СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

 учебного курса «Русский язык»

                                                                       4Б класса на 2019-2020 учебный год

начального общего образования

Разработана на основе авторской программы по русскому языку для 4 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной 

срок реализации 1 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 4 класса»

18




Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Чурсина М.В. /

Протокол №

от «____»______________2019г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2

_____________/Макарова Л.Ю/


от «____»______________2019г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

_____________/Загайнов С.В./

Приказ № ______ от «____»____________ 2019г.




Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

4Б класса на 2019-2020 учебный год

начального общего образования

Разработана на основе авторской программы по русскому языку для 4 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной

срок реализации 1 год


Составитель:

Кочукова Валентина Александровна

учитель начальных классов,



с. Топчиха 2019


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:

  1. ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)

  2. ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)

  3. Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора №59от 30.08.2019)

  4. Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)

  5. Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)

И на основе других материалов:

1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.

2.Авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Канакина В.П.- М.: Просвещение, 2014. – 351с.

Место учебного предмета в учебном плане.

Примерной и авторской программой по русскому языку на их реализацию отведено 170часов.

Для проведения занятий по предмету «Русский язык» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 5 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 170 часов). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 4 классе еженедельно отводится 5 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 170 часов). С учетом этого программа составлена на 170 часов учебного времени.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

  3. Развитие коммуникативных умений.

  4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

  5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание программы соответствуют авторской программе «Русский язык»В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной.

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов

Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .

Методы и формы: устный опрос; диктан­т, грамматические задания, контрольное списывание, изложение, тестовые задания.

О формах, методах и средствах обучения, технологиях

Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.

Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровье сберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые); информационно-коммуникационные.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;

е) метод проектов.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.

Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

*За основу взято авторское календарно-тематическое планирование (Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Канакина В.П.- М.: Просвещение, 2017. – 351с).

Нормы и критерии оценивания в Приложении к программе.






Календарно-тематическое планирование предмета «Русский язык»

4 Б класса на 2019-2020 учебный год

Количество недельных часов- 5


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Повторение (11 часов)

1

Знакомство с учебником «русский язык». Наша речь и наш язык. Р/р. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. (№1)

1

03.09

03.09

2

Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль.

1

04.09

04.09

3

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. (№2)

1

05.09

05.09

4

Типы текстов. Р/р. Составление устного рассказа на выбранную тему. (№3)

1

06.09

06.09

5

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

07.09

07.09

6

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

10.09

10.09

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

11.09

11.09

8

Распространённые и нераспространённые предложения. Основа предложения. Р/р. Составление предложений по рисункам; составление из деформированных предложений текста. (№4)

1

12.09

12.09

9

Проверочная работа№1 по теме «Повторение».

1

13.09

13.09

10

Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

1

14.09

14.09

11

Р/р. Письменное выборочное изложение по вопросам. (№5)

1

17.09

17.09

Предложение (9 часов)

12

Представление о предложениях с однородными членами.

1

18.09

18.09

13

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и,а,но).

1

19.09

19.09

14

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и,а,но.

1

20.09

20.09

15

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

1

21.09

21.09

16

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» (№6)

1

24.09

24.09

17

Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.

1

25.09

25.09

18

Различение сложного предложения и простого с однородными членами.

1

26.09

26.09

19

Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа №2 по теме «Предложение».

1

27.09

27.09

20

Р/р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (№7)

1

28.09

28.09

Слово в языке и речи (21 час)

21

Слово и его лексическое значение.

1

01.10

01.10

22

Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

02.10

02.10

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

03.10

03.10

24

Фразеологизмы. Р/р. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка ( словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму (№8)

1

04.10

04.10

25

Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

1

05.10

05.10

26

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

08.10

08.10

27

Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

1

09.10

09.10

28

Разбор слова по составу. Моделирование слова с определённым составом.

1

10.10

10.10

29

Правописание слов с безударным гласным в слове.

1

11.10

11.10

30

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

1

12.10

12.10

31

Правописание слов с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

1

15.10

15.10

32

Правописание приставок и суффиксов.

1

16.10

16.10

33

Контрольный диктант№1 по теме «Состав слова».

1

17.10

17.10

34

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

18.10

18.10

35

Р/р. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. (№9)

1

19.10

19.10

36

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

1

22.10

22.10

37

Имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол.

1

23.10

23.10

38

Проверочная работа №3 по теме «Слово в языке и речи».

1

24.10

24.10

39

Наречие (общее представление).

1

25.10

25.10

40

Значение и употребление наречий в речи.

1

26.10

26.10

41

Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».(№10)

1

06.11

06.11

Имя существительное (39 часов)

42

Имя существительное. Определение падежа имени существительного.

1

07.11

07.11

43

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

1

08.11

08.11

44

Начальная форма имени существительного.

1

09.11

09.11

45

Распознавание падежей имен существительных.

1

12.11

12.11

46

Несклоняемые имена существительные.

1

13.11

13.11

47

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

1

14.11

14.11

48

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

1

15.11

15.11

49

Р/р. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). (№11)

1

16.11

16.11

50

2-е склонение имен существительных.

1

19.11

19.11

51

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

1

20.11

20.11

52

3-е склонение имен существительных.

1

21.11

21.11

53

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

1

22.11

22.11

54

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.(№12)

1

23.11

23.11

55

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

1

26.11

26.11

56

Именительный и винительный падежи имен существительных.

1

27.11

27.11

57

Падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

1

28.11

28.11

58

Падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

1

29.11

29.11

59

Падежные окончания одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах.

1

30.11

30.11

60

Падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

1

03.12

03.12

61

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.

1

04.12

04.12

62

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.

1

05.12

05.12

63

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

1

06.12

06.12

64

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

1

07.12

07.12

65

Падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

1

10.12

10.12

66

Падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

1

11.12

11.12

67

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

12.12

12.12

68

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

13.12

13.12

69

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

14.12

14.12

70

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

17.12

17.12

71

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

18.12

18.12

72

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». (№13)

1

19.12

19.12

73

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

1

20.12

20.12

74

Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже.

1

21.12

21.12

75

Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

1

24.12

24.12

76

Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

1

25.12

25.12

77

Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».

1

26.12

26.12

78

Винительный падеж одушевленных имен существительных.

1

27.12

27.12

79

Падежные окончания имен существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Проект «Говорите правильно!»

1

10.01

10.01

80

Р\р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.(№14)

1

11.01

11.01

Имя прилагательное (30 часов)

81

Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных.

1

14.01

14.01

82

Род и число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе).

1

15.01

15.01

83

Начальная форма имён прилагательных. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

1

16.01

16.01

84

Р/р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» (№15)

1

17.01

17.01

85

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

1

18.01

18.01

86

Р/р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». (№16)

1

21.01

21.01

87

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

22.01

22.01

88

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

23.01

23.01

89

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

24.01

24.01

90

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

25.01

25.01

91

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

28.01

28.01

92

Творительный и предложный падежи.

1

29.01

29.01

93

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1

30.01

30.01

94

Р/р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.(№17)

1

31.01

31.01

95

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

01.02

01.02

96

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

1

04.02

04.02

97

Именительный и винительный падежи.

1

05.02

05.02

98

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.

1

06.02

06.02

99

Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода.

1

07.02

07.02

100

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.

1

08.02

08.02

101

Правописание имен прилагательных женского рода в единственном числе. Р/р. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.(№18)

1

11.02

11.02

102

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

1

12.02

12.02

103

Р/р. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». (№19)

1

13.02

13.02

104

Именительный и винительный падежи.

1

14.02

14.02

105

Родительный и предложный падежи.

1

15.02

15.02

106

Дательный и творительный падежи.

1

18.02

18.02

107

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

19.02

19.02

108

Морфологический разбор имен прилагательных.Р/р. Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». (№20)

1

20.02

20.02

109

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».(№3)

1

21.02

21.02

110

Обобщение по разделу «Имя прилагательное».

1

22.02

22.02

Местоимение (8 часов)

111

Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи.

1

25.02

25.02

112

Личные местоимения 1,2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

1

26.02

26.02

113

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

27.02

27.02

114

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

28.02

28.02

115

Окончания личных местоимений в косвенных формах.Р/р. Составление поздравительной открытки. (№21)

1

01.03

01.03

116

Правописание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений.

1

04.03

04.03

117

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. (№22)

1

05.03

05.03

118

Проверочная работа по теме «Личные местоимения» (№4)

1

06.03

06.03

Глагол (34 часа)

119

Значение глаголов в языке и речи.

1

07.03

07.03

120

Изменение глаголов по временам.

1

11.03

11.03

121

Неопределенная форма глагола.

1

12.03

12.03

122

Неопределенная форма глагола.

1

13.03

13.03

123

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме.

1

14.03

14.03

124

Р/р. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. (№23)

1

15.03

15.03

125

Неопределенная форма глагола.

1

18.03

18.03

126

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

1

19.03

19.03

127

Лица и числа глаголов.

1

20.03

20.03

128

Глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица настоящего и будущего времени.

1

21.03

21.03

129

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2 лице и будущего времени в единственном числе.

1

22.03

22.03

130

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени.

1

01.04

01.04

131

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

1

02.04

02.04

132

Р/р.Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (№24)

1

03.04

03.04

133

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

04.04

04.04

134

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

05.04

05.04

135

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

08.04

08.04

136

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

09.04

09.04

137

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

10.04

10.04

138

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

11.04

11.04

139

Возвратные глаголы (общее представление).

1

12.04

12.04

140

Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

15.04

15.04

141

Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах.

1

16.04

16.04

142

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. (№25)

1

17.04

17.04

143

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

18.04

18.04

144

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

1

19.04

19.04

145

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

1

22.04

22.04

146

Р/р.Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.(№26)

1

23.04

23.04

147

Обобщение по теме «Глагол».

1

24.04

24.04

148

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

1

25.04

25.04

149

Морфологический разбор глаголов.

1

26.04

26.04

150

Обобщение знаний по теме «Глагол».

1

29.04

29.04

151

Контрольный диктант по теме «Глагол». (№4)

1

30.04

30.04

152

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. (№27)

1

03.05

03.05

Повторение (18 часов)

153

Язык и речь.

1

06.05

06.05

154

Текст.

1

07.05

07.05

155

Предложение и словосочетание.

1

08.05

08.05

156

Предложение и словосочетание.

1

10.05

10.05

157

Лексическое значение слова.

1

13.05

13.05

158

Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». (№28)

1

14.05

14.05

159

Состав слова.

1

15.05

15.05

160

Правописание орфограмм в значимых частях слова.

1

16.05

16.05

161

Правописание орфограмм в значимых частях слова.

1

17.05

17.05

162

Р/р. Сжатое изложение повествовательного текста. (№29)

1

20.05

20.05

163

Части речи. Имя существительное.

1

21.05

21.05

164

Части речи. Имя прилагательное.

1

22.05

22.05

165

Части речи. Местоимение. Имя числительное.

1

23.05

23.05

166

Части речи. Глагол.

1

24.05

24.05

167

Части речи. Наречие.

1

27.05

27.05

168

Служебные части речи.

1

28.05

28.05

169

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

1

29.05

29.05

170

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. Морфологический разбор разных частей речи

1

30.05

30.05


Таблица общего количества контрольных, практических и др. работ


№ п/п

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

1

Проверочная работа

3


1


4

2

Контрольный диктант

1


2

1

4

3

Сочинения

1

1

4

3

9

4

Изложения

4

1

5

2

12

5

Развитие речи

6


4

1

11

6

Проекты



2


2


Планируемые результаты

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания:

-раздельное написание слов;

-сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

-сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

-разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

-соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

-безударные падежные окончания имён прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

-мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

-мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

-безударные личные окончания глаголов;

-раздельное написание предлогов с другими словами;

-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

-соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

и и в суффиксах -ек, -ик;

-запятая при обращении;

-запятая между частями в сложном предложении;

  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

  • объяснять правописание личных окончаний глагола;

  • объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

  • при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Канакина, В.П. Русский язык. 4класс :учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений 4 класс. М.: Просвещение,2018 г.

  2. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение 2014 г.

  3. Канакина В. П. Методическое пособие с поурочными разработками русский язык 4 класс- М.: Просвещение, 2017 г.


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Русский язык.4 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

  2. Мультимедийный проектор, экран;

  3. Персональный компьютер.

Дидактический материал

  • Комплект таблиц к основным разделам по русскому языку;

  • Словари орфографические, орфоэпические, толковый, синонимов, антонимов.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.



Лист внесения изменений в рабочую программу


№ п/п

№ измененного

урока

Дата проведения
по плану

Дата фактического проведения


Причина (приказ № … от …)