СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 8 класс. на 2019-2020 учебный год

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Геометрия» составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы А.Г. Мерзляк и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 8 класс. на 2019-2020 учебный год»

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия»

8 класс.

на 2019-2020 учебный год




Составил:

Зайцева Татьяна Евгеньевна – учитель математики высшей квалификационной категории






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Геометрия» составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы А.Г. Мерзляк и др.

Рабочая программа является частью ООП ООО МБОУ СОШ № 13 и конкретизирует содержание и особенности реализации курса Геометрии на уровне ООО. Её характеризуют направленность на достижение планируемых результатов освоения курса алгебры не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся на уровне начального общего образования, а также предоставляет возможность для получения образования по геометрии.

В соответствии с ФГОС содержание программы направлено на реализацию следующей цели: достижение планируемых результатов освоения курса алгебры на предметном, личностном и метапредметном уровнях.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету „Геометрия“ является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами учебного предмета являются:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Программа предмета „Геометрия“ рассчитана на три года. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет 208 часов со следующим распределением часов по классам:

  • 7-й класс – 70 часов;

  • 8-й класс – 70 часов

  • 9-й класс – 68 часов


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимальногосоотношения цели и средств.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности и состояние здоровья детей, учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.

Логика изложения и содержание программы выстроена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;

соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

Характерная для учебного курса форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная, практикумы.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная

  • технологии полного усвоения;

  • технологии обучения на основе решения задач

  • игровые технологии

  • элементы проблемного обучения

  • технологии уровневой дифференциации

  • здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ-технологий

  • технология оценивания (правило самооценивания)

  • технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

  • групповая форма работы (задания для групповой работы)

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах игровых технологий, викторин, проектной, исследовательской деятельности, интеллектуальных марафонов, конкурса «Кенгуру», участия в научно-практической конференции , участие в интернет-олимпиадах, мониторингах. Предусмотрена тематическая работа учащихся на сайте http://uztest.ru/quiz и тестирование на сайте http://uztest.ru/quiz.


Формы организации деятельности

      1. Рассказ учителя

      2. Эвристическая беседа

3.Практическая работа

4.Работа с таблицами (заполнение, составление)

5.Решение задач (количественных, качественных)

6.Работа с моделями

7.Работа по алгоритму (выполнение заданий по алгоритму, составление алгоритма)

8.Сообщения учащихся

9.Решение экспериментальных задач

10.Работа с учебником и другими текстами

11.Анализ результатов (самостоятельных работ, решенных задач)

12.Работа с текстом (чтение, ответы на вопросы, выделение содержательных элементов в тексте, составление таблиц по тексту, составление схем)

13.Самостоятельная работа

14.Применение знаний в стандартной ситуации

15.Применение знаний в новой ситуации

16.Ответы на вопросы учителя (уточняющего характера, репродуктивного характера, аналитического характера)

17.Работа у доски

18.Чертеж

19.Рассказ ученика (составление рассказа по опорным словам, монологическая речь)

20.Организация самопроверки и взаимопроверки

21.Работа с графиками (чтение графиков, построение графиков)

22. Работа над проектами

23. Работа в парах сменного характера

24. Работа в группах

25. Поиск и отбор информации в Интернете


Методы

      1. Объяснительно-иллюстративный

      2. Эвристический

      3. Исследовательский

      4. Работа по алгоритму

      5. Проблемный

      6. Анализ полученной информации

7. Модельный

8. Репродуктивный

Функции

        1. Описание

        2. Сравнение

        3. Классификация

        4. Умение выделять главное в рассказе учителя и тексте учебника

        5. Анализ учебной информации

        6. Умение формулировать определения

        7. Умений разъяснять смысл изученных понятий

        8. Умение классифицировать физические явления

        9. Умение наблюдать, описывать, делать выводы

10. Анализ и сравнение полученной информации

11.Составление логических схем

12.Составление опорных конспектов, умение свертывать информацию

13.Умение прогнозировать предполагаемый результат

14.Использование межпредметных знаний

15.Обобщение

16.Установление причинно-следственных связей и закономерностей

17.Выделение проблемы

18.Доказательство

19.Формирование понятий

20.Опровержение

21.Выявление закономерностей


Особенности классов, в которых будет реализован данный учебный курс.

В 8 А классе 30 учеников, в 8 Б -29 учеников, 8В – 28 учеников, 8Г – 18 человек. В классах присутствуют обучающиеся, интересующихся математикой в целом, также есть отстающие ученики, основная масса обучающихся со средним уровнем способностей. Уровень подготовки обучающихся к освоению данного учебного курса достаточный.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Общий объем времени, отводимого на изучение алгебры в 8-х классах согласно Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №13, составляет 70 часов. В восьмом классе уроки алгебры проводятся 2 раза в неделю.. Программа рассчитана по учебному плану на 70 часов в год. Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 7.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

  2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полон­ский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

  3. Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вента­на-Граф, 2018.

  4. 4.Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: Самостоятельные и контрольные работы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 112 с. : ил.


Интернет-ресурсы для поддержки подготовки школьников:

  1. http://www.rosolymp.ru/ Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников

  2. http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике.

  3. http://zadachi.mccme.ru/ Информационно-поисковая система «Задачи»








  1. http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm Конкурсные задачи по математике:

  2. справочник и методы решения. 

  3. http://www.mccme.ru/free-books/ Материалы (полные тексты) свободно

  4. распространяемых книг по математике.

  5. http://www.alleng.ru/ Образовательные ресурсы Интернета - Математика.

  6. http://www.mathnet.spb.ru/ Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты, методика

  7. http://zaba.ru/ Олимпиадные задачи по математике: база данных

  8. http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ Московские математические олимпиады

  9. http://aimakarov.chat.ru/school/school.html Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске  

  10. http://www.math.md/school/indexr.html Виртуальная школа юного математика

  11. http://mschool.kubsu.ru/ Библиотека электронных учебных пособий по математике

  12. http://www.algmir.org/index.html Мир Алгебры - Образовательный Портал

  13. http://www.etudes.ru/ Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.

  14. http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php Заочная Физико-математическая школа


Интернет- Образовательные ресурсы для педагога

  1. Школьный помощник: http://school-assistant.ru/

  2. Видео уроки: http://interneturok.ru/

  3. Развивающие игры, конкурсы, олимпиады для детей http://www.develop-kinder.com/index.html

  4. Мультимедийный интерактивный портал "Учи математику" http://uchimatematiku.ru/

  5. Уроки по основным предметам школьной программы: http://interneturok.ru/ru;

  6. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/shkola/matematika

  7. Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников" http://www.researcher.ru/

  8. Электронные учебники http://www.vse-dlya-detey.ru/shkolnye-uchebniki.html;

  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

  10. Полезные ресурсы для школьников http://www.alleng.ru/

  11. Портал готовых презентаций - http://prezentacii.com

  12. Подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) по математике: http://shpargalkaege.ru/; https://uztest.ru/

  13. Математика: уроки, тесты, конспекты, презентации: http://kopilkaurokov.ru/matematika

  14. Хостинг методических материалов для учителей: http://uchetelyam.su/

  15. Центр подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: http://ogege.ru/

  16. Образовательный проект Сколково «ЯКласс»: http://www.yaklass.ru/p/algebra

  17. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

  18. Проект "Образовательные тесты": http://testedu.ru/

  19. Внеклассный урок - http://raal100.narod.ru/

  20. Презентация к уроку - http://ppt4web.ru

  21. Справочные материалы по математике http://www.zada4i.ru


«Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» содержит перечень результатов учеников после освоения рабочей программы.

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Геометрия» личностным, метапредметным, предметным.

8 класс, 2018-2019 учебный год

Планируемые результаты освоения программы по геометрии:

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Л-1.6. Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.

Л-2.1. Обладать устойчивой мотивацией к обучению и познанию на основе личностно-ориентированного подхода. Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению, Л-2.3. Формировать уважительное отношение к труду. Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Л-2.5. Использовать свои интересы для выбора и построения индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Л-2.6. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Л- 3.2.3 учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; Л-3.2.4. учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.

Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;

Л-5.8. В процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с другой стороны, противостоять коллективной воле группы, подавляющей личность.

Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию;

Л-6.8. Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.

Л-8.1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Л-8.2. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья — своего, а также близких людей и окружающих.

Л-11.3.Сформировать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;


Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р-2.9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-3.8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Р-5.4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия;
П-1.3. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
П-1.11. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

П-1.14. выделять главное

П-2.6. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

П-2.7.2Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения). П-2.7.2.1.Формулировать цели исследований П-2.7.2.2.Планировать этапы исследования П-2.7.2.3.Подбирать необходимое оборудование (измерительные приборы)

К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия; К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; К– 1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; К– 1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.;

К-2.4.представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
К-2.11.8. подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.11.9. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;
СЧ-1.1.2. выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
СЧ-2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
СЧ-2.3. интерпретировать текст:
СЧ-3.4. в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поис.ковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
ИКТ-3.2.6строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
ИПД-1.1. планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы;

ИПД-1.2. распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

ИПД-1.3. использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;



КОД

Предметные УУД



Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:


Выпускник научиться

Гм-1.1. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

Гм-1.3.Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

Гм-1.4.знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

Гм-2.1извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

Гм-2.2.применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

Гм-2.3.решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Гм-3.1.Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

Гм-3.2.вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Гм-3.3.Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

Гм-4.1.применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

Гм-5.1.использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания

Гм-5.2.Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

Гм-5.3.использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Гм-5.6.Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.




Гм- 1.6.Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;

Гм-2.5.строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;

Гм-2.6.применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

Гм-3.5Оперировать понятиями геометрических фигур;

Гм-3.6.извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

Гм-3.7.применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;

Гм-3.8.формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

Гм-3.9.доказывать геометрические утверждения

Гм-3.10.владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).

Гм-3.11.использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера

Гм-4.10.Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;

Гм-4.14.характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Гм-5.7.Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

Гм-5.8.свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,

Гм-5.9.выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;

Гм-5.11.выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;




Содержание курса геометрии 8 класс

Многоугольники (97ч)

Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренных треугольников. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Точки пересечения медиан, биссектрис, высот, треугольника, серединных перпендикуляров сторон треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов.

Четырёхугольники. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма.. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Измерение геометрических величин (9ч)

Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Периметр многоугольника.

Градусная мера угла. Величина вписанного угла.

Понятие площади многоугольника. Равновеликие фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Повторение (7ч)

Резерв (2ч)


Тематическое планирование

На освоение программы по геометрии отводится 208 часов

Тема

7 класс

8 класс

9 класс

всего

1

Простейшие геометрические фигуры

11



11

2

Многоугольники

30

52

21

103

3

Окружность и круг. Геометрические построения

16



16

4

Измерение геометрических величин

4

9

6

19

5

Декартовы координаты на плоскости



12

12

6

Векторы



15

15

7

Геометрические преобразования



5

5

8

Элементы логики

3



3

9

Повторение.

4

7

7

20

10

Резерв

2

2

2

6

ИТОГО


70

70

68

208


3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Оценка планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программыосновного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатовобразования, позволяющий вести оценку достижения обучаю­щимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредмет­ныхи предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе«метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программыосновного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатовобразования, позволяющий вести оценку достижения обучаю­щимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредмет­ныхи предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подходк содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе«метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Отметка «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка«4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой«5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

      • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, практических ра­бот, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида, контрольных работ.