СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета История России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России, 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета История России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области





РАССМОТРЕНО на заседании МО истории МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 27.08.2018 года Руководитель МО _______О.В.Горбачёва

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______ Н.В.Морковкина

28.08.2018 года


ПРИНЯТО Педсоветом МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 28.08.2018года







Рабочая программа учебного предмета История России

7 класс

2018-2019 учебный год













Аношенкова Светлана Сергеевна,

учитель истории и обществознания

первая квалификационная категория



2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История России», 7 класс составлена для учащихся 7 «а» класса на 2018 -2019 учебный год на основании

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2010г.)

3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

4.Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2018-2019 учебный год.

Для реализации рабочей программы используется учебник

  • «История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016

На изучение данного предмета отводится 44 часА.

Форма промежуточной (годовой) аттестации – тест.

Основная цель изучения предмета по «Истории России», формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

НА 2018-2019 УЧ.ГОД

В процессе изучения предмета «История России» получат возможность развить

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России.

Личностные результаты


У учащегося будут сформированы:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

У учащегося могут быть сформированы: умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; знания моральных норм; умения выделять нравственный аспект поведения; умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Метапредметные результаты (Регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные действия)


Учащийся научится:

  • сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

  • использовать современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • коллективной работе, сотрудничеству с соучениками, освоит основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умению работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Учащийся получит возможность научиться: решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.

Учащийся получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государства;

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры России ( XVI – конец XVII в), объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Содержание учебного предмета

РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины.Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент

Наш регион в XVI—XVII вв.

Тематическое планирование

№/№

Тема

Количество часов

(всего)

Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии(количество)

1

Введение

1

-

2

Создание Московского царства

12

Тест-1

3

Смута в России

5

Тест -1

4

«Богатырский век»

5

Тест -1

5

«Бунташный век»

5

Тест -1

6

Россия на новых рубежах

5

Практическая работа -1

7

В канун великих реформ

7

Практическая работа -1, тест-1

8

Повторение

3

-




Календарно-тематический план

урока

Название раздела и тема урока


Количество часов

Дата планируемая


Дата

фактическая

1.

Введение

1

04.12


2.

Тема 1. Создание Московского царства Василий III и его время

1

10.12


3

Василий III и его время

1

11.12


4

Русское государство и общество: трудности роста

1

17.12


5

Начало реформ Ивана IV. Избранная рада

1

18.12


6

Строительство царства

1

24.12


7

Внешняя политика Ивана IV

1

25.12


8-9

Опричнина

2

14.01

15.01


10.

Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV»

1

21.01


11-12.

Русская культура в XVI веке

2

22.01

28.01


13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»

1

29.01


14

Тема 2. Смута в России Кризис власти на

рубеже XVI-XVII веков

1


04.02


15

Начало Смуты. Самозванец на престоле

1

05.02


16

Разгар Смуты. Власть и народ

1

11.02


17

Окончание Смуты. Новая династия

1

12.02


18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»

1

18.02


19

Тема 3. «Богатырский век» Социально-экономическое развитие России в XVII веке

1

19.02


20

Сословия XVII века: «верхи» общества

1

25.02


21

Сословия XVII века: «низы» общества

1

26.02


22-23

Государственное устройство России в XVII веке

2

01.03

02.03


24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»

1


11.03


25

Тема 4. «Бунташный век» Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

1

12.03


26

Формирование абсолютизма

1

25.03


27

Церковный раскол

1

26.03


28

Народный ответ

1

01.04


29

Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век»

1

02.04


30-31

Тема 5. Россия на новых рубежах Внешняя политика России в XVII веке

2

08.04

09.04


32

Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке»

1

15.04


33-34

Освоение Сибири и Дальнего Востока

2

16.04

22.04


35

Тема 6. В канун великих реформ Политика Фёдора Алексеевича Романова

1

23.04


36

Борьба за власть в конце XVII века

1

29.04


37-38

Культура Руси в XVII веке

2

30.04

06.05


39

Мир человека XVII века

2

07.05


40

Урок-практикум по теме «Россия в XVII веке»

1

13.05


41

Промежуточная аттестация (тест)

1

14.05


42-44

Итоговое повторение и обобщение

3

20.05

21.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!