Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
«Славгородская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Колосова О.В./_____________ Ф.И.О. Протокол № ___ от «___»____________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР КГБОУ «Славгородская ОШи» Петерс В.Н./___________ Ф.И.О. «___»___________2018г. | «Утверждено» Директор КГБОУ «Славгородская ОШи»
БойкоА.В./_____________ Ф.И.О. Приказ № ____ от «___»___________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение и развитие речи» 5, 7, 9 классы
срок реализации 2018-2019 учебный год
Учитель: Першина М. А.
г. Славгород
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Учебного плана КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат»
Примерные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
Чтение, как учебный предмет, является ведущим предметом, т. к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику: все получаемые учащимся знания, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения им навыками чтения, своеобразием его общего и речевого развития, психофизических функций.
Целями уроков чтения являются: направленность на социализацию личности ребёнка, коррекция и развитие речемыслительных способностей ребенка и его нравственных позиций поведения.
Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются: научить ребенка читать доступный его пониманию текст вслух и «про себя»; осмысленно воспринимать прочитанное.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьника техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащийся с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психического развития овладевает с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно, совершенствуясь в старших классах. Одновременно с овладением чтения вслух школьник учится читать «про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
В процессе обучения чтению следует уделять особое внимание работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащегося и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание в коррекционной школе уделяется развитию связной устной речи. Учащийся овладевает правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются: вопросы, готовый план, коллективно составленный план.
Внеклассное чтение проводится один раз в месяц и ставит задачу познакомить учащегося с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельного чтения.
Примерная тематика изучаемых в 5-9 классах произведений: рассказы, статьи, стихотворения, сказки, доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом нашей Родины, о природе, о жизни животных, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и взаимопомощи. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется учителем в зависимости от особенностей и возможностей учащихся.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует программе под редакцией В. В. Воронковой, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
С ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
5 КЛАСС
Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления межпредметных связей |
Картины родной природы осень | природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Рисование на темы, наблюдения за природой |
музыка и пение | Чайковский «Времена года» |
природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Рисование на темы, наблюдения за природой |
музыка и пение | Произведения Чайковского |
О друзьях-товарищах | природоведение | «Мир, в котором мы живём» |
музыка и пение | Песни о дружбе |
Басни Крылова | природоведение | «Живая природа» |
Спешите делать добро | музыка и пение | Песни о дружбе |
природоведение | «Охрана природы и экология» |
Картины родной природы. Зима | природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Наблюдение за природой, рисование на темы |
Картины родной природы. Весна | природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Наблюдение за природой, рисование на темы |
О животных | природоведение | «Живая природа» |
музыка и пение | Песня о собаке |
Из прошлого нашего народа | природоведение | «Города и люди» |
7 КЛАСС
№ п/п | Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей |
1. | Устное народное творчество. | Биология
Музыка
История | Живая природа.
Народные песни.
Киевская Русь. |
2. | Из произведений русской литературы XIX века. | Биология
История | Живая природа. Млекопитающие. Позвоночные животные.
История нашей страны в период XIX века. |
3. | Из произведений русской литературы XX века. | Математика
География
Природоведение | Календарь.
Растения леса.
Сезонные изменения в природе.
|
9 класс
Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления межпредметных связей |
Биографии авторов | география | «Страны» |
Произведения русских писателей 2 половина XX века | география | «Страны» |
письмо | «Деловое письмо» |
Рассказы о Великой Отечественной войне Н. Рубцов Русский огонёк» М.А. Шолохов «Судьба человека» | история | «СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945» |
Джеральд Даррелл «Живописный жираф» | география | «Страны Южной Азии. Индия» |
М. Лермонтов «Морская царевна» | биология | «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система» |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год | I Четверть | II Четверть | III Четверть | IV Четверть |
5 | 4 | 138 | 32 | 31 | 41 | 34 |
7 | 3 | 103 | 24 | 23 | 30 | 26 |
9 | 3 | 99 | 24 | 22 | 30 | 23 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, бегло, выразительно ; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать наизусть 10 стихотворений.
Обучающиеся 7 класса должны уметь:
- читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать наизусть 10 стихотворений.
Обучающиеся 9 класса должны уметь:
- читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё к ним отношение;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Обучающиеся должны знать наизусть 10 стихотворений и 2 прозаических отрывка
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Разделы | 5 класс |
Устное народное творчество | 9 ч |
Сказки | 11 ч |
Картины родной природы лето | 6 ч |
Картины родной природы осень | 7 ч |
О друзьях - товарищах | 10 ч |
Басни И. Крылова | 3 ч |
Спешите делать добро | 14 ч |
Картины родной природы зима | 10 ч |
Картины родной природы весна | 18 ч |
О животных | 19 ч |
Из прошлого нашего народа | 15 ч |
Из произведений зарубежных писателей | 13 ч |
7 КЛАСС
№ п/п | Темы учебного курса | Кол-во часов |
1. | Устное народное творчество | 10ч |
2. | Из произведений русской литературы XIX века. | 41ч |
3. | Из произведений русской литературы XX века. | 52ч |
Разделы | 9 класс |
Устное народное творчество | 11 ч |
Из произведений русской литературы XIX века | 46 ч |
Из произведений русской литературы XX века | 34 ч |
Из произведений зарубежной литературы | 8 ч |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, 5 КЛАСС,
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
I четверть – 32 ч.
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов | Сроки | Наглядность, литература |
| Устное народное творчество | 9 ч | | |
1. | Считалки, потешки. | 1 | 03.09 | Сборник пословиц, загадок |
2. | Пословицы, загадки. | 1 | 04.09 | Коррекционные упражнения с пословицами |
3. | Сказка. Никита Кожемяка. | 1 | 05.09 | |
4. | Сказка. Как наказали медведя. | 1 | 06.09 | Сказки о животных |
5. | Сказка. Золотые руки. | 1 | 10.09 | |
6. 7. | Сказка. Морозко. | 2 | 11.09 12.09 | Иллюстрации |
8. | Сказка. Два мороза. | 1 | 13.09 | |
9. | Сказка. Три дочери | 1 | 17.09 | |
| Литературные сказки | 11 ч | | |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. а) Знакомство с содержанием; 1 глава; б) 2 глава; в) 3 глава; г) 4 глава; д) Обобщение по теме: «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Мамин – Сибиряк. Серая шейка. а) Подготовка к отлёту; б) Знакомство с Зайцем; в) Встреча с лисой; г) Приход зимы; д) Спасение Серой Шейки; е) Обобщение по теме: « Мамин – Сибиряк «Серая шейка» | 5 6 | 18.09 19.09 20.09 24.09 25.09 26.09 27.09 01.10 02.10 03.10 04.10 | Раскладушка Худ.фильм Кроссворд Мультфильм |
| ЛЕТО | 6 ч | | |
21. | Скребицкий. “Июнь” Суриков. Ярко солнце светит. | 1 | 08.10 | Картины лета |
22. 23. 24. 25. | Платонов. Июльская гроза. а) Начало грозы; б) Гроза; в) Дети, бегущие от грозы; г) Помощь пришла. | 4 | 09.10 10.10 11.10 15.10 | Картина Маковского |
26. | А. Прок5офьев. Берёзка. Гордиенко. Вот и клонится лето. | 1 | 16.10 | |
| ОСЕНЬ | 7 ч | | |
27. | Бальмонт. Осень. Скребицкий. Сентябрь | 1 | 17.10 | Осенние пейзажи |
28. 29. | Соколов – Микитов. Золотая осень. | 2 | 18.10 22.10 | |
30. 31. | Скребицкий. Добро пожаловать. | 2 | 23.10 24.10 | Картина «Медведь готовит берлогу» |
32. | Астафьев. Осенние грусти. Бунин. Первый снег. | 1 1 | 25.10 | |
| II четверть ( 31 ч) | | | |
33. | Внеклассное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку» | 1 | 06.11 | |
| О друзьях – товарищах | 10 ч | | |
34. 35. | Ю. Яковлев «Колючка» | 2 | 07.11 08.11 | |
36. | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | 12.11 | |
37. | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | 13.11 | |
38. 39. | Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | 2 | 14.11 15.11 | портрет |
40. | Внеклассное чтение Н. Носов «Фантазёры» | 1 | 19.11 | кроссворд |
41. 42. | В Медведев «Фосфорический мальчик» | 2 | 20.11 21.11 | |
43. | Я. Аким «Твой друг» | 1 | 22.11 | портрет |
| Басни И. Крылова | 3 ч | | |
44. | И. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | 1 | 26.11 | иллюстрации |
45. | И. Крылов. Басня «Щука и Кот» | 1 | 27.11 | |
46. | И. Крылов. Басня «Квартет» | 1 | 28.11 | |
| Спешите делать добро | 14 ч | | |
47. 48. | Хмелик «Будущий олимпиец» | 2 | 29.11 03.12 | |
49. | О. Бондарчук «Слепой домик» | 1 | 04.12 | |
50. 51. 52. 53. | В. Осеева «Бабка» | 4 | 05.12 06.12 10.12 11.12 | |
54. 55. 56. | А. Платонов «Сухой хлеб» | 3 | 12.12 13.12 17.12 | |
57. 58. | В. Распутин «Люся» | 2 | 18.12 19.12 | |
59. | В. Брюсов «Труд» | 1 | 20.12 | |
60. | Р. Рождественский «Огромное небо» | 1 | 24.12 | |
| Зима | 10 ч | | |
61. | Ф. Тютчев «Зима» | 1 | 25.12 | |
62. | Г. Скребицкий «Декабрь» | 1 | 26.12 | |
63. | Внеклассное чтение. П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | 27.12 | |
| III четверть 41 ч | | | |
64. 65. | Г. Скребицкий «Всяк по-своему». | 2 | 10.01 14.01 | |
66. | С. Есенин «Поёт зима – аукает». | 1 | 15.01 | Зимние пейзажи |
67. | С. Есенин «Берёза» | 1 | 16.01 | картинка |
68. | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 17.01 | |
69. | Внеклассное чтение. Г. А. Скребицкий“Лесной голосок” | 1 | 21.01 | |
70. | Обобщение по разделу “Зима” | 1 | 22.01 | |
| О животных | 19 ч | | |
| Гарин – Михайловский Тёма и Жучка. | 4 | | |
71. 72. 73. 74. | - Где Жучка? - Неудачная попытка спасти. - Спуск в колодец. -Стыдно бояться. | | 23.01 24.01 28.01 29.01 | иллюстрации |
75. 76. 77. | А. Толстой Желтухин. - Спасение птенца. - Бояться нечего. - Ручной скворец. | 3 | 30.01 31.01 04.02 | |
78. 79. | К. Паустовский Кот ворюга. | 2 | 05.02 06.02 | Сколько воробьёв? отгадай загадки- найди отгадки |
80. 81. 82. 83. | Б. Житков Про обезьянку. -Появление Яшки. -Где Яшка? - Проказы Яшки. - Яшку пришлось отдать. | 4 | 07.02 11.02 12.02 13.02 | Книги Житкова |
84. 85. | Э. Асадов Дачники. | 2 | 14.02 18.02 | Стих. Асадова "Гимн дворняге" |
86. | Ф.Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». | 1 | 19.02 | |
87. | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | 20.02 | О пользе муравьёв |
88. | Внеклассное чтение. Паустовский Сборник "Заячьи лапы". | 1 | 21.02 | Учебник 6 класса |
89. | Обобщение по разделу “О животных” | 1 | 25.02 | |
| Весна | 18 ч | | |
90. | Г. Скребицкий«Март». А. Толстой «Вот уж снег…» | 1 | 26.02 | |
91. 92. | Г. Скребицкий От первых проталин до первой грозы. | 2 | 27.02 28.02 | |
93. 94. 95. | Л. Воронкова Дорогой подарок. | 3 | 04.03 05.03 06.03 | |
96. | СкребицкийВесна-красна. | 1 | 07.03 | |
97. | Скребицкий Грачи прилетели. Заветный кораблик. | 1 | 11.03 | |
98. 99. | Скребицкий «В весеннем лесу» | 2 | 12.03 13.03 | |
100. 101. | А. Толстой «Весенние ручьи». | 2 | 14.03 18.03 | Книга "Детство Никиты" |
102. | А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами. А. Блок Ворона. | 1 | 19.03 | |
103. | Е. Серова Подснежник. Соколов-Микитов Весна. | 1 | 20.03 | |
104. | И. Бунин Крупный дождь. | 1 | 21.03 | |
| IV четверть | 34 ч | | |
105. | Внеклассное чтение. В. Осеева «Синие листья» | 1 | 01.04 | |
106. | С. Есенин Черёмуха. | 1 | 02.04 | |
107 | Я. Аким Весна, весною, о весне. | 1 | 03.04 | |
108 109 110 | Из прошлого нашего народа Тихомиров На поле Куликовом. - Москва собирает войско. - Куликовская битва. - Слава героям. | 15 ч 3 | 04.04 08.04 09.04 | |
111 112 | Алексеев Рассказы о войне 1812 года. - Бородино. - Ключи. Конец похода. | 2 | 10.04 11.04 | |
113 | Н. Некрасов И снится ей… | 1 | 15.04 | |
114 115 116 117 | А. Куприн Белый пудель. - Маленькая бродячая труппа. - Дача "Дружба". - Работа – выступление. - Каприз Трилли. | 4 | 16.04 17.04 18.04 22.04 | |
118 | Внеклассное чтение. Повесть Куприна "Белый пудель". | 1 | 23.04 | |
119 120 | Жариков Снега поднимитесь метелью! | 2 | 24.04 25.04 | |
121 | Ю. Коринец У могилы неизвестного солдата. | 1 | 29.04 | Картина "У могилы неизвестного солдата". |
122 | Обобщение по теме: «Из прошлого нашего народа» | 1 | 30.04 | |
| Из произведений зарубежных писателей. | 16 ч | | |
123 124 | В. Гюго «Гаврош». | 2 | 02.05 06.05 | |
125 126 127 128 129 130 | М. Твен Приключения Тома Сойера. - Пикник. - Заблудились. - Что угрожало детям. - Поиски выхода. - Спасение. | 6 | 07.05 08.05 13.05 14.05 15.05 16.05 | Видео: Приключения Тома Сойера |
131 132 133 134 | Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. - Ленивый Нильс. - Знакомство с гномом. - Заколдованный Нильс. - Путешествие началось. | 4 | 20.05 21.05 22.05 23.05 | Видео: Путешествие Нильса с дикими гусями. |
135 136 137 | Г. Х Андерсен Русалочка. | 3 | 27.05 28.05 29.05 | Видео: Русалочка |
138. | Внеклассное чтение. Чтение периодической печати. | 1 | 30.05 | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, 7 КЛАСС,
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Тема уроков I четверть | Кол-во часов 24 ч | Сроки | Наглядность, литература. |
| Устное народное творчество | 10ч | | |
1. | Введение. Устное народное творчество. Понятие жанра. | 1 | 04.09 | Картины Васнецова, Сборники загадок, сказок и пословиц. |
2. 3. | Русская народная сказка «Сивка – Бурка» | 2 | 05.09 07.09 | иллюстрации, схема видов сказок. |
4. | Русская народная сказка «Журавль и цапля» | 1 | 11.09 | иллюстрации, схема видов сказок. |
5. | Русская народная сказка «Умный мужик» | 1 | 12.09 | иллюстрации, схема видов сказок. |
6. | Былина. Три поездки Ильи Муромца. | 1 | 14.09 | Картина Васнецова «Богатыри» |
7. | Народные песни. | 1 | 18.09 | грамзапись |
8. | Пословицы и загадки. | 1 | 19.09 | сборники пословиц и загадок. |
9. | Обобщение по теме «Устное народное творчество» | 1 | 21.09 | схема видов сказок, сборники произведений УНТ. |
10. | Внеклассное чтение. Русские народные сказки | 1 | 25.09 | |
| 2. Из произведений русской литературы XIX века. | 41ч | | |
11. | А.С. Пушкин. Биография | 1 | 26.09 | портрет |
12. 13. 14. 15. 16. 17. | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. | 6 | 28.09 02.10 03.10 05.10 09.10 10.10 | |
18. | А.С. Пушкин. Зимний вечер. | 1 | 12.10 | иллюстрации |
19. | А.С. Пушкин. У Лукоморья. | 1 | 16.10 | грамзапись. |
20. 21. | Внеклассное чтение. Сказки Пушкина | 2 | 17.10 19.10 | видео |
22. | М.Ю. Лермонтов. Биография. | 1 | 23.10 | портрет. |
23. 24. | М.Ю.Лермонтов. Бородино. | 2 | 24.10 26.10 | картина «Бородинское сражение» |
| II четверть | 23 ч | | |
25. | И.А. Крылов. Биография. | 1 | 06.11 | портрет |
26. | И.А.Крылов. Кукушка и петух. | 1 | 07.11 | иллюстрации. аудиозапись. |
27. | И.А.Крылов. Волк и Журавль. | 1 | 09.11 | иллюстрации |
28. | И.А.Крылов. Слон и Моська. | 1 | 13.11 | иллюстрации |
29. | Н.А.Некрасов. Биография. | 1 | 14.11 | портрет |
30. | Н.А.Некрасов. Несжатая полоса. | 1 | 16.11 | иллюстрация |
31. | Н.А.Некрасов. Генерал Топтыгин. | 1 | 20.11 | |
32. | Внеклассное чтение. Некрасов и дети | 1 | 21.11 | |
33. | Л.Н.Толстой. Биография. | 1 | 23.11 | портрет |
34. 35. 36. 37 38. 39. | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». | 6 | 27.11 28.11 30.11 04.12 05.12 07.12 | иллюстрации |
40. | Обобщение по рассказу Л.Н.Толстого«Кавказский пленник». | 1 | 11.12 | иллюстрации |
41. | Внеклассное чтение. Рассказы Толстого. | 1 | 12.12 | произведения Толстого |
42. | А.П.Чехов. Биография. | 1 | 14.12 | портрет |
43 44. | А.П.Чехов. «Хамелеон». | 2 | 18.12 19.12 | иллюстрации |
45. | Внеклассное чтение. Рассказы Чехова. «Белолобый» | 1 | 21.12 | произведения Чехова. |
46. | В.Г.Короленко. Биография. | 1 | 25.12 | портрет |
47. | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я и мой отец. | 1 | 26.12 | иллюстрации |
| III четверть | 30 ч | | |
48. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Душевные качества главных героев. | 1 | 11.01 | иллюстрации |
49. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Роль пейзажа. | 1 | 15.01 | иллюстрации |
50. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Знакомство продолжается. | 1 | 16.01 | иллюстрации |
51. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Осенью. | 1 | 18.01 | иллюстрации |
52. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Кукла. | 1 | 22.01 | иллюстрации |
| 3. Из произведений русской литературы XX века. | 52 ч | | |
53. | М.Горький. Биография. | 1 | 23.01 | портрет |
54. 55. 56. | М.Горький. «Детство». | 3 | 25.01 29.01 30.01 | |
57. 58. 59. | М.Горький. В Людях. | 3 | 01.02 05.02 06.02 | иллюстрации |
60. | Внеклассное чтение. Повесть «Детство» | 1 | 08.02 | иллюстрации |
61. | М.В.Исаковский. Биография. «Детство» | 1 | 12.02 | портрет |
62. | М.В.Исаковский. Ветер | 1 | 13.02 | |
63. | М.В. Исаковский. Весна. | 1 | 15.02 | |
64. | К.Г.Паустовский. Биография. | 1 | 19.02 | портрет |
65. 66. | К.Г.Паустовский. Последний черт. | 2 | 20.02 22.02 | иллюстрации |
67. | М.М.Зощенко. Биография. | 1 | 26.02 | фотографии |
68. 69. | М.М.Зощенко. Великие путешественники. | 2 | 27.02 01.03 | иллюстрации |
70. | К.М.Симонов. Биография. | 1 | 05.03 | портрет |
71. 72. | К.М.Симонов. Сын Артиллериста. | 2 | 06.03 12.03 | иллюстрации |
73. | Внеклассное чтение. Стихи. | 1 | 13.03 | |
74. 75. | В.П.Катаев. Флаг. | 2 | 15.03 19.03 | портрет |
76. | Н.И.Рыленков. «Деревья» | 1 | 20.03 | |
77. | Н.И.Рыленков. Весна без вещуньи кукушки… | 1 | 22.03 | |
| IVчетверть |
26 ч | | |
78. | Н.И.Рыленков. Всё в тающей дымке | 1 | 02.04 | |
79. | Ю.И.Коваль. Биография | 1 | 03.04 | |
80. 81. | Ю.И.Коваль. Капитан Клюквин. | 2 | 05.04 09.04 | портрет |
82. 83. 84. 85. | Ю.И.Коваль. Картофельная собака. | 4 | 10.04 12.04 16.04 17.04 | иллюстрации |
86. 87. 88. 89. | Ю.Я.Яковлев.Биография. Багульник. | 4 | 19.04 23.04 24.04 26.04 | портрет, иллюстрации. |
90. | Внеклассное чтение. Ю.Я.Яковлев. Мальчик с коньками. | 1 | 30.04 | книги Ю.Я. Яковлева. |
91. | Р.П.Погодин. Биография. | 1 | 03.05 | |
92. 93. 94. | Р.П.Погодин. Время говорит – пора. | 3 | 07.05 08.05 10.05 | портрет |
95. 96. | А.Г.Алексин. Биография. Двадцать девятое февраля. | 2 | 14.05 15.05 | портрет |
97. | К.Я.Ваншенкин. Мальчишка. | 1 | 17.05 | портрет |
98. | К.Я.Ваншенкин. Снежки. | 1 | 21.05 | |
99. | Внеклассное чтение. Произведения XX века. | 1 | 22.05 | книги писателей |
100. 101. | Повторение по теме «Русская литература XIX – XX веков. | 2 | 24.05 28.05 | индивидуальные листы тестирования. |
102. 103. | Внеклассное чтение. Чтение периодической печати. | 2 | 29.05 31.05 | газеты и журналы. |
Календарно – тематическое планирование
по чтению и развитию речи, 9 класс,
на 2018-2019 учебный год
I четверть – 24 ч.
№ п/п | Тема уроков | кол-во часов | сроки | наглядность |
| Устное народное творчество | 11 ч. | | |
1. | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. | 1 | 03.09 | сборники сказок, загадок и пословиц. |
2. | Народная песня. Колыбельная. | 1 | 04.09 | фонограмма |
3. 4. | Былина. На заставе богатырской. | 2 | 07.09 10.09 | Картина Васнецова «Богатыри» |
5. 6. 7. 8. | Сказка про Василису Премудрую | 4 | 11.09 14.09 17.09 18.09 | Иллюстрации тест |
9. | Сказка «Лиса и тетерев». | 1 | 21.09 | иллюстрация |
10. | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 | 24.09 | схема видов сказок, сборники произведений УНТ. |
11. | Литературные сказки. | 1 | 25.09 | тексты |
| Из произведений русской литературы XIX века. | 46 ч. | | |
12. | В.А.Жуковский. Биография. | 1 | 28.09 | портрет |
13. 14. 15. | В.А.Жуковский. «Три пояса». | 3 | 01.10 02.10 05.10 | иллюстрация, сказки Жуковского тест |
16. | И.А.Крылов. Биография. | 1 | 08.10 | Портрет, тест |
17. | Басня. И.А.Крылов «Кот и повар». | 1 | 09.10 | иллюстрация |
18. | Жизнь и творчество А.С.Пушкина. | 1 | 12.10 | портреты и картины. |
19. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» - песнь первая | 1 | 15.10 | Иллюстрация 58-61 |
20. 21. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» - песнь вторая | 2 | 16.10 19.10 | Иллюстрация 62-67, 67-70 |
22. 23. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» - песнь третья | 2 | 22.10 23.10 | Иллюстрация 72-75, 76-79 |
24. | Внеклассное чтение. Произведения А.С.Пушкина. | 1 | 26.10 | книги А.С Пушкина. |
II четверть – 22 ч.
25. 26. | А.С.Пушкин Барышня-крестьянка» Заговор девушек. | 2 | 06.11 09.11 | |
27. | А.С.Пушкин Барышня-крестьянка» Знакомство Лизы с Алексеем. | 1 | 12.11 | Иллюстрации |
28. | А.С.Пушкин Барышня-крестьянка» Размышление Лизы | 1 | 13.11 | Иллюстрации |
29. 30. | А.С.Пушкин Барышня-крестьянка» Проделки Лизы. | 2 | 16.11 19.11 | Иллюстрации |
31. 32 | А.С.Пушкин Барышня-крестьянка» Счастливая развязка. | 2 | 20.11 23.11 | Иллюстрации Тест |
33. | Обобщение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | 26.11 | Индивидуальные листы тестирования. |
34. | М.Ю.Лермонтов. Биография. | 1 | 27.11 | портрет |
35. | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | 1 | 30.11 | иллюстрации |
36. | М.Ю.Лермонтов «Баллада». | 1 | 03.12 | иллюстрации |
37. | М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» | 1 | 04.12 | иллюстрации |
38. | Обобщение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | 07.12 | |
39. | Н.В.Гоголь. Биография. | 1 | 10.12 | портрет |
40. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ганна | 1 | 11.12 | Иллюстрации 119-124 |
41. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Утопленница | 1 | 14.12 | Иллюстрации 125-129 |
42. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Пробуждение | 1 | 17.12 | Иллюстрации 129-132 |
43. 44. | Внеклассное чтение. Повести Гоголя. | 2 | 18.12 21.12 | Произведения Гоголя. |
45. | Н.А.Некрасов. Биография. | 1 | 24.12 | Портрет, тест |
46. | Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» | 1 | 25.12 | иллюстрации |
III четверть – 30 ч.
47. | Н.А.Некрасов «Саша» | 1 | 11.01 | Портрет матери поэта |
48. | А.А.Фет. Биография. | 1 | 14.01 | Портрет поэта Выставка книг |
49. | А.А.Фет «На заре ты её не буди» | 1 | 15.01 | Аудиозапись романса |
50. | А.А.Фет «Помню я: старушка няня…» | 1 | 18.01 | |
51. | А.А.Фет «Это утро, радость эта». | 1 | 21.01 | |
52. | А.П.Чехов. Биография. | 1 | 22.01 | Портрет, тест |
53. 54. | А.П.Чехов «Злоумышленник» | 2 | 25.01 28.01 | 150-152 152-155 |
55. 56. | А.П.Чехов «Пересолил» | 2 | 29.01 01.02 | 156-158 158-161 |
57 | Внеклассное чтение. Рассказы Чехова. | 1 | 04.02 | |
| Из произведений русской литературы XX века. | 34 ч. | | |
58. | А.М.Горький. Биография. | 1 | 05.02 | портрет |
59. 60. | А.М.Горький «Песня о соколе» | 2 | 08.02 11.02 | |
61. | В.В.Маяковский. Биография. | 1 | 12.02 | Портрет, тест |
62. | В.В.Маяковский «Необычное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» | 1 | 15.02 | |
63. | М.И.Цветаева. Биография. | 1 | 18.02 | портрет |
64. | М.И.Цветаева «Красной кистью», «Вчера еще в глаза глядел» | 1 | 19.02 | наизусть |
65. | К.Г.Паустовский. Биография. | 1 | 22.02 | портрет |
66. 67. | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» | 2 | 25.02 26.02 | |
68. | Внеклассное чтение. Рассказы К.Г.Паустовского. | 1 | 01.03 | выставка книг |
69. | С.А.Есенин. Биография. | 1 | 04.03 | портрет |
70. 71. | С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»,«Собаке Качалова» | 2 | 05.03 11.03 | Репродукция картины В. Д. Поленова «Ранний снег» |
72. 73. 74. 75. | М.А. ШолоховБиография«Судьба человека» | 4 | 12.03 15.03 18.03 19.03 | Портрет писателя Выставка книг |
76. | Внеклассное чтение. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» | 1 | 22.03 | |
IV четверть – 23 ч.
77. | Е.И.Носов. Биография. Е.И.Носов «Трудный хлеб» | 1 | 02.04 | портрет |
78. | Е.И.Носов «Трудный хлеб» | 1 | 05.04 | иллюстрации к произведению |
79. | Н.М.Рубцов. Биография. | 1 | 06.04 | портрет |
80. | Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина» | 1 | 09.04 | Репродукция картины Левитана «Озеро (Русь)» |
81. | Н.М.Рубцов «Русский огонек» | 1 | 12.04 | |
82. | Н.М.Рубцов «Зимняя песня» | 1 | 13.04 | |
83. | Ю.И.Коваль. Биография. «Приключение Васи Куролесова» В деревне Сычи | 1 | 16.04 | Портрет 221-222 |
84. | Ю.И.Коваль«Приключение Васи Куролесова» Тертый калач | 1 | 19.04 | иллюстрации учебника 223-226 |
85. | Ю.И.Коваль«Приключение Васи Куролесова» Парочка поросят | 1 | 20.04 | иллюстрации учебника 226-229 |
86. | Ю.И.Коваль«Приключение Васи Куролесова» Темная ночь | 1 | 23.04 | иллюстрации учебника 229-230 |
87. | Ю.И.Коваль«Приключение Васи Куролесова» Рыжий | 1 | 26.04 | иллюстрации учебника 230-232 |
88. | Ю.И.Коваль«Приключение Васи Куролесова» Обыкновенный мешок | 1 | 27.04 | иллюстрации учебника 232-233 |
89. | Ю.И.Коваль«Приключение Васи Куролесова» Вася бьет черноусого | 1 | 30.04 | иллюстрации учебника 233-234 |
90. | Внеклассное чтение. Рассказы Ю. И. Коваля. | 1 | 03.05 | |
91. | Обобщение темы «Литература XX века. | 1 | 04.05 | иллюстрации, аудиозаписи. |
| Из произведений зарубежной литературы | 8 ч | | |
92. | Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» | 1 | 07.05 | Портрет писателя, Иллюстрации к произведению |
93. 94. 95. | Э. Сетон-Томпсон. Биография. Э. Сетон-Томпсон «Снап» | 3 | 10.05 11.05 14.05 | Портрет писателя Выставка книг |
96. | Джеральд Даррелл. Биография. | 1 | 17.05 | Иллюстрации к произведению |
97. 98. | Джеральд Даррелл «Живописный жираф» | 2 | 18.05 21.05 | |
99. | Обобщение темы: «Из произведений зарубежной литературы» | 1 | 24.05 | |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передачи содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, предающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Малышева З. Ф.,
Чтение 5 класс, Москва, Просвещение, 2004.
2. Аксёнова А. К.,
Чтение 7 класс, Москва, Просвещение, 2013.
3.Аксенова А. К., Шишкова М. И.,
Чтение 9 класс, Москва, Просвещение, 2005.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты для проверки техники чтения
5 КЛАСС
Георгий Алексеевич Скребицкий. Рассказ «Смышлёные птицы»
Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться насчёт охоты.
Войдя в знакомый домик, я совсем неожиданно оказался свидетелем маленькой семейной сцены. Мой приятель сидел на стуле, сконфуженно опустив голову и пощипывая себя за бороду. А перед ним, вызывающе подбоченясь, стояла его седая, почтенная супруга Анна Саввишна и насмешливо говорила:
— Ну какой ты охотник, если даже ворону и ту подстрелить не можешь! Индюк ты, а не охотник! Индюк, индюк…
— Ну, матушка, при чём же тут индюк? — развёл руками Иван Антонович.
— А при том, что он тоже вроде тебя: пыжится, тужится, а никакого толку и нет. Одна болтовня: блум-блум-блум. Раскрылетится на весь двор…
Анна Саввишна уже хотела продемонстрировать, как именно раскрылетившись ходит индюк, растопырила руки, повернулась к двери и тут только увидела меня.
— Батюшки, к нам гость пожаловал! — весело воскликнула она. — А мы тут с Ваней заговорились и не заметили.
— Да, да, заговорились, — покачал головой Иван Антонович, пожимая мне руку. — Уж с моей Анной Саввишной много не наговоришься. Командир. Ей бы не птичником ведать, а войском командовать.
— А что же, если понадобится, и скомандую. Это ты вот с воронами никак не справишься.
Иван Антонович даже крякнул с досады:
— Дались ей эти вороны, хоть из дому беги!
— Так разве я не права? — Анна Саввишна обернулась ко мне. Послушайте, разберите сами. Дали мне птичью ферму, каждый день на откорм птиц еду отпускают: отрубей, хлеба, картошки и всякую всячину. А мы кого ворон откармливаем! Только еду вынесу, как налетят, кур отгонят, всё разом пожрут. До того разожрались, еле-еле летают. — Анна Саввишна насмешливо кивнула в сторону мужа. — А мой охотник ничего с ними поделать не может.
Б. Житков Беспризорная кошка
I
Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, — Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы. Вытянется на цепи, подвизгивает.
Обернешься к нему и скажешь сердито:
— Плохи наши дела, Рябка! Вот как…
Он вздохнет, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.
Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерег. И вот хочу отойти от него, а он встанет на задние лапы, натянет цепь и обхватит меня лапами. Да так крепко — не пускает. Не хочет долго один оставаться: и скучно и голодно.
Хорошая была собака!
II
А вот кошки у меня не было, и мыши одолевали. Сетки развесишь, так они в сетки залезут, запутаются и перегрызут нитки, напортят. Я их находил в сетках — запутается другая и попадется. И дома все крадут, что ни положи.
Вот я и пошел в город. Достану, думаю, себе веселую кошечку, она мне всех мышей переловит, а вечером на коленях будет сидеть и мурлыкать. Пришел в город. По всем дворам ходил — ни одной кошки. Ну нигде!
Я стал у людей спрашивать:
— Нет ли у кого кошечки? Я даже деньги заплачу, дайте только.
А на меня сердиться стали:
— До кошек ли теперь? Всюду голод, самим есть нечего, а тут котов корми.
А один сказал:
— Я бы сам кота съел, а не то, что его, дармоеда, кормить!
Вот те и на! Куда же это все коты девались? Кот привык жить на готовеньком: нажрался, накрал и вечером на теплой плите растянулся. И вдруг такая беда! Печи не топлены, хозяева сами черствую корку сосут. И украсть нечего. Да и мышей в голодном доме тоже не сыщешь.
7 КЛАСС
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Резиновая лодка
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
Купили мы ее еще зимой в Москве, но с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.
Рувим хватался за голову и жаловался на дурные сны. То ему снилось, что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканием; то снился пронзительный разбойничий свист — это из лодки, распоротой корягой, стремительно выходил воздух, и Рувим, спасаясь, суетливо плыл к берегу и держал в зубах коробку с папиросами.
Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали ее на мелком месте, около Чертова моста.
Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
Белый мохнатый щенок с черными ушами — Мурзик — лаял на нее с берега и рыл задними лапами песок. Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше, чем на час. Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать.
М. Зощенко «Находка»
Однажды мы с Лелей взяли коробку от конфет и положили туда лягушку и паука.Потом мы завернули эту коробку в чистую бумагу, перевязали её шикарной голубой ленточкой и положили этот пакет на панель против нашего сада. Как будто бы кто-то шёл и потерял свою покупку.Положив этот пакет возле тумбы, мы с Лелей спрятались в кустах нашего сада и, давясь от смеха, стали ждать, что будет.
И вот идёт прохожий.Увидев наш пакет, он, конечно, останавливается, радуется и даже от удовольствия потирает себе руки. Ещё бы: он нашёл коробку конфет — это не так-то часто бывает в этом мире.Затаив дыхание, мы с Лелей смотрим, что будет дальше.Прохожий нагнулся, взял пакет, быстро развязал его и, увидев красивую коробку, ещё того более обрадовался.И вот крышка открыта. И наша лягушка, соскучившись сидеть в темноте, выскакивает из коробки прямо на руку прохожего.
Тот ахает от удивления и швыряет коробку подальше от себя. Тут мы с Лелей стали так смеяться, что повалились на траву. И мы смеялись до того громко, что прохожий обернулся в нашу сторону и, увидев нас за забором, тотчас всё понял. В одно мгновенье он ринулся к забору, одним махом перепрыгнул его и бросился к нам, чтобы нас проучить. Мы с Лелей задали стрекача. Мы с визгом бросились через сад к дому. Но я запнулся о грядку и растянулся на траве. И тут прохожий довольно сильно отодрал меня за ухо. Я громко закричал. Но прохожий, дав мне ещё два шлепка, спокойно удалился из сада.
На крик и шум прибежали наши родители.
9 КЛАСС
К. Паустовский Мангуста
Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая, живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придёт на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько ни спросят.
И вот наш пароход у острова Цейлона. Я хотел скорей бежать на берег, скорей найти, где они продаются, эти зверьки. И вдруг к нам на пароход приходит чёрный человек (тамошние люди все чёрные), и все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят. И кто-то крикнул: «Мангусты!» Я бросился, всех растолкал и вижу: у чёрного человека в руках клетка, а в ней серые зверьки. Я так боялся, чтобы кто-нибудь не перехватил, что закричал прямо в лицо этому человеку:
— Сколько?
Он даже испугался сначала, так я крикнул. Потом понял, показал три пальца и сунул мне в руки клетку. Значит, всего три рубля, с клеткой вместе, и не одна, а две мангусты! Я сейчас же расплатился и перевёл дух: я совсем запыхался от радости. Так обрадовался, что забыл спросить этого чёрного человека, чем кормить мангуст, ручные они или дикие. А вдруг они кусаются? Я спохватился, побежал за человеком, но его уже и след простыл.
Я решил сам узнать, кусаются мангусты или нет. Я просунул палец через прутья клетки. И просунуть-то не успел, как уж слышу — готово: мой палец схватили. Схватили маленькие лапки, цепкие, с коготками. Быстро-быстро кусает меня мангуста за палец. Но совсем не больно — это она нарочно, так — играет. А другая забилась в угол клетки и глядит искоса чёрным блестящим глазом.
Мне скорей захотелось взять на руки, погладить эту, что кусает для шутки. И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста — юрк! — и уж побежала по каюте. Она суетилась, бегала по полу, всё нюхала и крякала: кррык! кррык! — как будто ворона. Я хотел её поймать, нагнулся, протянул руку, и вмиг мангуста мелькнула мимо моей руки, и уже в рукаве. Я поднял руку — и готово: мангуста уж за пазухой. Она выглянула из-за пазухи, крякнула весело и снова спряталась. И вот слышу — она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила из другого рукава на волю. Я хотел её погладить и только поднёс руку, как вдруг мангуста подскочила вверх сразу на всех четырёх лапах, как будто под каждой лапой пружинка. Я даже руку отдёрнул, будто от выстрела. А мангуста снизу глянула на меня весёлыми глазками и снова: кррык! И смотрю — уж сама на колени ко мне взобралась и тут свои фокусы показывает: то свернётся, то вмиг расправится, то хвост трубой, то вдруг голову просунет меж задних ног. Она так ласково, так весело со мной играла, а тут вдруг постучали в каюту и вызвали меня на работу.
Аркадий Гайдар — Голубая чашка: Сказка
Мне тогда было тридцать два года. Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной. Только в конце лета я получил отпуск, и на последний тёплый месяц мы сняли под Москвой дачу.
Мы со Светланой думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи. А пришлось сразу подметать двор, подправлять ветхие заборы, протягивать верёвки, заколачивать костыли и гвозди.
Нам всё это очень скоро надоело, а Маруся одно за другим всё новые да новые дела и себе и нам придумывает.
Только на третий день к вечеру наконец-то всё было сделано. И как раз, когда собирались мы втроём идти гулять, пришёл к Марусе её товарищ — полярный лётчик.
Они долго сидели в саду, под вишнями. А мы со Светланой ушли во двор к сараю и с досады взялись мастерить деревянную вертушку.
Когда стемнело, Маруся крикнула, чтобы Светлана выпила молока и ложилась спать, а сама пошла проводить лётчика до вокзала.
Но мне без Маруси стало скучно, да и Светлана одна в пустом доме спать не захотела.
Мы достали в чулане муку. Заварили её кипятком — получился клейстер.
Оклеили гладкую вертушку цветной бумагой, хорошенько разгладили её и через пыльный чердак полезли на крышу.
Вот сидим мы верхом на крыше. И видно нам сверху, как в соседнем саду, у крыльца, дымит трубой самовар. А на крыльце сидит хромой старик с балалайкою, и возле него толпятся ребятишки.
Потом выскочила из чёрных сеней босоногая сгорбленная старуха. Ребятишек турнула, старика обругала и, схватив тряпку, стала хлопать по конфорке самовара, чтобы он закипел быстрее.
Посмеялись мы и думаем: вот подует ветер, закружится, зажужжит наша быстрая вертушка. Ото всех дворов сбегутся к нашему дому ребятишки. Будет и у нас тогда своя компания.
А завтра что-нибудь ещё придумаем.
Может быть, выроем глубокую пещеру для той лягушки, что живёт в нашем саду, возле сырого погреба.
Может быть, попросим у Маруси суровых ниток и запустим бумажного змея — выше силосной башни, выше жёлтых сосен и даже выше того коршуна, который целый день сегодня сторожил с неба хозяйских цыплят и крольчат.
А может быть, завтра с раннего утра сядем в лодку — я на вёсла, Маруся за руль, Светлана пассажиром — и уплывём по реке туда, где стоит, говорят, большой лес, где растут на берегу две дуплистые берёзы, под которыми нашла вчера соседская девчонка три хороших белых гриба. Жаль только, что все они были червивые.
Вдруг Светлана потянула меня за рукав и говорит:
—Посмотри-ка, папа, а ведь, кажется, это наша мама идёт, и как бы нам с тобой сейчас не попало.
И правда, идёт по тропинке вдоль забора наша Маруся, а мы-то думали, что вернётся она ещё не скоро.