Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
для 10-11 классов
(Срок реализации 2 года)
г. Магнитогорск
1
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
− соблюдать правила техники безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
2
− ориентации в информационном пространстве, работы с
распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности;
3
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Информация
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Информационные процессы в системах
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Информационные модели
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.
Программно-технические системы реализации информационных процессов
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное
программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.
11 класс
Понятие и типы информационных систем. Текст как информационный объект.
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы 4
преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Интернет как глобальная информационная система. Web-сайт - гиперструктура данных. Геоинформационные системы. Поисковые информационные системы. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Технология информационного моделирования
Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического
прогнозирования.
Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
Основы социальной информатики
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная
культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационная безопасность.
Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Компьютерные сети».
5
Тематическое планирование
Тематическое планирование 10 класс
№ | Раздел/тема | Количество | Текущий контроль |
п/п | | часов | успеваемости |
1. | Информация | 11 | Входная контрольная работа - 1 |
| | | Практическая работа - 5 |
2. | Информационные | 5 | Контрольная работа за 1 полугодие-1 |
| процессы | | |
3. | Программирование | 18 | Практическая работа - 9 |
| обработки информации | | Итоговая контрольная работа - 1 |
| Тематическое планирование 11 класс |
№ | Раздел/тема | Количество | Текущий контроль |
п/п | | часов | успеваемости |
1. | Информационные | 10 | Входная контрольная работа - 1 |
| системы и базы данных | | Практическая работа - 9 |
2. | Интернет | 10 | Практическая работа - 8 |
| | | Контрольная работа за 1 полугодие - 1 |
3. | Информационное | 8 | Практическая работа - 7 |
| моделирование | | |
4. | Социальная информатика | 4 | Итоговая контрольная работа - 1 |
5. | Подготовка к ЕГЭ | 2 | - |
6