18
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ от «____»______________2019г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
4Б класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по русскому языку для 4 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной
срок реализации 1 год
Составитель:
Кочукова Валентина Александровна
учитель начальных классов,
с. Топчиха 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:
ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора №59от 30.08.2019)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
И на основе других материалов:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
2.Авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
3. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Канакина В.П.- М.: Просвещение, 2014. – 351с.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по русскому языку на их реализацию отведено 170часов.
Для проведения занятий по предмету «Русский язык» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 5 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 170 часов). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 4 классе еженедельно отводится 5 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 170 часов). С учетом этого программа составлена на 170 часов учебного времени.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
Развитие коммуникативных умений.
Развитие нравственных и эстетических чувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание программы соответствуют авторской программе «Русский язык»В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: устный опрос; диктант, грамматические задания, контрольное списывание, изложение, тестовые задания.
О формах, методах и средствах обучения, технологиях
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровье сберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые); информационно-коммуникационные.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;
е) метод проектов.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
*За основу взято авторское календарно-тематическое планирование (Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Канакина В.П.- М.: Просвещение, 2017. – 351с).
Нормы и критерии оценивания в Приложении к программе.
Календарно-тематическое планирование предмета «Русский язык»
4 Б класса на 2019-2020 учебный год
Количество недельных часов- 5
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Повторение (11 часов) |
1 | Знакомство с учебником «русский язык». Наша речь и наш язык. Р/р. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. (№1) | 1 | 03.09 | 03.09 |
2 | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. | 1 | 04.09 | 04.09 |
3 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. (№2) | 1 | 05.09 | 05.09 |
4 | Типы текстов. Р/р. Составление устного рассказа на выбранную тему. (№3) | 1 | 06.09 | 06.09 |
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | 07.09 | 07.09 |
6 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | 10.09 | 10.09 |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | 11.09 | 11.09 |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. Основа предложения. Р/р. Составление предложений по рисункам; составление из деформированных предложений текста. (№4) | 1 | 12.09 | 12.09 |
9 | Проверочная работа№1 по теме «Повторение». | 1 | 13.09 | 13.09 |
10 | Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. | 1 | 14.09 | 14.09 |
11 | Р/р. Письменное выборочное изложение по вопросам. (№5) | 1 | 17.09 | 17.09 |
Предложение (9 часов) |
12 | Представление о предложениях с однородными членами. | 1 | 18.09 | 18.09 |
13 | Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и,а,но). | 1 | 19.09 | 19.09 |
14 | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и,а,но. | 1 | 20.09 | 20.09 |
15 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. | 1 | 21.09 | 21.09 |
16 | Р/р. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» (№6) | 1 | 24.09 | 24.09 |
17 | Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. | 1 | 25.09 | 25.09 |
18 | Различение сложного предложения и простого с однородными членами. | 1 | 26.09 | 26.09 |
19 | Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа №2 по теме «Предложение». | 1 | 27.09 | 27.09 |
20 | Р/р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (№7) | 1 | 28.09 | 28.09 |
Слово в языке и речи (21 час) |
21 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 01.10 | 01.10 |
22 | Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | 02.10 | 02.10 |
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | 03.10 | 03.10 |
24 | Фразеологизмы. Р/р. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка ( словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму (№8) | 1 | 04.10 | 04.10 |
25 | Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. | 1 | 05.10 | 05.10 |
26 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | 08.10 | 08.10 |
27 | Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 | 09.10 | 09.10 |
28 | Разбор слова по составу. Моделирование слова с определённым составом. | 1 | 10.10 | 10.10 |
29 | Правописание слов с безударным гласным в слове. | 1 | 11.10 | 11.10 |
30 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным. | 1 | 12.10 | 12.10 |
31 | Правописание слов с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах. | 1 | 15.10 | 15.10 |
32 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 16.10 | 16.10 |
33 | Контрольный диктант№1 по теме «Состав слова». | 1 | 17.10 | 17.10 |
34 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 1 | 18.10 | 18.10 |
35 | Р/р. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. (№9) | 1 | 19.10 | 19.10 |
36 | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | 22.10 | 22.10 |
37 | Имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол. | 1 | 23.10 | 23.10 |
38 | Проверочная работа №3 по теме «Слово в языке и речи». | 1 | 24.10 | 24.10 |
39 | Наречие (общее представление). | 1 | 25.10 | 25.10 |
40 | Значение и употребление наречий в речи. | 1 | 26.10 | 26.10 |
41 | Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».(№10) | 1 | 06.11 | 06.11 |
Имя существительное (39 часов) |
42 | Имя существительное. Определение падежа имени существительного. | 1 | 07.11 | 07.11 |
43 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 | 08.11 | 08.11 |
44 | Начальная форма имени существительного. | 1 | 09.11 | 09.11 |
45 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 | 12.11 | 12.11 |
46 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 13.11 | 13.11 |
47 | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. | 1 | 14.11 | 14.11 |
48 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. | 1 | 15.11 | 15.11 |
49 | Р/р. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). (№11) | 1 | 16.11 | 16.11 |
50 | 2-е склонение имен существительных. | 1 | 19.11 | 19.11 |
51 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. | 1 | 20.11 | 20.11 |
52 | 3-е склонение имен существительных. | 1 | 21.11 | 21.11 |
53 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. | 1 | 22.11 | 22.11 |
54 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.(№12) | 1 | 23.11 | 23.11 |
55 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 26.11 | 26.11 |
56 | Именительный и винительный падежи имен существительных. | 1 | 27.11 | 27.11 |
57 | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. | 1 | 28.11 | 28.11 |
58 | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. | 1 | 29.11 | 29.11 |
59 | Падежные окончания одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах. | 1 | 30.11 | 30.11 |
60 | Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. | 1 | 03.12 | 03.12 |
61 | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 04.12 | 04.12 |
62 | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 05.12 | 05.12 |
63 | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | 1 | 06.12 | 06.12 |
64 | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. | 1 | 07.12 | 07.12 |
65 | Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. | 1 | 10.12 | 10.12 |
66 | Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. | 1 | 11.12 | 11.12 |
67 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 12.12 | 12.12 |
68 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 13.12 | 13.12 |
69 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 14.12 | 14.12 |
70 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 17.12 | 17.12 |
71 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 18.12 | 18.12 |
72 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». (№13) | 1 | 19.12 | 19.12 |
73 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. | 1 | 20.12 | 20.12 |
74 | Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. | 1 | 21.12 | 21.12 |
75 | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | 24.12 | 24.12 |
76 | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | 25.12 | 25.12 |
77 | Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». | 1 | 26.12 | 26.12 |
78 | Винительный падеж одушевленных имен существительных. | 1 | 27.12 | 27.12 |
79 | Падежные окончания имен существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Проект «Говорите правильно!» | 1 | 10.01 | 10.01 |
80 | Р\р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.(№14) | 1 | 11.01 | 11.01 |
Имя прилагательное (30 часов) |
81 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных. | 1 | 14.01 | 14.01 |
82 | Род и число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). | 1 | 15.01 | 15.01 |
83 | Начальная форма имён прилагательных. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. | 1 | 16.01 | 16.01 |
84 | Р/р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» (№15) | 1 | 17.01 | 17.01 |
85 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. | 1 | 18.01 | 18.01 |
86 | Р/р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». (№16) | 1 | 21.01 | 21.01 |
87 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 22.01 | 22.01 |
88 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 23.01 | 23.01 |
89 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 24.01 | 24.01 |
90 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 25.01 | 25.01 |
91 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | 28.01 | 28.01 |
92 | Творительный и предложный падежи. | 1 | 29.01 | 29.01 |
93 | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | 1 | 30.01 | 30.01 |
94 | Р/р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.(№17) | 1 | 31.01 | 31.01 |
95 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 01.02 | 01.02 |
96 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | 04.02 | 04.02 |
97 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 05.02 | 05.02 |
98 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи. | 1 | 06.02 | 06.02 |
99 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода. | 1 | 07.02 | 07.02 |
100 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. | 1 | 08.02 | 08.02 |
101 | Правописание имен прилагательных женского рода в единственном числе. Р/р. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.(№18) | 1 | 11.02 | 11.02 |
102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. | 1 | 12.02 | 12.02 |
103 | Р/р. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». (№19) | 1 | 13.02 | 13.02 |
104 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 14.02 | 14.02 |
105 | Родительный и предложный падежи. | 1 | 15.02 | 15.02 |
106 | Дательный и творительный падежи. | 1 | 18.02 | 18.02 |
107 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 19.02 | 19.02 |
108 | Морфологический разбор имен прилагательных.Р/р. Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». (№20) | 1 | 20.02 | 20.02 |
109 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».(№3) | 1 | 21.02 | 21.02 |
110 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». | 1 | 22.02 | 22.02 |
Местоимение (8 часов) |
111 | Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. | 1 | 25.02 | 25.02 |
112 | Личные местоимения 1,2 и 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 26.02 | 26.02 |
113 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 27.02 | 27.02 |
114 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 28.02 | 28.02 |
115 | Окончания личных местоимений в косвенных формах.Р/р. Составление поздравительной открытки. (№21) | 1 | 01.03 | 01.03 |
116 | Правописание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений. | 1 | 04.03 | 04.03 |
117 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. (№22) | 1 | 05.03 | 05.03 |
118 | Проверочная работа по теме «Личные местоимения» (№4) | 1 | 06.03 | 06.03 |
Глагол (34 часа) |
119 | Значение глаголов в языке и речи. | 1 | 07.03 | 07.03 |
120 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 11.03 | 11.03 |
121 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 12.03 | 12.03 |
122 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 13.03 | 13.03 |
123 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. | 1 | 14.03 | 14.03 |
124 | Р/р. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. (№23) | 1 | 15.03 | 15.03 |
125 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 18.03 | 18.03 |
126 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 1 | 19.03 | 19.03 |
127 | Лица и числа глаголов. | 1 | 20.03 | 20.03 |
128 | Глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица настоящего и будущего времени. | 1 | 21.03 | 21.03 |
129 | 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2 лице и будущего времени в единственном числе. | 1 | 22.03 | 22.03 |
130 | Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 | 01.04 | 01.04 |
131 | Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | 1 | 02.04 | 02.04 |
132 | Р/р.Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (№24) | 1 | 03.04 | 03.04 |
133 | Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 04.04 | 04.04 |
134 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 05.04 | 05.04 |
135 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 08.04 | 08.04 |
136 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 09.04 | 09.04 |
137 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 10.04 | 10.04 |
138 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 11.04 | 11.04 |
139 | Возвратные глаголы (общее представление). | 1 | 12.04 | 12.04 |
140 | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 15.04 | 15.04 |
141 | Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах. | 1 | 16.04 | 16.04 |
142 | Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. (№25) | 1 | 17.04 | 17.04 |
143 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 | 18.04 | 18.04 |
144 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | 1 | 19.04 | 19.04 |
145 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | 1 | 22.04 | 22.04 |
146 | Р/р.Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.(№26) | 1 | 23.04 | 23.04 |
147 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 | 24.04 | 24.04 |
148 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | 1 | 25.04 | 25.04 |
149 | Морфологический разбор глаголов. | 1 | 26.04 | 26.04 |
150 | Обобщение знаний по теме «Глагол». | 1 | 29.04 | 29.04 |
151 | Контрольный диктант по теме «Глагол». (№4) | 1 | 30.04 | 30.04 |
152 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. (№27) | 1 | 03.05 | 03.05 |
Повторение (18 часов) |
153 | Язык и речь. | 1 | 06.05 | 06.05 |
154 | Текст. | 1 | 07.05 | 07.05 |
155 | Предложение и словосочетание. | 1 | 08.05 | 08.05 |
156 | Предложение и словосочетание. | 1 | 10.05 | 10.05 |
157 | Лексическое значение слова. | 1 | 13.05 | 13.05 |
158 | Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». (№28) | 1 | 14.05 | 14.05 |
159 | Состав слова. | 1 | 15.05 | 15.05 |
160 | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | 1 | 16.05 | 16.05 |
161 | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | 1 | 17.05 | 17.05 |
162 | Р/р. Сжатое изложение повествовательного текста. (№29) | 1 | 20.05 | 20.05 |
163 | Части речи. Имя существительное. | 1 | 21.05 | 21.05 |
164 | Части речи. Имя прилагательное. | 1 | 22.05 | 22.05 |
165 | Части речи. Местоимение. Имя числительное. | 1 | 23.05 | 23.05 |
166 | Части речи. Глагол. | 1 | 24.05 | 24.05 |
167 | Части речи. Наречие. | 1 | 27.05 | 27.05 |
168 | Служебные части речи. | 1 | 28.05 | 28.05 |
169 | Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | 1 | 29.05 | 29.05 |
170 | Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. Морфологический разбор разных частей речи | 1 | 30.05 | 30.05 |
Таблица общего количества контрольных, практических и др. работ
№ п/п | Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Проверочная работа | 3 | | 1 | | 4 |
2 | Контрольный диктант | 1 | | 2 | 1 | 4 |
3 | Сочинения | 1 | 1 | 4 | 3 | 9 |
4 | Изложения | 4 | 1 | 5 | 2 | 12 |
5 | Развитие речи | 6 | | 4 | 1 | 11 |
6 | Проекты | | | 2 | | 2 |
Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-раздельное написание слов;
-сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
-сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
-разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
-соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
-е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
-безударные падежные окончания имён прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
-мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
-мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
-безударные личные окончания глаголов;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
подбирать примеры с определённой орфограммой;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
-е и и в суффиксах -ек, -ик;
-запятая при обращении;
-запятая между частями в сложном предложении;
объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
объяснять правописание личных окончаний глагола;
объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Канакина, В.П. Русский язык. 4класс :учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература:
Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений 4 класс. М.: Просвещение,2018 г.
Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение 2014 г.
Канакина В. П. Методическое пособие с поурочными разработками русский язык 4 класс- М.: Просвещение, 2017 г.
Цифровые образовательные ресурсы
Русский язык.4 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мультимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер.
Дидактический материал
Комплект таблиц к основным разделам по русскому языку;
Словари орфографические, орфоэпические, толковый, синонимов, антонимов.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от …) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |