Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Б.М.Неменского
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 109 часов, из них в 4-м классе - 30 часов
1. Планируемые результаты освоения программы
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты:
Ученик научится:
формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимать красоту как ценность; формировать потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Ученик получит возможность научиться:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
• использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
• лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
• решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты.
собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
2.Содержание тем учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного (музыкального) искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Истоки родной земли (5 ч.)
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Древние города нашей Земли (6 ч.)
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ – художник (9 ч)
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (10 ч.)
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол. ч. | Виды деятельности |
1. | Истоки родной земли | 5 | использовать знаково-символические средства; участвовать в коллективной работе. |
2. | Древние города нашей Земли | 6 | Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти Знать о красоте русского человека, традиционной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образы. |
3. | Каждый народ - художник | 9 | Знать общее представление образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать отличие. |
4. | Искусство объединяет народы | 10 | Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние, и т. п.; унижение, угнетение человека как наруше-ние гармонии и красоты жизни. Уметь изобразить рисунок с драматич. сюжетом. |
| Итого | 30 | |
4.Формы контроля знаний:
входной контроль,
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,
тематический контроль — при проведении практических, проектных работ в течение учебного года
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверти,
итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация).
5. Учебно - методическое обеспечение
Для учащихся | Для учителя |
Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс; | Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс; творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс; Методические пособия: - Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 4 класс» Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, - Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей Методические журналы по искусству Учебно-наглядные пособия Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»). Альбомы по искусству. По одному каждого наименования. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры. Научно-популярная литература по искусству |
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Перспектива». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.