СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Информатика»»










Рабочая программа

учебного предмета «Информатика»

6 класс


















Составитель: учитель

Русавская Анастасия Михайловна












2025г.


Цели и задачи учебного курса

Цели:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики ;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание программы

Раздел «Информационное моделирование»

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел «Алгоритмика»

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем Чертёжник.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся 6 класса должны:

знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • информационные процессы;

  • принципы информационной безопасности личности;

  • функции языка, как способа представления информации;

  • что такое бит, байт, килобайт, мегабайт т.д;

  • назначение ПО, ОС;

  • значение текстового и графического редакторов;

  • назначение и структуру презентаций;

  • состав основных устройств компьютера, основные характеристики компьютера;

  • структуру внутренней памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • назначение антивирусной программы.

уметь:

  • измерять количество информации (текста в байтах);

  • определять назначение файла по его расширению;

  • применять текстовый процессор для создания списков и таблиц, вставки рисунков;

  • работать со сканером;

  • создавать мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • применять графический редактор и текстовый процессор для создания рисунков;

  • применять антивирусную программу

осознавать или иметь представление:

  • важность применения информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности;

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

  • значение ОС для организации работы ПК.

  • значимость антивирусных программ.

  • значение правильного оформления текстовой и графической информации в условиях распространения НИТ.

  • значение электронных презентаций в современном обществе.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Объекты и системы

13

2

Информационное моделирование

10

3

Алгоритмика

9

4

Повторение изученного

2


34

Итого

34

Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование тем


Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира


1



презентация

2

Объекты операционной системы.


1



презентация

3

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»



1



компьютер

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)



1



компьютер

5

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)


1



компьютер

6

Разновидности объектов и их классификация.

1



презентация

7

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1



компьютер

8

Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)



1



Раздаточный материал,

презентация

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1



презентация

10

Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

1



презентация

11

Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1



компьютер

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1



компьютер

13

Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

1



компьютер

14

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1



компьютер

15

Знаковые информационные модели. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

1



компьютер

16

Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

1



компьютер

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1



презентация

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1



Раздаточный материал, компьютер

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

1



компьютер

20

Создание информационных моделей – диаграмм.

1



компьютер

21

Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1



компьютер

22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

1



презентация

23

Что такое алгоритм.

1



компьютер

24

Исполнители вокруг нас.

1



компьютер

25

Формы записи алгоритмов.

1



Раздаточный материал,

презентация

26

Линейные алгоритмы.

1



компьютер

27

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1



презентация

28

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

1



презентация

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

1



презентация

30

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник

1



компьютер

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник

1



компьютер

32

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1



компьютер

33

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

1



Тестовая работа,

компьютер

34

Обобщение и систематизации изученного по теме «Информационное моделирование»

1



презентация


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 6 класс», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020г.

  2. Современный учительский портал (презентации к урокам) https://easyen.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!