СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа

 учебного курса «Русский язык»

                                                                       3Б класса на 2018-2019 учебный год

начального общего образования

Разработана на основе авторской программы по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Деменьтьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной 

срок реализации 1 год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 3 класс»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ /_____________/
ФИО

Протокол № ___ от _______


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МКОУ ТСШ №2

_________/______________/

«_____» __________2018 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

__________ /С.В. Загайнов/
Приказ № ____

от «____» ________ 2018 г.





Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

3Б класса на 2018-2019 учебный год

начального общего образования

Разработана на основе авторской программы по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Деменьтьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной

срок реализации 1 год


Составитель:

учитель начальных классов

Кочукова Валентина Александровна





с. Топчиха, 2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии:

  1. ФГОС НОО (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г № 373)

  2. ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утверждено приказом директора № 50/3 от 02.09.2014г)

  3. Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утверждено приказом директора № 1 от 30.08.2018г)

  4. Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)

  5. Федеральным перечнем учебников (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253)

И на основе других материалов:

1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

2.Авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Деменьтьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык». Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. - Москва, Просвещение,2014 г.

3. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. – М.: Просвещение,2015 г.

Примерной и авторской программой по русскому языку на её реализацию отведено 170 часов.

Для проведения занятий по русскому языку Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 3 классе еженедельно отводится 5 учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели (всего 170 часов). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 3 классах еженедельно 5 учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели (всего 170 часов). С учётом этого программа составлена на 170 часов учебного времени.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

  3. Развитие коммуникативных умений.

  4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

  5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов

Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .

Методы и формы: устный опрос; диктан­т, грамматические задания, контрольное списывание, изложение, тестовые задания.

Используемые технологии, формы и методы работы

Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход

Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровье сберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые); информационно-коммуникационные.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;

е) метод проектов.

Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: УМК по предмету, учебно-наглядные пособия по предмету, ЭОР по предмету.

В классе занимается ребёнок по адаптированной программе для детей с ЗПР. Нормы и критерии оценивания в приложении.

Календарно – тематическое планирование предмета «Русский язык» в 3 классе на 2018 – 2019 учебный год.

Количество недельных часов 170.


п/п


Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 ЧАСА).

1.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь отражение культуры человека.

1

03.09


2.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

1

04.09


ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ЧАСОВ).

3.

Текст как единица языка и речи.

1

05.09.


4.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Р/р. Восстановление деформированного текста; составление повествовательного текста

1

06.09


5.

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений.

1

07.09


6.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

1

10.09


7.

Виды предложений по цели высказывания. Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

11.09


8.

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

1

12.09


9.

Обобщение знаний о видах предложений.

1

13.09


10.

Обращение. Предложения с обращением (общее представление). Р/р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

1

14.09


11.

Главные и второстепенные члены предложения. Р/Р.: составление из данных слов распространенного предложения по заданному алгоритму.

1

17.09


12.

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения.

1

18.09


13.

Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

1

19.09


14.

Проверочная работа № 1 по теме «Текст. Предложение».

1

20.09


15.

Словосочетание (общее представление). Р/р. Составление предложений по заданной модели. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

1

21.09


16.

Словосочетание сложного предложения. Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

1

24.09


СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ЧАСОВ).

17.

Лексическое значение слова.

1

25.09


18.

Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы.

1

26.09


19.

Омонимы.

1

27.09


20.

Слово и словосочетание.

1

28.09


21.

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

1

01.10


22.

Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

02.10


23.

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

03.10


24.

Части речи.

1

04.10


25.

Части речи. Р/р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

05.10


26.

Имя числительное.

1

08.10


27.

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Проверочная работа №2 по теме: «Слово в языке и речи».

1

09.10


28.

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

10.10


29.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу-щу, ча-ща, жи-ши.

1

11.10


30.

Согласные звуки и буквы для их и обозначения. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

1

12.10


31.

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

1

15.10


32.

Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».

1

16.10


33.

Проверочный диктант №1 по теме: «Слово в языке и речи».

1

17.10


СОСТАВ СЛОВА (47 ЧАСОВ).

34.

Корень слова. Однокоренные слова.

1

18.10


35.

Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

1

19.10


36.

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

1

22.10


37.

Форма слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

1

23.10


38.

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

1

24.10


39.

Слова, которые не имеют окончания. Р/р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком слов.

1

25.10


40.

Приставка как значимая часть слова.

1

26.10


41.

Значение приставок. Образование слов с помощью приставок.

1

06.11


42.

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками

1

07.11


43.

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

1

08.11


44.

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

1

09.11


45.

Р/р Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

12.11


46.

Основа слова.

1

13.11


47.

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу

1

14.11


48.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Р/р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

1

15.11


49.

Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

1

16.11


50.

Проект «Семья слов».

1

19.11


51.

Проверочная работа №3 по теме: «Состав слова».

1

20.11


52.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

21.11


53.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

1

22.11


54.

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

1

23.11


55.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Р/р. Составление текста из деформированных предложений.

1

26.11


56.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере-.

1

27.11


57.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

28.11


58.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

29.11


59.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

30.11


60.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

03.12


61.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

04.12


62.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

05.12


63.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

06.12


64.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

07.12


65.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

10.12


66.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

11.12


67.

Правописание слов с удвоенными согласными. Р/р. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

12.12


68.

Правописание суффиксов и приставок.

1

13.12


69.

Правописание суффиксов и приставок.

1

14.12


70.

Правописание суффиксов и приставок.

1

17.12


71.

Правописание суффиксов и приставок.

1

18.12


72.

Правописание приставок и предлогов.

1

19.12


73.

Контрольный диктант.

1

20.12


74.

Правописание приставок и предлогов.

1

21.12


75.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

24.12


76.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

25.12


77.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). ). Составление объявления.

1

26.12


78.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

27.12


79.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Р/р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

1

10.01


80.

Проект « Составляем «Орфографический словарь».

1

11.01


ЧАСТИ РЕЧИ (75 ЧАСОВ).

Части речи (2 часа)

81.

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

14.01


82.

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.

1

15.01


Имя существительное (30 часов).

83.

Имя существительное. Повторение и углубление представлений об имени существительном.

1

16.01


84.

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

1

17.01


85.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

18.01


86.

Р/р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

21.01


87.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

22.01


88.

Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени».

1

23.01


89.

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.

1

24.01


90.

Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р/р Работа с текстом. Письмо по памяти.

1

25.01


91.

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

1

28.01


92.

Определение рода имен существительных, употребленных в начальной форме и других формах.

1

29.01


93.

Имена существительные общего рода (первые представления)

1

30.01


94.

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

31.01


95.

Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце слова.

1

01.02


96.

Р/р Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

04.02


97.

Проверочный диктант №2 по теме: «Имя существительное».

1

05.02


98.

Склонение (изменение по падежам) имен существительных.

1

06.02


99.

Склонение (изменение по падежам) имен существительных.

1

07.02


100.

Р/р Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка».

1

08.02


101.

Именительный падеж имен существительных.

1

11.02


102.

Родительный падеж имен существительных.

1

12.02


103.

Дательный падеж имен существительных.

1

13.02


104.

Винительный падеж имен существительных.

1

14.02


105.

Винительный падеж имен существительных.

1

15.02


106.

Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных.

1

18.02


107.

Творительный падеж имен существительных.

1

19.02


108.

Предложный падеж имен существительных.

1

20.02


109.

Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

1

21.02


110.

Р/р Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

22.02


111.

Все падежи. Проект. « «Зимняя» страничка».

1

25.02


112.

Проверочный диктант №3 по теме: «Имя существительное».

1

26.02


Имя прилагательное (18 часов).

113.

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

1

27.02


114.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание.

1

28.02


115.

Текст – описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте – описании.

1

01.03


116.

Р/р Составление текста – описания растения в научном стиле.

1

04.03


117.

Р/р Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь».

1

05.03


118.

Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе).

1

06.03


119.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

07.03


120.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

11.03


121.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

12.03


122.

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по чилам.

1

13.03


123.

Р/р Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

1

14.03


124.

Падеж имён прилагательных (общее представление).

1

15.03


125.

Начальная форма имени прилагательного.

1

18.03


126.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

19.03


127.

Контрольный диктант.

1

20.03


128.

Р/р Составление сочинения – отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

21.03


129.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

22.03


130.

Проект. «Имена прилагательные в загадках».

1

01.04


Местоимение (4 часа).



02.04

131.

Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

02.04


132.

Род местоимений 3 лица единственного числа.

1

03.04


133.

Проверочная работа №4 по теме: «Местоимение».

1

04.04


134.

Употребление личных местоимений в речи. Морфологический разбор местоимений. Р/р Составление письма.

1

05.04


Глагол (21 час).

135.

Повторение и углубление представлений о глаголе.

1

08.04


136.

Значение и употребление глагола в речи.

1

09.04


137.

Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

1

10.04


138.

Р/р Составление теста по сюжетным картинкам.

1

11.04


139.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

1

12.04


140.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

1

15.04


141.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

16.04


142.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Р/р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

1

17.04


143.

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

1

18.04


144.

Времена глаголов.

1

19.04


145.

Изменение глаголов по временам.

1

22.04


146.

Изменение глаголов по временам.

1

23.04


147.

Р/р Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

1

24.04


148.

Род глаголов в прошедшем времени.

1

25.04


149.

Родовые окончания глаголов (-а, -о). Р/р Составление предложений из текста.

1

26.04


150.

Правописание частицы не с глаголами.

1

29.04


151.

Правописание частицы не с глаголами.

1

30.04


152.

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

02.05


153.

Контрольный диктант.

1

03.05


154.

Проверочная работа №5 по теме: «Глагол».

1

06.05


155.

Р/р Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке».

1

07.05


ПОВТОРЕНИЕ (15 ЧАСОВ).

156.

Части речи.

1

08.05


157.

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста или составление сочинения на тему «У Вечного огня».

1

10.05


158.

Предложения по цели высказывания и по интонации.

1

13.05


159.

Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных.

1

14.05


160.

Имя существительное.

1

15.05


161.

Имя числительное.

1

16.05


162.

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

17.05


163.

Разбор предложения по членам предложения. Р/р Составление диалога с использованием в нём вежливых слов.

1

20.05


164.

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

21.05


165.

Правописание слов с изученными орфограммами. Р/р. Составление текста, осложнённого пропущенными орфограммами, из деформированных предложений.

1

22.05


166.

Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.

1

23.05


167.

Правописание имён собственных.

1

24.05


168.

Р/р Составление сочинения на основе сюжетного рисунка.

1

27.05


169.

Правописание слов с изученными орфограммами в корне слова. Упражнение в разборе слов по составу.

1

28.05


170.

Правописание слов с изученными орфограммами в корне слова. Упражнение в разборе слов по составу.

1

29.05



п/п

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

1.

Проверочная работа

2

1


2

5

2.

Проверочный диктант

1


2


3

3.

Развитие речи

9

5

9

10

33

4.

Контрольный диктант


1

1

1

3

5.

Проекты

1

1

3

1

6


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяются по всем разделам курса.

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно – познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном, словесно – образном и словесно –логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко – речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию и текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентации);

  • использовать знаково – символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны РФ, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально – оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

Развитие речи.

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • принимать речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе обращения с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предположения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему – либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём знакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме и главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомиться с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста – образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка.

Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко - буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетание звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко – буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко – буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика.

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально – оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов – названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика).

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами приставками (простые случаи);

  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология.

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глагола (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3 – го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать за словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис.

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

      1. применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

      1. подбирать примеры с определённой орфограммой;

      2. обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

      3. определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

      4. применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

      5. безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);

      6. писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

      7. проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями сложного предложения;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

  1. при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Канакин, В.П. Русский язык. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная литература:

  1. Канакина, В.П. Русский язык: рабочая тетрадь: 3 класс. – М.: Просвещение, 2017 г

  2. Бондаренко А.А. Рабочий словарик. – М.: Просвещение,2016 г.

  3. Бондаренко А.а., Гуркова И.В. Орфографический словарь «Пишу правильно». – М.: Просвещение,2016 г.

  4. Электронное приложение к учебнику (диск).

  5. В.П. Канакина. Русский язык. Тетрадь учебных достижений 3 класс. М.: Просвещение,2017 г.

  6. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение2013 г.

  7. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3 – 4 классы. – М.: Просвещение2016 г.

  8. В.П. Канакина. Русский язык. Раздаточный материал, М.: Просвыещение, 2016 г.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и приборы.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

  2. Мултимедийный проектор, экран;

  3. Персональный компьютер.


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


№ п/п

№ измененного

урока


Дата проведения урока по плану

Дата фактического проведения урока


Причина изменений (приказ №… от…)

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.