Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Амирово
МР Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от «____»__________2018г | Согласовано: Зам.директора «____»___________2018г. ___________Г.М. Халикова | Утверждаю: Директор школы __________Р.Ф. Туктаров Приказ № ____от «____»____________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Алгебра»
для 7-9 классов
Уровень образования: основное общее образование.
Срок реализации: 3 года.
Рабочая программа разработано на основе: примерной программы для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9 классы». Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М.: «Просвещение», 2016;
по УМК: Алгебра 7-9 кл. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. М. : Просвещение, 2017г.
Составитель программы: учитель математики, Шаматов Рамиль Хайбуллович.
2018 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре 7-9 классов составлена на основе:
примерной программы для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9 классы». Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М.: «Просвещение», 2016;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Амирово.
УМК: Алгебра 7-9 кл. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. М. : Просвещение, 2017г.
Общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса).
Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире.
Школьное математическое образование развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.
Основные цели школьного математического образования:
• освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
• формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
• приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
Вклад учебного предмета в общее образование.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Общие цели учебного предмета для уровня обучения.
Обучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном ин-формационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
На изучение алгебры в 7—9 классах основной школы отводится 3 часа в неделю в течение каждого года обучения, за год 102 часа, всего 306 уроков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об эта-пах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
- осознание роли математики в развитии России и мира;
- возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений
- оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
- решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
- применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; - нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
- решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
- оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
- использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; - использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач
- выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
- сравнение чисел;
- оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
- выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
- выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
- решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
- определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости; - нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
- построение графика линейной и квадратичной функций;
- оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
- использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
- формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случай-ного события; - решение простейших комбинаторных задач;
- определение основных статистических характеристик числовых наборов; - оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
- наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях; - умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
7) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения за-дач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
- распознавание верных и неверных высказываний;
- оценивание результатов вычислений при решении практических задач; - выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
- использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; - решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
- выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Планируемые результаты изучения курса алгебры в 7-9 классах
7 класс
ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА. УРАВНЕНИЯ.
Выпускник научится:
- владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные;
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной;
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
Выпускни получит возможность:
- научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- овладеть специальными приёмами решения уравнений;
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы и диаграммы;
ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
-понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
-строить графики элементарных функций;
-исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
Выпускник получит возможность:
-проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера.
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНОЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ.
Выпускник научится:
-выполнять преобразования выражений, содержащих степени с натуральными показателями
Выпускник получит возможность:
-научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов.
МНОГОЧЛЕНЫ.
Выпускник научится:
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами
Выпускник получит возможность:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов
ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНЯ.
Выпускник научится:
-работать с формулами;
-выполнять разложение многочленов на множители
Выпускник получит возможность:
-научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРВНЕНИЙ.
Выпускник научится:
-решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух линейных уравнений
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом
Выпускник получит возможность:
-овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений;
-научиться уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики
8 класс
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ.
Выпускник научится:
-выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями
Выпускник получит возможность:
-научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
-научиться применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения)
КВАДРАТНЫЕ КОРНИ.
Выпускник научится:
-использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
-владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;
-выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями
Выпускник получит возможность:
-развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, о роли вычислений в человеческой практике;
-развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел;
-научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
-научиться применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения)
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ.
Выпускник научится:
-решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций;
-решать текстовые задачи алгебраическим методом
Выпускник получит возможность:
-овладеть специальными приёмами решения уравнений;
-уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики
НЕРАВЕНСТВА.
Выпускник научится:
-понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
-решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
-применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Впускник получит возможность:
-научиться разнообразным приёмам доказательства неравенств;
-уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
-применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ.
Выпускник научится:
-выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями.
Выпускник получит возможность:
-научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов.
9 класс
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ.
Выпускник научится:
-понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
-строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
-понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность:
-научиться проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
-на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
-научиться использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
УРАВНЕНИЕ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
Выпускник научится:
-решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом;
-понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
-решать квадратные неравенства с опорой на графические представления
Выпускник получит возможность:
-овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
-научиться уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
-научиться применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса;
-научиться разнообразным приёмам доказательства неравенств;
-научиться уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
-научиться применять графические представления для исследования неравенств, систем не-равенств, содержащих буквенные коэффициенты
УРАВНЕНИЕ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
Выпускник научится:
-решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
-понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
-применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными;
-понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
-решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
Выпускник получит возможность:
-овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
-уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
-научиться применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;
-научиться применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса;
-научиться разнообразным приёмам доказательства неравенств;
-научиться уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; -научиться применять графические представления для исследования неравенств, систем не равенств, содержащих буквенные коэффициенты.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
Выпускник научится:
-понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
-применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
-научиться решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
-научиться понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента;
-связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую с экспоненциальным ростом.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТУРИКИ И ТЕОРИИ ИЕРОЯТНОСТЕЙ.
Выпускник научится:
-находить относительную частоту и вероятность случайного события;
-решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
-приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
-научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание учебного предмета «Алгебра»
7 класс
1. Выражения, тождества, уравнения (22 ч.)
Числовые выражения. Выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Основная цель-систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе. Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции (11 ч.)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по фор-муле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель-ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия полу- чают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением приме- ров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем (11 ч.)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3и их графики.
Основная цель- выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm ·аn = аm+n; аm:аn = аm-n, где mn; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2:график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены (17 ч.)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель-выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения (19 ч.)
Формулы (а - b)(а + b ) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2b+ 3аb2 ± b3, (а ± b)(а2+а b + b2)= а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель-выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b ) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы(а ± b)3 = а3 ± 3а2b+ 3аb2 ± b3, (а ± b)(а2+а b + b2)= а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений (16 ч.)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель-ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и при-менять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Повторение(6 ч.)
Повторение курса алгебры 7 класса.
8 класс
1. Рациональные дроби (23ч.)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей. Преобразование рациональных выражений. Функция у=кх и её график.
Основная цель-выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы с учащимися проводится повторение преобразования целых выражений.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие гармонического ряда положительных чисел.
2. Квадратные корни (19ч.)
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня .Свойства квадратных корней. преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у=√х , её график и свойства.
Основная цель-систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные кор-ни.
При изучении функции у=√х показывается ее взаимосвязь с функцией у=х2, где х≥0.
3. Квадратные уравнения (21ч.)
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель-выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять из к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание уделяется решению уравнения вида ах2+вх +с=0, где а≠0, с использованием формул корней.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
4. Неравенства (20ч.)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель–ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечение и объединение множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11ч.)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель-сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа; сформировать начальные представления о сборе и группировки статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
6. Повторение (8ч.)
Повторение курса алгебры 8 класса.
9 класс
1. Квадратичная функция (23ч.)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + Ьх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 +n , у = а (х — m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.)
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дроб-ных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2+ bх + с0 или ах2+ bх + с
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bx + с0 или ах2 + bх + с
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч.)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч.)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель - дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч.)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относи-тельной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Повторение. Решение задач (21ч.)
Повторение курса алгебры 7-9 классов.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО)
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей. НРЭО обеспечивают изучение национальных традиций Республики Башкортостан, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.
Тематическое планирование учебного предмета.
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы (в том числе) |
7 класс |
Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнение. (22ч.) |
1. | Выражения | 5 | 1 |
2. | Преобразование выражений | 4 |
3. | Уравнение с одной переменной. | 7 | 1 |
4. | Статические характеристики | 4 |
Глава 2. Функции (11 ч.) |
5. | Функция и их графики | 5 | 1 |
6. | Линейная функция | 5 |
Глава 3. Степень с натуральным показателем (11 ч.) |
7. | Степень и его свойства. | 5 | 1 |
8. | Одночлены | 5 |
Глава 4. Многочлены (17 ч.) |
9. | Сумма и разность многочленов. | 3 | 1 |
10. | Произведение одночлена на многочлен. | 6 |
11. | Произведение многочленов. | 6 | 1 |
Глава 5. Формулы сокращенного умножения. (19 ч.) |
12 | Квадрат суммы и квадрат разности. | 5 | 1 |
13 | Разность квадратов. Сумма и разность кубов. | 6 |
14 | Преобразование целых выражений. | 6 | 1 |
Глава 4. Системы линейных уравнений (16 ч.) |
15 | Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. | 5 | 1 |
16 | Решение системы линейных уравнений. | 10 |
17 | Повторение | 6 | 2 |
ИТОГО: | 102 | 10 |
8 класс |
Глава 1. Рациональные дроби (23 ч.) |
18 | Рациональные дроби и их свойства | 5 | 1 |
19 | Сумма и разность дробей. | 6 |
20 | Произведение и частного дробей. | 10 | 1 |
Глава 2. Квадратные корни (19 ч.) |
21 | Действительные числа | 2 | 1 |
22 | Арифметический квадратный корень | 5 |
23 | Свойства арифметического квадратного корня. | 3 |
24 | Применение свойств арифметического квадратного корня. | 7 | 1 |
Глава 3. Квадратные уравнения (21 ч.) |
25 | Квадратное уравнение и его корни. | 10 | 1 |
26 | Дробные рациональные уравнения. | 9 | 1 |
Глава 4. Неравенства (20 ч.) |
27 | Числовые неравенства и их свойства. | 8 | 1 |
28 | Неравенства с одной переменной и их системы. | 10 | 1 |
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статики (11ч.) |
29 | Степень с целым показателем и ее свойства | 6 | 1 |
30 | Элементы статики | 4 | |
31 | Повторение | 8 | 2 |
ИТОГО: | 102 | 11 |
9 класс |
Глава 1. Квадратичная функция (23ч.) |
32 | Функция и их свойства | 5 | 1 |
33 | Квадратный трехчлен | 4 |
34 | Квадратичная функция и ее график | 8 | 1 |
35 | Степенная функция. Корень n-й степени | 4 |
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч.) |
37 | Уравнения с одной переменной | 8 | 1 |
38 | Неравенства с одной переменной | 5 |
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч.) |
39 | Уравнения с двумя переменными и их системы. | 12 | 1 |
40 | Неравенства с двумя переменными и их системы. | 4 |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессия (15ч.) |
41 | Арифметическая прогрессия | 7 | 1 |
42 | Геометрическая прогрессия | 6 | 1 |
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч.) |
43 | Элементы комбинаторики | 8 | 1 |
44 | Начальные сведения из теории вероятности. | 9 |
45 | Повторение | 21 | 2 |
ИТОГО | 102 | 9 |
| ВСЕГО | 306 | 30 |