в неделю).


4. Тематическое планирование.

7 класс ( 19 часов) 2 полугодие

_____________________________________________________________________________

№ Тема Осн. ч. Р/Р Итог

_____________________________________________________________________________

1. Введение 1 1

2. Русская литература ХVIII века 1 1

3 Русская литература ХIХ века 6 2 8

4. Русская литература ХХ века 7 7

5. Повторение изученного в 7 классе 2 2


_____________________________________________________________________________

Итого 17 2 19


Программные произведения

1. Басни И.И.Дмитриева "Два веера", "Нищий и собака", "Отец с сыном"

2.А.С.Пушкин "Повести Белкина"

3. В.М.Гаршин "Сигнал"

4. Ю.М.Нагибин "Маленькие рассказы о большой судьбе"

5. С.А.Баруздин "Тринадцать лет"

6. Стихи о родине и родной природе.

7. Произведения о ВОВ.















4

5. Учебно-методическое и материально – техническое

обеспечение образовательного процесса.


I . Учебно – методическая литература:

1. Коровина В.Я. «Программа по литературе 5-9 классы». Москва .

Издательство «Просвещение» 2017г.

2. Коровина В.Я. « Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС».

Москва. Издательство «Вако» 2017г.

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература 7 класс» в 2-х частях М. «Просвещение», 2020г.

II. Информационно - коммуникативные средства:

- Большая детская электронная энциклопедия (СД)

- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 7 класс».

Москва. Аудио-школа. Издательство «Просвещение» 2020г.

III. Наглядные пособия:

- Портреты поэтов и писателей XVIII-XX вв.

IV. Интернет-ресурсы.

www.slovari.ru Электронные словари.

www.uroki.ru Поурочные планы,

методическая копилка, информационные

технологии в школе и др.


Электронные библиотеки: www.next.feb-web.ru –федеральный портал

www.ouc.ru – библиотека поэзии

www.fantlab.ru –сайт «Лаборатория фантастики»

www.dedushka.net – детская библиотека

V. Технические средства обучения.

1. Магнитофон.

2. Аудиоцентр.

3. Мультимедийный компьютер.

4. Экран проекционный


6. Использованная литература.



1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – Москва: « Просвещение», 2017г. (стандарты второго поколения).

2. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» (Асмолов

3. А.Г., .Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др., под ред. А.Г. Асмолова.

2-е изд. Москва. « Просвещение»,2014г.

4. Беляева Н.В. «Уроки литературы в 7 классе». Книга для учителя.

Москва. Издательство «Просвещение» 2016г.




5


Приложение № 1

к рабочей программе

по родной литературе (русской)

7 класс

Календарно – тематическое планирование.

7 КЛАСС.

19 часов ( 1 час в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

2


3

4

5


6


7

8

9


10


11

12


13


14

15

16

17

18-

19


Введение. Основные средства художественной выразительности

Из литературы ХVIII века

Басни И.И.Дмитриева "Два веера", "Нищий и собака", "Отец с сыном"

Из литературы ХIХ века А.С.Пушкин "Повести Белкина" Различные виды пересказа. Впечатления от прочитанного. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; В.М.Гаршин "Сигнал". Психологизм произведений писателя. Период становления и формирования личности пи­сателя

Р/р Стихи о родине и о родной природе. Р/рСредства выразительности: эпитет, сравнение, метафо­ра, олицетворение, антитеза. Повторение пройденного Из литературы ХХ века Ю.М.Нагибин "Маленькие рассказы о большой судьбе" Художественная литература как одна из форм освоения мира . С.А.Баруздин "Тринадцать лет" Нравственность и чувство долга. Стихи о родине и родной природе. Литература и другие виды искусства Произведения о ВОВ Мое любимое произведение из родной литературы. Повторение пройденного в 7 классе Повторение пройденного. Список книг для летнего чтения






1

1 1

8 1 1

1

1


1


1

1

1


7 1


1


1


1

1

1

1

2 1

1



































Итого 19


6