СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 кл.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 кл.»

Пояснительная записка.


Рабочая программа начального общего образования для 3-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 16.10.2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).

Данная программа реализуется с помощью УМК: Начальная школа XXI века «Изобразительное искусство»:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.- 4-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф,2018., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

УМК есть в «Федеральном перечне», соответствует типу школы, стратегическим и тактическим задачам образования, концепции предпрофильной подготовки.

В соответствии с учебным планом МБОУ НШ № 1, Основной образовательной программой школы, на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводиться 1 час в неделю, 34 часа в год.

В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ НШ № 1, приказ № 103 от 30.08.2024 года, на изучение изобразительного искусства отводится 35 часов. Произойдёт раскрытие тем:

1. «Ибразец», вместо 1 часа- 2 часа.

Таким образом, в рамках 35 часов реализуется основное содержание программы.



.

Планируемые результаты изучения курса.


Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.

8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6.При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) .

Третьеклассник научиться:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, ДПИ) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды жанра пластических искусств;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;


- узнавать и воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта, использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новы образы природы. Человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.


Содержание учебного предмета


п/п

Название раздела

Количество часов

характеристика основных содержательных линий


планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы


1

Природа и художник

1

Овладение основами языка живописи и графики. 

Обучающийся научится:

Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе).

2

Природные объекты в творчестве художника

11

Изучение разнообразия природных объектов в творчестве художника. Получение представления о художественных средствах изображения. Наблюдение за неожиданными явлениями природы. Овладение приемами коллективного сотворчества.  Изучение разнообразных природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Изучение натюрморта и его особенностей. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Получение представления о пейзаже и его видах. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Наблюдение за окружающими деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Получение представленияь о контрасте. Выполнение композиции на передачу контраста в рисунке.

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры.

Отображение природы в музыке и поэзии..





Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно; Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой; Передавать графическими средствами воздушную перспективу;

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания композиции; Создавать цветовые графические

композиции;

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства;

Изображать с натуры предметы конструктивной формы;

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте;

Передавать простейшую плановость пространства и динамику; Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха;

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания;

Создавать эскизы будущей работы;

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами;

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков;

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий;

Передавать в рисунке индивидуальную манеру;





3

Величие природы на языке изобразительного искусства

10

Создание образов, построенных на контрасте формы, цвета, размера. Получение представления о контрасте и нюансе в объемных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Изучение декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Создание художественной формы на основе наблюдений за природой.

 Знакомство с перспективой как способом передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства.

Получить представление о натюрморте и композиции, передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности. Развитие творческого воображения, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное к ней отношение.

Передача в пейзаже два разных состояний природы солнечного дня и пасмурного утра;

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов;

Создавать плавные переходы от желтого к синему, от белого с зеленому и др.;

Понимать, представлять и передавать контраст и нюансов в объеме ;

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций;

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе;

Передавать графическими средствами воздушную перспективу;

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания;

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы;

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, в архитектурно-ландшафтных композициях;

 Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников;




4

Выразительные средства изобразительного искусства


Композиционное размещение предметов.

Изображение с натуры пред метов конструктивной формы. 

Изучение взаимосвязи содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением. Создание коллективного алфавита из буквиц,

Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Знакомство со стилями в интерьере. Изображение предметов интерьера, с учетом их особенностей. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использование в работе впечатлений, полученных от восприятия картин художников. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.



.



Овладевать приемами самостоятельного составления натюрморта;

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте;

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением;

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; 

Передавать в образе буквы собственный характер и интересы;

Создавать предметы интерьера с учетом его особенностей;

Передавать в стиле оформления вазы (или другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом;

 Представлять особенности декоративной формы, понимать ее условный характер;

 Передавать в объемной декоративной форме настроение;

 Украшать форму декоративными элементами в соответствии с ее особенностями и назначением предмета;

Формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер;

Уметь отделять главное от второстепенного, выделять композиционный центр. 



























Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем урока

Дата проведения урока

Природа и художник

1 час


1

Поляна с ландышами.

4.09.24

Природные объекты в творчестве художника


11 часов


2

Облака.

11.09.24

3

Птицы.

18.09.24

4

Корабли в море.

25.09.24

5

Водные обитатели.

2.10.24

6

Кораллы. Ракушки.

9.10.24

7

Земная поверхность.

16.10.24

8

Деревья.

23.10.24

9

Камни.

6.11.24

10

Смотрим на землю с высоты птичьего полета.

13.11.24

11

Сказочный подземный город.

20.11.24

12

Полет журавлей.

27.11.24

Величие природы на языке изобразительного искусства


10 часов

13

День и ночь.

4.12.24

14

Солнечный день.

11.12.24

15

Цветовой круг.

18.12.24

16

Стойкий оловянный солдатик.

25.12.24

17

Гризаль.

15.01.25

18

Монотипия.

22.01.25

19

Контраст.

29.01.25

20

Перспектива.

5.02.25

21

Пейзаж.

12.02.25

22

Мак.

19.02.25

Выразительные средства изобразительного искусства


12 часов

23

Натюрморт.

26.02.25

24

Шрифт.

5.03.25

25

Буквица.

12.03.25

26

Дизайн.

19.03.25

27

Цвет. Пейзаж.

2.04.25

28

Объем. Натюрморт.

9.04.25

29

Рельеф.

16.04.25

30

Объем в графике.

23.04.25

31

Объем в живописи.

30.04.25

32

Архитектура.

7.04.25

33

Ритм.Орнамент.

14.04.25

34

Ибразец.

21.04.25

28.04.05