СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (основное общее образование)(5 класс) ФГОС ОВЗ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное  искусство» (основное общее образование)(5 класс) ФГОС ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (основное общее образование)(5 класс) ФГОС ОВЗ»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании МО гуманитарного цикла Директор

____________Фонакова Т.Н. Руководитель МО Кодякова Ю.С.

______________ Приказ №_____от

Протокол №____ от «_____»________2021 г.

«_____»_____________2021г.



Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

(основное общее образование)

(5 класс) ФГОС ОВЗ

на 2021-2022 учебный год.







Составитель: Стукалова Людмила Павловна,

Высшая квалификационная категория

учитель





СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3. Содержание учебного предмета

4. Тематический план.

5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

6.Календарно-тематический план.

7. Лист внесения изменений






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе таких нормативно - правовых документов и материалов, как:

  • Годовой календарный учебный график;

  • Учебный план МКОУ «Поломошенская СОШ»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014г. № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной общеобразовательной программы для детей с УО (ИН) на уровне основного общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ» реализующей ФГОС ООО;

  • Положение о рабочей программе по учебному предмету МКОУ « Поломошенская СОШ»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

-. Изобразительное искусство. 5 класс : методические рекомендации с примером рабочей программы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова, М. А. Овчинникова. — Москва : Просвещение, 2021


В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП ООО, преемственность с рабочими программами начального общего образования.

Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с учетом возрастных особенностей.


Цель учебного предмета: развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Задачи учебного предмета: продолжение работы по развитию у детей эстетического восприятия и формирования образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познания;

- продолжение развития у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладевать приёмами изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;

-обучение изобразительному искусству.

Эта задача осуществляется на этапе закрепления и расширения полученных в 1—4 классах знаний и умений. С целью обучения детей изображению окружающей действительности учитель отрабатывает со школьниками приёмы

рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества, формирует новые и закрепляет старые способы изображения в рисунке, лепке (в более сложных заданиях при изображении с натуры), в работе над аппликацией, а также продолжает развивать технические навыки работы с разными художественными материалами;

-коррекционное развитие обучающихся с учётом их трудностей и возможностей в рамках нового этапа обучения изобразительному искусству в 5 классе.


Место предмета в учебном плане.


Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса. На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, всего на курс – 68 ч.



Рабочая программа в полной мере реализует содержание авторской программы.


Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в инвариативную часть учебного плана школы.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о текущем контроле.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

  • текущий контроль;

Формы текущего контроля: устный опрос, творческие работы (рисунок, макет)

Формы организации обучения: урок, урок контроля знаний, урок - практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • Составление индивидуальных заданий по темам (викторины, кроссворды, занимательный материал, иллюстрации и т.д)

  • Отчетные выставки творческих  (индивидуальных) работ

  • Дифференцированные задания при самостоятельной работе.

  • Предупреждающие опросы.

  • Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.

  • Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательский метод, метод беседы.

Используемые технологии:

Интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно - иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, натуральные объекты, др.)

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Для учащихся:

  1. класс:

Изобразительное искусство 5 класс; учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.


Для учителя:

Рау, Марина Юрьевна. Изобразительное искусство. 5 класс : методические рекомендации с примером рабочей программы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова, М. А. Овчинникова. — Москва : Просвещение, 2021


    1. класс:

Изобразительное искусство 5 класс; учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка -главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образногомышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Освоение обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладения ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.


Личностные включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.


К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство» к концу 5 класса, относятся:

— положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и её результату;

— приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

— умение адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;

— бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны;

— уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

— отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нём, выражения настроения, переживаний, эмоций;

— умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

— представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

— чувство гордости за школьные успехи и достижения, как собственные, так и своих товарищей;

— стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению

дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;

— умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/не нравится; что получилось/что не получилось), принятие факта существования различных мнений;

— проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

— умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

— умение принимать и сохранять цели типовых учебных и практических задач;

— умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

— стремление к использованию приобретённых знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в

самостоятельной изобразительной деятельности;

— стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

— умение вступать в коммуникацию и поддерживать её в разных ситуациях социального взаимодействия;

— стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;

— способность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;

— способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность;

— использование усвоенных логических операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий,

закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

— использование в жизни и деятельности некоторых межпредметных знаний, отражающих доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения школьников в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 5 класса (по завершении курса «Изобразительное искусство»):


Минимальный уровень:

— знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

— знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

— знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

— пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

— знание названий предметов, изображаемых в рисунке, лепке и аппликации;

— знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: дымковского, гжельского, городецкого, каргопольского и др.;

— организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

— следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической

работы;

— владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

— рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

— применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

— ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного предмета или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

— адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков

цвета;

— узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий.


Достаточный уровень:

— знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

— знание названий некоторых народных и национальных промыслов (дымковского, гжельского, городецкого, хохломского и др.);

— знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

— знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет,

объём и др.;

— знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

— знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

— знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

— нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

— следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

— оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво/некрасиво, аккуратно, похоже на

образец);

— использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

— применение разных способов лепки;

— рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

— различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

— различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

— различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.



Содержание учебного предмета 5 класс.


Содержание программы отражено в четырёх разделах:

«Обучение композиционной деятельности»;

«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;

«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»;

«Обучение восприятию произведений искусства».


Обучение композиционной деятельности

Осуществление обучения искусству композиции в разных видах практической изобразительной деятельности (в рисунке, в лепке на плоскости, называемой рельефом, в работе над аппликацией), в процессе работы над натюрмортом, портретом, сюжетной картиной.

Элементарные правила композиции: ориентировка в пространстве изобразительной плоскости, соотнесение изображения (его размеров) с

форматом и размерами изобразительной плоскости.

Выбор изобразительной плоскости (например, листа бумаги) определённого формата (не только прямоугольного, но и квадрата, круга, овала) и размера для предполагаемого изображения, их соотнесение.

Размещение изображения в центре в соответствии с параметрами изобразительной плоскости.

Определение центра композиции. Способы выделения главного объекта (или главных объектов): место расположения, фронтальное или профильное изображение (например, человека) для обозначения смысловых взаимосвязеймежду главными и второстепенными объектами в сюжетном рисунке, выделение цветом. Пространственные отношения.

Способы передачи глубины пространства: планы на изобразительной плоскости (передний, задний и т. д.), уменьшение объектов в связи с их удалённостью от наблюдения, загораживание удалённых объектов впереди стоящими объектами, уменьшение яркости цвета в окраске удалённых объектов (изменение его насыщенности, светлотности); оттенки цвета.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкий/высокий, большой/маленький, толстый/тонкий). Достижение равновесия в композиции с помощью выделения композиционного центра, симметрии и т. д.


Подготовительная работа над композицией: формирование образов её объектов.

Использование предварительных зарисовок, набросков объектов с натуры, по памяти после наблюдения, по представлению, а также планирования на изобразительной плоскости в работе над композицией натюрморта, портрета, сюжетной картины (работы карандашом, мелком, акварельными красками).

Использование с этой целью модели фигуры человека, работы над аппликацией при составлении фигуры животного (зверя, птицы); использование «подвижной аппликации» в поиске оптимального композиционного решения на изобразительной плоскости. Композиционная деятельность в декоративной работе при знакомстве с народным декоративно-прикладным творчеством.

Виды орнаментов: по форме (в полосе, замкнутый), по содержанию (геометрический, растительный, зооморфный).

Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, овале, треугольнике.

Ритм в композиции (повторение одного элемента, его цвета, пространственного расположения на протяжении всего узора; чередование элементов по тем же параметрам; расположение элементов по углам, в центре, по краю и т. д.).


Работа над речью в процессе формирования понятия «композиция» и усвоения детьми элементарных правил композиции. Запоминание слов и словосочетаний и использование их в самостоятельной речи (форма и размер листа бумаги, размер изображения, размещение изображения, центр листа; спереди, сзади и др., загораживает; низкий, высокий и т. д.).


Развитие умений воспринимать и изображать форму предмета, пропорции, конструкцию

Закрепление умения наблюдать натуру, исследовать её с целью последующего изображения. Плоскостные (например, листья дуба и др.) и

объёмные (например, человек, животное) объекты . Формирование стремления (установки) к правдивой передаче в рисунке

(лепке) формы предметов, конструктивных особенностей (строения), пропорций частей.

Изображение с натуры, по памяти, представлению и воображению плоскостных и объёмных объектов со сложными особенностями формы

(сложно расчленёнными, конструктивными и пропорциональными особенностями) (например, листья, вазы).

Изображение объёмных объектов со сложной формой (человек, животное) с установкой на передачу сходства (правдивости) изображения.

Использование определённой предварительной последовательности действий, например: 1) расположение частей тела человека на подвижной модели фигурки человека; 2) лепка фигурки в нужном ракурсе (или в ракурсах); 3) зарисовка фигурки в разных положениях: в статике и в динамике.

Использование в качестве художественных материалов простые карандаши мягкостью 2М‒3М, цветные карандаши, пастель, уголь, гуашь и кисть.

Различение при восприятии эмоциональных состояний человека и передача их в рисунке (лепке) определёнными приёмами изображения.


Работа над речью при формировании образов объектов: название объектов, название частей, составляющих их форму; название действий

(идёт, бежит и др.); состояний (смеётся, грустит и др.) и т. д.


Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Закрепление полученных обучающимися в 1‒4 классах знаний о цвете, умений работать красками и кистью и их расширение. Адекватная передача цвета изображаемого объекта, явления природы.

Продолжение работы над понятиями «цвет», «цветовой спектр», «краски в живописи».

Закрепление знаний о цветах солнечного спектра (основные, составные, дополнительные оттенки цвета); тёплые и холодные цвета.

Практические умения, составляющие основы цветоведения (получение составных цветов, оттенков). Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков через смешение на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зелёный, тёмно-зелёный и т. д.).

Обозначение словом цветов спектра и некоторых ясно различимых оттенков цвета.

Приёмы работы акварельными красками (закрепление и расширение): примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование кистью по сухой и влажной бумаге; послойная живопись (лессировка).

Использование эффекта работы «по-сырому» при изображении неба, земли осенью с разноцветными упавшими листьями и пожухлой травой, листьями в осенней окраске и в других подобных заданиях.

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета, цветовых оттенков состояния в природе (яркий, красочный осенний день и сумрачный весенний день, освещённые солнцем деревья и листва деревьев в тени и т. д.).

Использование цвета при передаче характеристик сказочных героев.

Практическое применение цвета при передаче графических образов в рисовании с натуры или по образцу, в заданиях по памяти или по

представлению, по воображению в тематическом и декоративном рисовании, а также в работе над аппликацией. Использование в графических работах разных художественных материалов (карандаш, цветные мелки, пастель, уголёк).


Работа над речью. Запоминание слов, словосочетаний и использование их в самостоятельной речи: название принадлежностей для работы красками; название изобразительных действий («примакиваю кистью» и т. д.; «работаю по мокрой бумаге» и т. д.).


Обучение восприятию произведений искусства

Различение видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение).

Закрепление полученных обучающимися в 1‒4 классах знаний о жанрах изобразительного искусства в живописи и их расширение.

Пейзаж.

Работа над определением понятия.

Варианты пейзажной живописи (деревенский, городской, горный, морской в разные времена года).

Формирование умения рассматривать картину-пейзаж и описывать её содержание в определённой учителем последовательности при использовании опорного словаря.

Фамилии знаменитых русских художников-пейзажистов и описание их самых известных произведений (А. Саврасов. «Грачи прилетели»,

И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» и др.).

Натюрморт.

Работа над определением понятия.

Варианты натюрморта в живописи и его названия (цветочные натюрморты, с изображением листьев и злаков, фруктов и овощей, посуды и т. д.). Формирование умения рассматривать картину-натюрморт и подробно описывать её содержание.

Значение натюрморта, включённого в картину сюжетного содержания или портрет (на примере конкретной картины).

Фамилии знаменитых художников и названия их самых известных произведений-натюрмортов, с которыми обучающиеся познакомились за годы обучения в 1‒5 классах.


Портрет. Автопортрет.

Работа над определениями понятий.

Формирование умения рассматривать картины-портреты.

Виды портрета, определяемые положением портретируемого в пространстве (изображение в профиль и др.; изображение во весь рост и др.).

Фамилии знаменитых художников и названия их самых известных произведений-портретов, с которыми обучающиеся познакомились за годы обучения в 1‒5 классах.

Сюжетное изображение. Формирование умения последовательнорассматривать сюжетную картину, выделять в ней главные и второстепенные объекты, устанавливать их взаимосвязь, взаимодействие и понимать в целом содержание картины.

Умение раскрыть содержание сюжетной картины с использованием опорных слов («главный герой», «спереди», «на переднем плане» и т. д.). Фамилии знаменитых художников и названия их самых известных сюжетных картин, с которыми обучающиеся познакомились за годы

обучения в 1‒5 классах.


Скульптура. Работа над определением понятия. Расширение знаний. Скульптура и художники-скульпторы. Виды скульптуры: круглые (объёмные) и рельефы (скульптурные изображения на плоскости). Статуя, бюст, статуэтка, группа.

Различия по размеру (крупные и небольших размеров). Памятник, монумент, мемориал.

Названия известных произведений скульптуры и фамилии их авторов, знаменитых скульпторов.

Памятники животным. Скульпторы-анималисты. Красная книга, охрана животных и окружающей среды (почему необходима и в чём проявляется).

Графика. Книга и её создание. Части книги. Иллюстрации в книге, их разновидности. Художники-иллюстраторы детских книг (Е. Чарушин, И. Билибин, Ю. Васнецов). Узнавание в книжных иллюстрациях и репродукциях предметов, действий,

умение устанавливать взаимосвязи, взаимодействие, понимание содержания изображённого.

Плакат. Открытка (как разновидность графики). Назначение, сходство и различия плаката и открытки. Разная направленность тем плакатов (военное время, охрана природы, здоровье человека и др.) и открыток (поздравительные с праздником, днём рождения и др.).

Принципы работы над плакатом и открыткой.


Декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное творчество.

Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном творчестве (русские матрёшки, дымковские и каргопольские игрушки из глины,

косовская керамика и фарфоровые изделия гжели, городецкие игрушки и изделия из дерева для крестьянского быта). Названия изделий и их предназначение, элементы их росписи. Знакомство с новыми образцами народного творчества: богородские

игрушки и изделия хохломы. Принципы работы механизмов богородских игрушек. Разнообразие форм деревянных изделий хохломы и особенности элементов их росписи. Некоторые приёмы работы народных мастеров в рамках изучения особенностей этих видов народного искусства. Элементы росписи предметов народного творчества и их усвоение обучающимися в практических работах.



Тематический план 5 класс.


№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольно-оценочная деятельность

(виды и формы)

1

Признаки уходящего лета, наступающей осени.

Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени

6 ч.

рисунок

2

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

(расширение знаний о пейзаже).

Художники-пейзажисты и их картины. А. Саврасов. И. Шишкин

8 ч.

рисунок

3

Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта

(расширение знаний о натюрморте).

Красота вещей вокруг нас

(разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли)

10 ч.

рисунок

4

Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать,

рассматривать натуру и изображать её

10 ч.

рисунок

5

Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?

7 ч.

-

6

Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать

их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые

художественные выразительные средства, используемые художником

4 ч.

-

7

Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде

изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-

анималиста. Памятники животным. Красная книга

8 ч.

макет

8

Народное искусство

6 ч.

рисунок

9

Плакат. Зачем он нужен?

Открытка. Её сходство с плакатом и различия между ними

4 ч.

макет

10

Музеи мира

3 ч.

-

11

Викторина «Народное искусство»

2 ч.

-



68 ч.







Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.


Наименование объектов и средств учебно- методического и материально - технического

образовательного процесса

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Изобразительное искусство 5 класс; учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.


2

Рау, Марина Юрьевна. Изобразительное искусство. 5 класс : методические рекомендации с примером рабочей программы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова, М. А. Овчинникова. — Москва : Просвещение, 2021

2. Технические средства обучения, включая ИКТ

1

Ноутбук

2

Мультимедийный проектор

3

Экран проекционный

Календарно - тематическое планирование по ИЗО 5 класс (68 ч.)


№ п/п

Тема урока

Предметные результаты

Учебно- практическое оборудование и технические средства на уроке

Дата


план

факт

1. Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени.(6 ч.)

1

Вводный урок, ТБ. Наблюдай признаки уходящего лета (беседа)

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Характеризовать особенности красоты осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм.

Изображать характерные особенности осеннего леса, листьев глядя на предложенный учителем образец.

Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов осенней природы.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике бумагопластики, используя помощь учителя

ноутбук



2

Рисование с натуры (веточки деревьев)

ноутбук



3

Рисование с натуры осенних листьев

ноутбук



4

Рисование кустарников в осенней окраске

ноутбук



5

Наблюдай признаки уходящего лета

ноутбук



6

Рисование узора из повторяющихся элементов (орнамент из осенних листьев)

ноутбук



2.Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А. Саврасов. И. Шишкин(8 ч.)

7

Узнай больше о художниках – пейзажистах и их картинах

Иметь представление, что картина

— это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя.

Изображать характерные особенности пейзажа при различном освещении.

Изображать живописными средствами состояние природы.

Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

ноутбук



8

Времена года в пейзажах

ноутбук



9

Деревенский пейзаж

ноутбук



10

Городской пейзаж

ноутбук



11

Горный пейзаж.

ноутбук



12

Морской пейзаж.

ноутбук



13

Русские пейзажисты. Саврасов А.К.

ноутбук



14

Русские пейзажисты. Шишкин И.И.

ноутбук



3.Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте).

Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли).(10 ч.)

15

Узнай больше о натюрморте

Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме.

Понимать, что такое натюрморт.

Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать живописными навыками работы цветными мелками.

Овладевать навыками работы с трафаретом, используя, если необходимо, помощь учителя.

Сравнивать свою работу с работами одноклассников

ноутбук



16

Рисование натюрморта по выбору

ноутбук



17

Рисование портрета.

ноутбук



18

Рисование сюжета

ноутбук



19

Красота вещей вокруг нас

ноутбук



20

Рисование крынки

ноутбук



21

Рисование кувшина

ноутбук



22

Рисование бутылки

ноутбук



23

Натюрморт. Крынка, кувшин, бутылка. (Цветная бумага)

ноутбук



24

Рисование натюрморта (гуашь)

ноутбук



4.Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать,

рассматривать натуру и изображать её.(10 ч.)

25

Рисование портрета (профиль)

Объяснять, чем похожи и в чем разные люди.

Знать, как называются разные части тела человека.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть.

Продолжать закреплять технику работы фломастерами и цветными карандашами.

Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Работать как индивидуально, так и в группе.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Конструировать(строить) избумаги

ноутбук



26

Рисование портрета (анфас)

ноутбук



27

Фигура человека (подвижная модель)

ноутбук



28

Рисование фигуры человека

ноутбук



29

Рисование фигуры человека

ноутбук



30

Рисование новогодней открытки

ноутбук



31

Изготовление объёмной новогодней аппликации

ноутбук



32

Изготовление объёмной новогодней аппликации

ноутбук



33

Зимние развлечения в деревне

ноутбук



34

Зимние развлечения в городе

ноутбук



5. Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?(7 ч.)

35

Как построена книга Иллюстрации в книге

Рассматривать иллюстрации в книгах, запечатлевшие образы сказочных героев.

Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев.

Различать средства художественной

выразительности в творчестве художников-иллюстраторов — мастеров книжной графики.

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления фантастических превращений и необычных событий, сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ в характеристике сказочного героя.

Понимать условность и субъективность сказочного художественного образа.

Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в книжной графике (в сказках), роли цвета в характеристике сказочного героя, средств художественной выразительности для передачи сказочности происходящих событий и действий

Закреплять навыки работы акварелью и пластилинографии,

используя помощь учителя.

ноутбук



36

Лепка иллюстрации к сказке «Маша и медведь»

ноутбук



37

Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь»

ноутбук



38

Рисование иллюстрации к сказке «Колобок»

ноутбук



39

Лепка иллюстрации к сказке «Колобок»

ноутбук



40

Рисование иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

ноутбук



41

Лепка иллюстрация к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

ноутбук



6.Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать

их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые

художественные выразительные средства, используемые художником.( 4 ч.)

42-43

Учись рассматривать картину.

Ф. Решетников

Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Усвоить понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти».

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечатьна вопросы по содержанию произведений художников

ноутбук





44-45

Учись рассматривать картину.

К. Маковский

ноутбук





7. Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде

изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-

анималиста. Памятники животным. Красная книга ( 8 ч.)

46

Узнай больше о работе скульптора. Лепка статуэтки по выбору

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Выполнять работу последовательно.

Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка.

Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей различных животных.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами

ноутбук



47

Животные в скульптуре

ноутбук



48

Рисование скульптуры «Бременские музаканты». Лепка собаки

ноутбук



49

Зачем была создана Красная книга

ноутбук



50

Рисование синего кита

ноутбук



51

Лепка зубра Лепка белого медведя

ноутбук



52

Рисование белого журавля (стерх)

ноутбук



53

Узнай больше о художниках и скульпторах, изображающих животных.

ноутбук



8. Народное искусство ( 6 ч.)

54

Народное искусство

Развивать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду.

Учиться расписывать чашки, блюдца, выделять кайму.

Учиться рисовать простейшие цветы из капелек, выделять середину цветком.

Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Совершенствовать навыки работы с гуашью.

ноутбук



55

Синие цветы Гжели.

ноутбук



56-57

Золотая Хохлома.

ноутбук





58

Городецкая роспись.

ноутбук



59

Богородские игрушки







ноутбук


ноутбук


9. Плакат. Зачем он нужен?

Открытка. Её сходство с плакатом и различия между ними(4 ч.)

60

Плакат. Открытка.

Познакомить с искусством плаката и открытки, расширит и углубит знания о видах графики.

Закреплять умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Закркплять умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ноутбук



61

Рассматривание плакатов.

Ответы на вопросы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать

зовёт!»

ноутбук



62

Открытка для

поздравления c Праздником

весны и труда (с 1 Мая).

Рисование акварельными

красками и «пятном»

ноутбук



63

Открытка для

поздравления c Днём Победы

(с 9 Мая). Рисование

акварельными красками и

«по-сырому»

ноутбук



10. Музеи мира. ( 3 ч.)

64

Узнай больше об

искусстве. Музеи России. Государственная Третьяковская

галерея, Государственный музей изобразительных искусств

имени А. С. Пушкина, Оружейная палата, Государственный

Эрмитаж, Государственный Русский музей.

Иметь представление, что картина

— это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

ноутбук



65

Узнай больше об

искусстве. Музеи мира. Национальный музей живописи и скульптуры Прадо

(Испания), Лувр (Франция), Британский музей (Англия),

Дрезденская картинная галерея (Германия), Музей истории

искусств в Вене, Метрополитен-музей (США).

ноутбук



66

Музеи — это

настоящие сокровищницы человеческой истории в искусстве.

ноутбук



11. Викторина «Народное искусство»( 2 ч.)

67-68

Викторина «Народное искусство

Знать предметы, сделанные народными мастерами.

Узнавать элементы узоров, которыми украшены предметы народных мастеров.

ноутбук











Лист внесения изменений


Дата по журналу

№ уроков

Содержание темы

Основание, № приказа

Контроль