МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей Протокол №1 от 27.08.2020 г. Руководитель ШМО ______________ В.С. Бакутина «27» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ Д.А. Щербаков «27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2020 г. № 145 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 28.08.2020 г. №1 Директор __________ Т.В. Круподёрова М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Человек»
4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
(индивидуальное обучение)
Программу составила
Круподёрова Татьяна Викторовна,
учитель индивидуального обучения
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:
- с учебным планом МБОУ СШ №5 на 2020-2021 учебный год;
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.
Предмет «Человек» является начальным звеном формирования естественных знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Целью его введения в учебный план является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Обучение по данной программе развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения (1- 4 классы). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основная цель обучения предмету «Человек» детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связано с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Задачи учебного предмета «Человек»:
- Формирование представления о своем теле, его строении, двигательных возможностях, санитарно-гигиенических навыков, правил здорового образа жизни, профилактика болезней.
- Формирование и расширение представлений о своем ближайшем окружении(членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традиций)
- Соблюдение правил и норм культуры поведения и общения в обществе, семье.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по предмету «Человек» являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года , а далее дополнять их новыми сведениями.
Изучение предмета «Человек» включает формирование о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышении уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Человек» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, из которых 0,5 часа в неделю – индивидуально на дому, 17 часов в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Человек» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочие программы для 3 класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты освоения учебного материала
Положительное отношение к учебе
Осознание себя(свой пол, имя, фамилия, положение в коллективе, семье)
Формирование гигиенических навыков
Формирование навыков культуры еды
Развивать самостоятельность, организованность, выполнение упражнений по самообслуживанию
Владение правилами поведения в различных ситуациях
Уважительное отношение к окружающим, доброжелательность, сопереживание ,взаимопомощь.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
Представление о собственном теле
Отнесение себя к определенному полу
Умение показать части тела человека(назвать их назначение)
Умение определять «твое, чужое», осознавать и выражать свои желания и интересы
Умение сообщать минимальные сведения о себе (имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, имена родителей и других членов семьи)
Умение обслуживать себя(принимать пищу, ходить в туалет, одеваться раздеваться и т д)
Достаточный уровень:
Называть место жительства (улицу, дом, город, село)
Владение алгоритмом действий в игровой учебной, бытовой ситуации
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание, виды деятельности | Кол-во часов |
1-2 | Что такое волшебные слова? Учимся быть вежливыми | Сюжетно-ролевая игра: Давай поговорим | 1 |
3-4 | Как вести себя в гостях? | Сюжетно- ролевая игра: Нас пригласили в гости. Сюжетно –ролевая игра: мы приглашаем вас в гости | 1 |
5-6 | Сюжетно-ролевая игра : мы в магазине | Игра | 1 |
7-8 | Поведение в общественном транспорте | Раздаточный материал, картинки, беседа | 1 |
9-10 | Взрослые и дети | Беседа, дидактическая игра | 1 |
11-12 | Моя семья | Карточки, беседа, просмотр видеофильма | 1 |
13-14 | Мой день рождения | Беседа, тематическое рисование | 1 |
15-16 | Что такое режим дня? Режим дня школьника | Карточки, беседа- опрос, сюжетные картинки | 1 |
17-18 | Как мы едим? Правила поведения за столом | Карточки, практическая работа, беседа | 1 |
19-20 | Что значит быть здоровым? Почему мы болеем? | Беседа, опрос, дидактическая игра | 1 |
21-22 | Привычки человека: вредные и полезные | Беседа – рассуждение, дидактическая игра : убери лишнее | 1 |
23-24 | Отдых. Для чего он нужен человеку? | Сюжетные картинки, беседа | 1 |
25-26 | Сон и его значение для человека | Беседа- опрос | 1 |
27-28 | Утренняя зарядка | Карточки, практическая работа | 1 |
29-30 | Питание человека | Карточки | 1 |
31-32 | Продукты питания Игра «съедобное –несъедобное» | Опрос. Карточки. | 1 |
33-34 | Хлеб всему голова. Польза овощей и фруктов. | Опрос. Карточки. | 1 |
Материально – техническое обеспечение
Предметные сюжетные картинки,
фотографии,
видеозаписи,
изображения действий, операция самообслуживания,
карточки с изображением предметов,
видеоматериалы, презентации,
рабочие тетради,
карточки для раскрашивания, вырезания, наклеивания.