СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и   обучающих основам языка художественной выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 235 , 31.01.2012 № 69, 18.12.2012 № 106 , 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189

  • Основная образовательная программа начального общего образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»;

  • Учебный план начального общего образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»;

  • Изобразительное искусство. Примерная рабочая программа по предмету. 1-4кл./И.Э. Кашекова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 112с.

  • Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс./И.Э.Кашеков. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

  • Изобразительное искусство. Тетрадь для самостоятельных работ. 4 класс./И.Э.Кашеков. – М.: Академкнига/Учебник, 2015

  • Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителя. 4 класс./И.Э.Кашеков. – М.: Академкнига/Учебник, 2015

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.

Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.

В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.

Содержание учебного материала 4 класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения.

С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла.

Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства.

Особенности изучаемого курса:

  • Опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;

  • Понимание основной специфики искусства – художественного образа;

  • Акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;

  • Вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

  • Постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.

Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в общем объеме 135 часов, уроки проводятся 1 раз в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 34 часа (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.

Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.

Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.

В 3-4 классах школьник получает возможность научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры – они учат человека жить и побеждать неприятности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».

Ребенок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

- в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору

в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:

·будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

·начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

·сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

·появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

·установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

·овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

·смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

·научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

·получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

·смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

·выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы;

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·установка на здоровый образ жизни;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2 ч) (повторение и углубление предыдущего материала)

Искусство и художественное творчество в культурном развитии человечества. Функции искусства: искусство формирует эстетическое восприятие мира; искусство – одна из форм по- знания окружающего мира; искусство является универсальным способом общения; искусство воплощает в зримых образах идеи религии и власти, прославляет и увековечивает правителей и героев; искусство способно внушать определенные идеи; искусство в состоянии пробудить чувства и сознание, оно способно к пророчеству; искусство придает каждому городу свое собственное лицо, запечатленное в памятниках его архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Сюжеты жизни и сюжеты сказки.

Средства художественной выразительности (1 ч).

Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Произведения изобразительного искусства, посвященные темам реальной жизни. О чем рассказывают эти произведения? Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменского «Тишина», М. Шагала «Купание ребенка», Т. Яблонской «Хлеб», В. Васнецова «После побоища», В. Перова «Тройка»). Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. Художественная деятельность. Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами. Изображение художниками разных явлений окружающего мира. Использование средств художественной выразительности для раскрытия замысла художественного произведения (композиция, ритм, колорит, характер линий, формы предметов, местоположение героев и их костюмы, фон). Сочетание цветов в картине называется колоритом. В произведении изобразительного искусства художник в зависимости от замысла «сталкивает» противоположные цвета, линии, формы для того, чтобы создать выразительный образ. Сравнение или противопоставление в картине: маленького и большого, высокого и низкого, света и тени. Натюрморт – изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж – изображение природы. Художественная деятельность.

1. Сравнить и описать колорит картин и иллюстраций, рассказывающих о светлых, радостных и о страшных, трагических событиях. Слова для справки: темный – светлый, тяжелый – легкий, нежный – грубый, тонкий – массивный, свет – тень, большой – маленький, близко – далеко, широкий – узкий, земля – воздух, прямой – согнутый, черный – белый, мягкий – резкий.

2. Создать выразительный образ осени, используя контрасты (гуашь, пастель).

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды (1 ч).

Использование пейзажа для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины (М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», В. Васнецов иллюстрация к поэме А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Сравнить характер природы, окружающей героев. Определить, какое она создает настроение, как образы героев вписываются в пространство; художник сравнивает или противопоставляет героев, изображает начало или конец пути; какой путь будет у героев – долгий или короткий, трудный или легкий, светлый или мрачный.

Раздел 2. Ожившие стихии (7 ч)

Ожившие стихии (1 ч). Стихия – это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – земля, огонь, воздух, вода. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки, посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И. Левитана, И. Айвазовского, Н. Рериха.

Художественная деятельность.

1. Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель).

2. Создать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии.

Образ земли в искусстве (1 ч).

Почтение человека к земле. Соотнесение образа земли в искусстве с представлениями о родной земле, родном крае, Родине. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве. Многозначность значений земли в искусстве: прочная, твердая и непоколебимая опора; пространство, располагающееся вокруг, – спереди и сзади, слева и справа и расходящееся на четыре стороны – север, юг, запад и восток. Ассоциация земли с фигурой прямоугольника или квадрата. Качества, свойственные прямоугольнику, их соответствие представлениям древних о качествах земли. Качества, свойственные земле в представлении древних, – твердость, постоянство, надежность, уверенность. Земля – символ плодородия и богатства во многих мифах мира. Образ Земли как Матери-кормилицы в представлениях древних. Земля – символ трудолюбия, учит, что любые преграды можно снести упорным несгибаемым трудом. Земля – символ жизни, здравого смысла, стабильности, веры в настоящее и в традиции. Слово «земля» синоним слова «мир». Художественная деятельность. Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация).

Ключ земли – сказы Бажова (2 ч).

Связь древних обрядов с землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный открыть людям светлые перемены в жизни. Ключ – символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играет решающее значение («Буратино, или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения. Художественная деятельность.

1. Украсить ключи разной формы и предназначения.

2. Создать образ волшебного Ключа земли.

Образ воздуха в искусстве (1 ч).

Связь воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей все живое. Поклонение небу, ожидание от него помощи или наказания. Страх перед небом. Небо в мифах – место обитания милостивых и карающих богов. Мать-Земля, Небо-отец в представлении древних. Противопоставление воздуха земле, наделение его противоположными качествами. Олицетворение воздухом движения, стремления к открытию нового (знаний, возможностей); непредсказуемость. Царство ветров в мифах – это священный центр воздуха. Воздух – символ свободы и перемен, воображения и полета фантазии. Связь со стихией воздуха воздушных замков – символа прекрасной, недосягаемой мечты. Воздух в сказках – среда обитания сказочных существ: эльфов, сильфид и фей. Символы воздуха в искусстве – птицы, облака, крылья, воздушный змей или легкие эльфы. Отождествление воздуха в древних народных верованиях с дыханием или порывом ветра. Значение воздушной стихии (ветра) в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У. Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.).

Художественная деятельность.

1. Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью.

2. Создать портрет Ветра (доброго или злого, нежного и ласкового или могучего и разрушительного).

3. Передать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы (гуашь).

Образ огня в искусстве (1 ч).

Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символ власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Огонь – с древнейших времен священное явление для человека. Значение огня и света в жизни человека и природы. Символика огня – треугольник, направленный острием вверх; пламя, факел, солнечные лучи. Огонь – союзник человека. Горящий очаг – символ семейного благополучия. Огонь – символ справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося. Огненный меч – символ справедливости, карающий тех, кто сеет мрак. Огонь – враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, не щадит никого, пожирая и превращая в пепел все, что находится на его пути. Огненная карающая безжалостная бездна – ад – в мифах многих народов. Образ древнегреческого героя мифа – Прометея, добывшего огонь для людей и жестоко наказанного за это богами. Прометей – символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания. Вместе с огнем к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Все искусства – дар Прометея человечеству. Ежегодные празднества в древних Афинах в честь Прометея. Традиция зажигать на празднике факел. Олимпийские игры и Олимпийский огонь. Образ Прометея в произведениях поэтов и художников, скульпторов и композиторов. Художественная деятельность. Создать образ огня – друга или врага человека.

Образ воды в искусстве (1 ч).

Предания многих народов о том, что мир создавался из темной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность воды по своему значению: океаны, моря, быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озера и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принимать форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом самой не изменяться. Тайна воды: ее видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит». Образ потока – символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойная текущая вода – «живая вода», символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река – символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода – источник жизни, невозможность живым существам жить без воды. Вода – символ обновления, очищения, здоровья, долголетия. Реки и ручьи в мифах славян – это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии – трезубец бога морей Посейдона. Древнее изображение воды – волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу. Художественная деятельность.

1. Поупражняться в рисовании волн так, как это делали в русской иконе и как рисуют художники Палеха.

2. Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.

Раздел 3. Героические образы Древней Греции (3 ч)

В основе греческой культуры, как и любой другой, лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции – одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги Зевс, Посейдон, Аид и таинственные силы природы.

Образ природы и построек Древней Греции (1 ч).

Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Храмы Древней Греции. Главный храм Афинского Акрополя – Парфенон – вершина античной архитектуры. Акрополь – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. Художественная деятельность. Начать работу над композицией на тему греческой культуры. Работу можно выполнять коллективно, по парам или индивидуально. Написать пейзаж Древней Греции, поместить в него постройки. На следующих уроках эта работа станет фоном для композиции.

Театр в Древней Греции (1 ч).

Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису – символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия – спектакль с печальным концом. Комедия – веселое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздраженного человека, рыжий – хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи. Художественная деятельность. Сделать маску для себя или для друга (бумага белая и цветная).

Образ человека Древней Греции (1 ч).

Человек наряду с богами – центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека – мужество, отвага, доблесть, решительность – черты, способные подчеркнуть в нем в первую очередь гражданина – защитника своей страны. Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве Древней Греции. Одежда человека Древней Греции: хитон и гиматий. Хитон – мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий – верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека. Художественная деятельность. Создать образ гражданина Древней Греции (гуашь или пастель).

Раздел 4. Одухотворенные образы Средневековья (10 ч)

Величественные соборы и неприступные замки (2 ч).

Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего все о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремленные к небу соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветленной радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов фигурами святых или жутких чудовищ, словно только что вышедших из страшной сказки. Культура средневековой Европы получила название «готика». Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки- крепости, в которых жили семьи рыцарей. Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка.

Образы мифологических персонажей в искусстве (1 ч).

Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Архитектурный облик собора и скульптурные образы святых, символические образы чудовищ: чертей и обезьян, химер, горгулий и пр. Народные сказания и образы чудовищ в живописи Средневековья. Сочетания в одном образе зверя и человека, рогатых коней и птиц на звериных лапах, монстров. Художественная деятельность. Создать в объеме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой мифологии (пластилин, скульптурная масса, глина).

Образ человека в искусстве эпохи (1 ч).

Многочисленные скульптуры персонажей Священного Писания, святых, королей при входе в готический храм. Создание ими огромного эмоционального напряжения. Устремленность вверх формы зданий и вытянутых фигур святых как призыв человека забыть о земных невзгодах и устремиться душой ввысь, к Богу. Устремленность в образе человека к возвышенному и недосягаемому небу. Яркие цветные витражи на окнах готических соборов. Витраж – это орнамент или декоративная композиция, созданная из кусочков цветного стекла. Декоративные орнаменты и композиции с фигурами людей в витражах. Вертикаль – знак эпохи Средневековья, она подчиняет себе не только архитектуру, но и костюм, обувь, все прикладное и станковое искусство. Внешний вид человека, его соответствие главной идее времени. Высокие головные уборы конусообразной формы. Остроугольной формы костюмы и завышенная линия талии, придающие женской фигуре стройность и утонченность, удлинение пропорций. Силуэт наполняется движением так же, как силуэт готического храма. Художественная деятельность. Создать образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремленность к небу, к Богу.

Знаки и символы времени (1 ч).

Человек живет в мире знаков. Знаками являются буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нем. Знаки дорожного движения, знаки зодиака. Знаки разных наук и искусств. Художественная деятельность. Посмотреть, как выглядят знаки зодиака, и нарисовать свой знак зодиака.

Родовой герб над входом в замок. Символика цвета (2 ч).

Вера древних людей в неразрывную связь знака и предмета, который обозначает знак. Рисунки на стенах пещер знаков животных и проведение ритуала охоты. Вера, что если во время ритуала «убит» знак зверя, охота будет удачной. Изображения, которые можно рассматривать как знак и как символ. Древнейшие знаки и символы – основа развития письменности. Знак Средневековья – вертикаль, передающая общий строй архитектуры, одежды, предметов. Рождение в ХI в. яркого, об- разного языка геральдики. Геральдика – это одновременно наука о правилах составления и искусство художественного оформления герба. Герб как отличительный знак в Средние века. Украшение гербами знамен, городских построек, карет и щитов рыцарей, одежды господ и их слуг. Соответствие изображения на гербе роду занятий, характеру, устремлениям их владельцев. Язык геральдики раскрывает смысл многих средневековых изображений. Смысл изображений: лев – сила, власть, царственность; ворон – мудрость и долголетие; орел – возвышенность духа, благородство и прозорливость; волк – бесстрашие; собака – преданность; птица феникс – бессмертие и воз- рождение; мех горностая – чистота и королевское достоинство. Формы гербов. Изображения и цвета герба. Общее в построении разных гербов. Герб может иметь простую или сложную композицию. Простые и сложные композиции гербов. Этапы работы над гербом. Знак Венеры – женское начало. Знак Марса – мужское начало. Художественная деятельность. 1. Расшифровать смысл изображений на гербе. 2. Создать свой герб или герб своей семьи. Знаками показать, что особенно важно для семьи. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность для рыцарей языка геральдики. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры – боевые состязания, облеченные в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря. Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Создать композицию на тему средневекового праздника – карнавала или рыцарского турнира. Фоном может служить замок или городская площадь.

Образы средневековых сказок. Спящая красавица. Таинственный замок (1 ч). Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э. Булатов, О. Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссе – прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки. Художественная деятельность. Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж.

Образ времени в сказках (2 ч).

Течение времени в сказках: «жили старик со старухой тридцать лет и три года…»; «долго ли, коротко ли…»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «ночь простоять, да день продержаться». Часы как символ идущего, навсегда проходящего времени и даже жизни. Солнечные часы. Песочные часы. Пословицы о времени. Смысл часов на картинах художников. Натюрморты голландских художников. Роль часов в сказках. Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Золушка». Образ Золушки в иллюстрациях разных художников. Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций. Художественная деятельность. Выполнить эскиз и макет декорации к сказке. Подумать, как можно показать на сцене ход времени. Для макета сцены использовать картонную коробку.

Раздел 5. Сказочные образы Востока (12 ч)

Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок – важные коварные султаны, бедные смекалистые рыбаки, хитрые торговцы, мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока.

Роскошные образы арабского мира. Образ природы (1 ч).

Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Об- разы сказок «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и сорок разбойников», «Рассказ о царевиче и семи визирях», «Сказка о Синдбаде-мореходе» и др. Отражение в сказках культуры многих стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Разнообразие природы Востока. Цветущие сады при роскошных дворцах, узкие глинобитные улочки в бедных районах города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья, пещеры. Краски и цветовые сочетания в природе Востока. Обобщенные образы Востока в живописи художника М. Сарьяна. Художественная деятельность. 1. Выполнить упражнения на сочетание: а) теплых и холодных цветов; б) дополнительных цветов. 2. Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация).

Архитектура (1 ч).

Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Богатство декора архитектурных сооружений Востока. Геометрический и расти- тельный орнамент изразцов. Мечеть – мусульманский храм. Высокие башни – колокольни по углам мечети – минареты. Медресе – религиозное учебное заведение. Художественная деятельность. Создать обобщенный образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликации. Создать орнамент в восточном стиле декоративной решетки или изразца (для изразца – аппликация из голубой, белой, желтой или коричневой бумаги; для решетки – черная бумага, белый карандаш (роллер серебряного или золотого цвета)).

Художественное оформление волшебных предметов (1 ч).

Представления людей арабского Востока во многом определялись мифологией. Образы мифологии: джинны-демоны, сотворенные из огня. Фантастические возможности джиннов: умели летать, пробираться глубоко под землю и воду, становиться невидимыми, превращаться в людей, зверей, птиц и растения. Местом их обитания могли служить волшебная лампа, закупоренная бутылка или древний кувшин. Джинн – защитник, помощник и джинн – враг. Защитный амулет Востока «Ладонь Фатимы» или «Рука Фатимы». Художественная деятельность. 1. Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн. Показать по внешнему виду «жилища» джинна, добрый он или злой (гуашь, пастель или восковые мелки). 2. Создать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы». Вырезать его из бумаги, а затем заполнить различными узорами или слепить из пластической массы (соленого теста) и после просушки раскрасить.

Образ человека в искусстве Арабского Востока (1 ч).

Богатые фольклорные традиции, создающие образ человека. Отсутствие живописи на Арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии – иллюстрации к произведениям поэтов. Образ человека, запечатленный в миниатюре; его одежда, окружающие пред- меты. Качества настоящего мужчины: великодушие, щедрость, доблесть, стойкость, верность данному слову. Постоянное утверждение мужчиной своего превосходства перед противником, забота о семье, почтение к старикам. Элементы одежды, дополняющие образ мужчины. Художественная деятельность. Создать образ мужчины средневекового Востока. Он может быть молодым или зрелым, правителем, воином или мудрецом, реальным человеком или персонажем сказки (Аладдин, Синбад-мореход, Али-Баба, бедный портной или коварный визирь). Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, живших в роскошных дворцах. Другие женщины – нежные жены, хорошие хозяйки и заботливые матери; главное качество – спокойная покорность судьбе, молчаливость, достоинство, плавная и величавая походка. Длинная, свободная одежда, закрывающая женщину с головы до пят. Надвинутый на лоб платок; кроткий, выразительный взгляд. Художественная деятельность. Создать образ женщины средневекового Востока.

Яркие образы Индии (1 ч).

Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов – мусульманского и традиционного. Художественная деятельность. Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного.

Ступа – символ природы и ума (1 ч).

Архитектурное сооружение ступа – древнейший символ восточной культуры («вершина», «верхушка»). Ступа – символ мудрости Будды, человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Ступа как вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки – символ порядка и устойчивости; круглая, убывающая по спирали форма колокола – символ движения и развития. В Индии, в отличие от арабского Востока, очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде людей и животных богато украшают храмы снаружи и внутри.

Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи (1 ч).

Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры.

Образ человека в искусстве Индии (1 ч).

Отражение в живописи и в миниатюре представлений жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность. Изображение фигур на фоне пышного тропического пейзажа: густых крон и лиан, обвивающих стволы деревьев. Основные темы изображений в миниатюре – божества, мифологические сказания, сцены из известных поэм, звери, птицы, растения, люди в красочной и тонко выписанной одежде. Древние и современные изображения индийских женщин. Художественная деятельность. Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет – женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель).

Добрые образы Китая (1 ч).

Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шелка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в Древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертаниями холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы, и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Изображение деревьев. Художественная деятельность.

Искусство выбирать главное (1 ч).

Одухотворенные и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Каждый предмет – символ. Переход этой традиции в японское искусство. Художественная деятельность. Создать такой образ природы, какой ее видели китайские художники.

Дракон – символ добра и защиты (1 ч).

Центральное место дракона в китайской мифологии. Дракон, существо доброе и милостивое, объединяет в себе четыре стихии – воду и огонь, землю и воздух. Внешний облик дракона: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Облик дракона говорит о его первенстве среди всех земных обитателей. Дракон – защитник от зла и нечистой силы, символ счастья и благоденствия. Украшение фигурами драконов императорских дворцов. Воздушные змеи и китайские фонарики в форме дракона. Художественная деятельность. 1. Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. 2. Сконструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украсить его.

Образ человека в искусстве Китая (1 ч).

Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, духов. Женщины, изображенные на свитках, являются частью пышного, цветущего мира. Многоцветие садов, заросли бамбука, бабочки и диковинные птицы. Одежда женщин из ярких шелковых тканей, расписанных орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок. Огромные прически, украшенные замысловатыми заколками и бусинами. Головы на тонких, затянутых воротниками-стойками шейках уподобляются хрупким фарфоровым изделиям. Значение веера в Древнем Китае как признака достатка и авторитетности его владельца. На веере изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, иногда – портреты. Художественная деятельность. Создать образ человека в традициях искусства Китая.

Раздел 6. Музеи и выставки (1 ч)

Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и Санкт-Петербурге. Музеи искусства в родном городе, районе, области. Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки. Художественная деятельность. Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Проанализировать, чему научились за год, что узнали нового в области искусства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!