СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 9 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 9 класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДЕНА



Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

90 от 30 августа 2019 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

(базовый уровень)

для 9 класса













Составитель

Назарова Е.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории













г. Воскресенск

2019 год






Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Росской Федерации от 28.12.2018 №345».

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105;

  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.

А также на основе авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой «Биология 5-9 классы. Программа» -М.: Вентана-Граф, 2014 г. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.:

  • Учебник И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой, Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций, М.: Вентана-Граф, 2016.

Методические пособия:

  • И.Н. Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко Биология: 9 кл.: методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» данная рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса на базовом уровне рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

В связи с этим в программу внесены следующие изменения: в теме 5 объединены «Многообразие биогеоценозов» и экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» в один час, (по программе 2 часа), а также «Основные законы устойчивости живой природы» и «Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы» в 1 час, (по программе – 2 часа). Таким образом, на тему 5 вместо 15 часов выделяется 13.

Количество обобщений за год – 5

Количество лабораторных работ– 6

Количество экскурсий – 1

Резерв – 3 часа.

Виды и формы контроля.

В ходе реализации рабочей программы используется индивидуальный, группвой, фронтальный, комбинированный, самоконтроль.

  1. Предварительный – уровень знаний школьников, общая эрудиция (тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение)

  2. Текущий – освоение учебного материала по теме (устные опросы, биологические диктанты, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы, викторины, тестирование)

  3. Итоговый- контроль выполнения поставленных задач ( тестовые задания, устный зачет).



Формы организации учебного процесса.

-Классно-урочная система;

-Основная форма организации учебного процесса – урок;

-В планировании учебного материала ,а также в зависимости от цели урока используются формы: уроки-лекции, уроки-исследование, практикум, групповая форма работы, закрепление (обобщение), зачет, лабораторная работа, экскурсия.





Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»



  1. Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • собственное целостное мировоззрение;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • способности оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • умения оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


  1. Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД


Обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


Обучающийся получит возможность научиться:

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;


Познавательные УУД


Обучающийся научится:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.





Предметные:

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток, тканей, органов, систем органов, организмов);

  • соблюдать меры профилактики заболеваний;

  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

  • различать на таблицах части и органоиды клетки, органов человека;

  • сравнивать биологические объекты, уметь делать выводы на основе сравнения;

  • выявлять приспособления организма человека к среде обитания;

  • владеть методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • приобрести опыт использования методов биоло­гической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения чело­века;

  • экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • объяснять роль биологии в практической деятельно­сти людей, места и роли человека в природе, родства, общ­ности происхождения и эволюции растений и животных;

  • владеть методами биологической науки; наблюде­ние и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объясне­ние их результатов;

  • использовать представления о значении биологиче­ских наук в решении локальных и глобальных экологиче­ских проблем, необходимости рационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстро­го изменения экологического качества окружающей среды;

  • использованию приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



















Содержание учебного предмета «Биология»


Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

Биология — наука о живом мире. Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды. Многообразие форм жизни. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни».

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. Лабораторная работа 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

Химические вещества в клетке. Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки. Строение клетки.

Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями. Органоиды клетки и их функции. Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции. Обмен веществ — основа существования клетки.

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования. Биосинтез белка в живой клетке. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков. Биосинтез углеводов — фотосинтез.
Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы. Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании. Размножение клетки и её жизненный цикл. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

Организм — открытая живая система (биосистема). Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме. Бактерии и вирусы. Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе. Растительный организм и его особенности. Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Многообразие растений и значение в природе. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой. Организмы царства грибов и лишайников. Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Многообразие животных. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые. Сравнение свойств организма человека и животных. Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека. Размножение живых организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений. Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Образование половых клеток. Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе. Изучение механизма наследственности. Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в. Основные закономерности наследственности организмов. Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. Закономерности изменчивости. Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.

Лабораторная работа 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Ненаследственная изменчивость. Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.

Лабораторная работа 4«Изучение изменчивости у организмов». Основы селекции организмов. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов —цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. Идеи развития органического мира в биологии. Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира. Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции. Вид, его критерии и структура. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида. Процессы образования видов. Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы). Основные направления эволюции.
Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований. Основные закономерности эволюции. Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.


Лабораторная работа 5«Приспособленность организмов к среде обитания».

Человек — представитель животного мира. Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны. Эволюционное происхождение человека. Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека. Ранние этапы эволюции человека. Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14 ч)

Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Общие законы действия факторов среды на организмы. Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов. Биотические связи в природе. Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей. Взаимосвязи организмов в популяции. Популяция как особая над организменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. Функционирование популяций в природе. Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции. Природное сообщество — биогеоценоз. Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена природных сообществ. Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы. Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.

Лабораторная работа № 6«Оценка качества окружающей среды».

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды». Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса.

Резерв – 2 часа

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Биология»

на 2019-2020 уч. год

9 класс

68 часов (по 2 часа в неделю)

№пп

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

1

1

Биология — наука о живом мире.

02.09-06.09


2

2

Методы биологических исследований.

02.09-06.09


3

3

Общие свойства живых организмов.

09.09-13.09

4

4

Многообразие форм жизни.

09.09-13.09

5

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни».

16.09-20.09

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

6

1

Многообразие клеток. Лабораторная работа 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

16.09-20.09


7

2

Химические вещества в клетке.

23.09-27.09

8

3

Строение клетки.

23.09-27.09

9

4

Органоиды клетки и их функции.

30.09- 04.10


10

5

Обмен веществ — основа существования клетки.

30.09- 04.10


11

6

Биосинтез белка в живой клетке.

14.10-18.10


12

7

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

14.10-18.10


13

8

Обеспечение клеток энергией.

21.10-25.10


14

9

Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками».

21.10-25.10


15

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».

28.10-01.11


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

16

1

Организм — открытая живая система (биосистема).

28.10-01.11


17

2

Бактерии и вирусы.

04.11-08.11


18

3

Растительный организм и его особенности.

04.11-08.11


19

4

Многообразие растений и значение в природе.

11.11-15.11

20

5

Организмы царства грибов и лишайников.

11.11-15.11

21

6

Животный организм и его особенности.

25.11-29.11

22

7

Многообразие животных.


25.11-29.11

23

8

Сравнение свойств организма человека и животных.

02.12-06.12


24

9

Размножение живых организмов.

02.12-06.12


25

10

Индивидуальное развитие организмов.

09.12-13.12


26

11

Образование половых клеток. Мейоз.

09.12-13.12


27

12

Изучение механизма наследственности.

16.12-20.12


28

13

Основные закономерности наследственности организмов.

16.12-20.12

29

14

Закономерности изменчивости. Лабораторная работа 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

23.12-27.12


30

15

Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа 4

«Изучение изменчивости у организмов».

23.12-27.12


31

16

Основы селекции организмов.

30.12-10.01


32

17

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».

30.12-10.01


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

33

1

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

13.01-17.01

34

2

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

13.01-17.01

35

3

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

20.01-24.01

36

4

Этапы развития жизни на Земле.

20.01-24.01

37

5

Идеи развития органического мира в биологии.

27.01-31.01

38

6

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

27.01-31.01


39

7

Современные представления об эволюции органического мира.

03.02-07.02


40

8

Вид, его критерии и структура.

03.02-07.02


41

9

Процессы образования видов.

10.02-17.02


42

10

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

10.02.-17.02


43

11

Основные направления эволюции.

24.02-28.02


44

12

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

24.02-28.02


45

13

Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа 5

«Приспособленность организмов к среде обитания».

02.03-06.03


46

14

Человек — представитель животного мира.

02.03-06.03


47

15

Эволюционное происхождение человека.

09.03-13.03


48

16

Ранние этапы эволюции человека.

09.03-13.03


49

17

Поздние этапы эволюции человека.

16.03-20.03


50

18

Человеческие расы, их родство и происхождение.

16.03-20.03


51

19

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

23.03.-27.03


52

20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

23.03-27.03


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14 ч)

53

1

Условия жизни на Земле.

30.03-03.04


54

2

Общие законы действия факторов среды на организмы.

30.03-03.04


55

3

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

13.04-17.04


56

4

Биотические связи в природе.

13.04-17.04


57

5

Взаимосвязи организмов в популяции.

20.04-24.04


58

6

Функционирование популяций в природе.

20.04-24.04


59

7

Природное сообщество — биогеоценоз.

27.04-01.05


60

8

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

27.04-01.05


61

9

Развитие и смена природных сообществ.

04.05-08.05


62

10

Многообразие биогеоценозов (экосистем). Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

04.05-08.05


63

11

Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

11.05.-15.05


64

12

Лабораторная работа № 6

«Оценка качества окружающей среды».

11.05-15.05


65

13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

18.05-22.05


66

14

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 9 класса.

18.05-22.05


67

1

Резерв.

25.05-29.05


68

1

Резерв.

25.05-29.05


Итого

Часов




Экскурсий

лабораторных работ

уроков обобщения

по программе

68

1

6

5

выполнено






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Кочергина И.Н./


«______» ______________ 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО, рекомендуется к утверждению

от ___августа 2019г.

руководитель РМО______________Киселева Л.Э.




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!