муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.20__г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Трунова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
с. Зелёный Дол 2022
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений);
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
4. Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
5. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Наименование учебного предмета: «Биология»
Класс: 9
Срок реализации программы, учебный год: 2022-2023
Количество часов по учебному плану: 68
Рабочая программа скорректирована в соответствии с учебным планом МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты
учащиеся должны уметь:
- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организме в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.
учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.
Содержание учебной программы
Введение.
Введение. Место человека среди млекопитающих.
Общий обзор организма человека.
Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека.
Опорно-двигательная система.
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Состав и строение костей. Соединение костей. Череп. Скелет туловища. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система.
Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. Органы кровообращения. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Пищеварительная система.
Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины. Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы. Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. Печень. Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. Пищевые отравления.
Мочевыделительная система. Почки-органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Закаливание организма. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах и обморожении.
Нервная система.
Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.
Органы чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха. Гигиена слуха. Орган обоняния. Орган вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Охрана здоровья человека.
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Факти чески |
Введение |
1 | Введение. | 1 | текущий | | |
2 | Место человека среди млекопитающих. | 1 | текущий | | |
Общий обзор организма человека |
3 | Строение клеток и тканей организма. | 1 | текущий | | |
4 | Органы и системы органов человека. | 1 | текущий | | |
Опорно-двигательная система |
5 | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. | 1 | текущий | | |
6 | Состав и строение костей. | 1 | текущий | | |
7 | Соединение костей. | 1 | текущий | | |
8 | Череп. | 1 | текущий | | |
9 | Скелет туловища. | 1 | текущий | | |
10 | Скелет верхних конечностей. | 1 | текущий | | |
11 | Скелет нижних конечностей. | 1 | текущий | | |
12 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | текущий | | |
13 | Значение и строение мышц. | 1 | текущий | | |
14 | Основные группы мышц человека. | 1 | текущий | | |
15 | Работа мышц. Физическое утомление. | 1 | текущий | | |
16 | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 | текущий | | |
17 | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. | 1 | текущий | | |
18 | Повторение. | 1 | текущий | | |
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система |
19 | Значение крови и кровообращения. | 1 | текущий | | |
20 | Состав крови. | 1 | текущий | | |
21 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | текущий | | |
22 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. | 1 | текущий | | |
23 | Большой и малый круги кровообращения. | 1 | текущий | | |
24 | Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. | 1 | текущий | | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | текущий | | |
26 | Повторение. | 1 | текущий | | |
Дыхательная система |
27 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 | текущий | | |
28 | Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | текущий | | |
29 | Гигиена дыхания. | 1 | текущий | | |
30 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | текущий | | |
31 | Повторение. | 1 | текущий | | |
Пищеварительная система |
32 | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | текущий | | |
33 | Питательные вещества. | 1 | текущий | | |
34 | Витамины. | 1 | текущий | | |
35 | Органы пищеварения. | 1 | текущий | | |
36 | Ротовая полость. Зубы. | 1 | текущий | | |
37 | Изменение пищи в желудке. | 1 | текущий | | |
38 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 1 | текущий | | |
39 | Гигиена питания. | 1 | текущий | | |
40 | Уход за зубами и ротовой полостью. | 1 | текущий | | |
41 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | текущий | | |
42 | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | 1 | текущий | | |
43 | Пищевые отравления. | 1 | текущий | | |
44 | Повторение. | 1 | текущий | | |
Мочевыделительная система |
45 | Почки-органы выделения. | 1 | текущий | | |
46 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | текущий | | |
Кожа |
47 | Кожа и её роль в жизни человека. | 1 | текущий | | |
48 | Уход за кожей. | 1 | текущий | | |
49 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | 1 | текущий | | |
50 | Закаливание организма. | 1 | текущий | | |
51 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 | текущий | | |
52 | Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 | текущий | | |
53 | Повторение. | 1 | текущий | | |
Нервная система |
54 | Головной и спинной мозг. | 1 | текущий | | |
55 | Нервы. | 1 | текущий | | |
56 | Значение нервной системы. | 1 | текущий | | |
57 | Режим дня, гигиена труда. | 1 | текущий | | |
58 | Сон и его значение. | 1 | текущий | | |
59 | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1 | текущий | | |
60 | Повторение. | 1 | текущий | | |
Органы чувств |
61 | Орган зрения. | 1 | текущий | | |
62 | Гигиена зрения. | 1 | текущий | | |
63 | Орган слуха. | 1 | текущий | | |
64 | Гигиена слуха. | 1 | текущий | | |
65 | Орган обоняния. | 1 | текущий | | |
66 | Орган вкуса. | 1 | текущий | | |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
67 | Охрана здоровья человека. | 1 | текущий | | |
68 | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | 1 | текущий | | |
Перечень приложений к программе:
Лист корректировки учебной программы
Список литературы
Приложение 1
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Список литературы
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2018.
Биология. Человек. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. – 9-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2018.