СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 9 класса»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Омской области

Управление образования Любинского муниципального района

МБОУ "Любино-Малоросская СОШ"





РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета ______________ С.Н.Горбачева

Директор МБОУ "Любино-

Малоросская СОШ"

______________Е.С.Бондаренко

Протокол №4

от "27" мая 2022 г

Приказ №146

от "31" мая 2022 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»


для 9 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год


Составитель: Иванова Мария Вадимовна

Учитель русского языка и литературы





с. Любино-Малороссы 2022



1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения предмета «Литература» в 9 классе должны быть достигнуты определённые результаты.


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивыйпознавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

  • определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

  • понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

  • развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.






Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Учащийся получит возможность научиться:

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:


Учащийся научится:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

Учащийся получит возможность научиться:

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.





Коммуникативные УУД:


Учащийся научится:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

Учащийся получит возможность научиться:

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты


Раздел 1. Древнерусская литература


Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, -родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Раздел 2. Русская литература XVIII

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  •  воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  •  определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  •  выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, -родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  •  сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  •  оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Разделы 3-4. Русская литература XIXXX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, -родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Раздел 5. Зарубежная литература

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, -родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект.


2. Содержание учебного предмета, курса

9 класс (102часа)


Введение - 1 ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Основные виды учебной деятельности: выявлять в тексте различные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени, образ предмета и др.) Отличать стихотворную речь от прозаической.

1. Из древнерусской литературы и литературы XVIII века – 12 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков. Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Основные виды учебной деятельности: воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопрос по тексту произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений литературы XVIII века. Характеризовать героя литературы XVIII века. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопрос по тексту произведения.

2 – 3. Из Русской литературы XIX века – 28 + 28 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Основные виды учебной деятельности: воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений литературы  19  века. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX века. Характеризовать героя литературы XIX века. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопрос по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

4. Из Русской литературы XX века – 27 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков. Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Основные виды учебной деятельности: воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений литературы  20  века. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 20 века. Характеризовать героя литературы 20 века. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопрос по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

5. Из зарубежной литературы - 6 ч

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Основные виды учебной деятельности: воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы . Характеризовать героя зарубежной литературы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопрос по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.


Виды и формы контроля: контрольные и проверочные работы, тесты, пересказ, выразительное чтение

В курсе «Литература» в 9 классе предусмотрен входной, тематический и итоговый контроль.

Входной контроль проводится в начале учебного года. Его цель – стартовая диагностика обучающихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме.

Преобладающими формами текущего контроля выступают контрольные работы (их – 7). Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю.

Преобладающими формами промежуточного контроля являются: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

Итоговый контроль проводится в форме итогового контрольного теста за курс «Литература», 9 класс, с целью определения уровня достижения планируемых результатов по курсу «Литература» за 9 класс.



1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».

3. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

3. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России

4. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

5. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина

6. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

7. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина

8. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

9. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».

Тематика проектов




















3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема

Кол-во часов

Т - 1

Из древнерусской литературы и литературы XVIII века

13

1 (1)

Литература как искусство слова. И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

2 (2)

Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.

1

3 (3)

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Входной контроль

1

4 (4)

РР. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

1

5 (5)

Литература XVIII века (общий обзор ).М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»

Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

6 (6)

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии

1

7 (7)

Г. Р. Державина «Властителям и судиям».

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

8 (8)

«Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1

9 (9)

А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

10 (10)

"Путешествие из Петербурга в Москву". Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

11 (11)

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

12 (12)

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

13 (13)

РР. Сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

1

Т - 2

Из Русской литературы XIX века

10

1 (14)

Понятие о романтизме. (Лекция). Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

2 (15)

В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое». Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

1

3 (16)

В.А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы.

1

4 (17)

Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.

1

5 (18)

А. С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии. Особенность композиции.

1

6 (19)

"Горе от ума". Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

7 (20)

"Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1

8 (21)

"Горе от ума". 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

1

9 (22)

Контрольная работа 1

1

10 (23)

РР. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Т - 3

Из Русской литературы XIX века (продолжение)

19

1 (24)

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

1

2 (25)

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

1

3 (26)

Свободолюбивая лирика

1

4 (27)

Любовная лирика. Адресаты любовной лирики Пушкина.

1

5 (28)

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

1

6 (29)

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

1

7-8 (30-31)

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

2

9 (32)

Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

10 (33)

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

11 (34)

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

1

12 (35)

Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

13 (36)

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

14 (37)

Вн. чт. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев

1

15 (38)

РР. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

16 (39)

М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.

1

17 (40)

Образ поэта-пророка

1

18 (41)

Адресаты любовной лирики Лермонтова. Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. Анализ «Думы», «Родина».

1

19 (42)

Контрольная работа 2

1

Т - 4

Из Русской литературы XIX века (продолжение)

16

1 (43)

«Герой нашего времени» Композиция.

1

2 (44)

«Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах

1

3 (45)

«Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

4 (46)

«Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

5 (47)

«Княжна Мери». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

6 (48)

«Фаталист»

1

7 (49)

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

8 (50)

РР. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

9-10 (51-52)

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания. Система образов поэмы «Мертвые души»

2

11 (53)

РР. Обучение анализу эпизода.

1

12 (54)

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

13 (55)

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

14 (56)

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора .Поэма в оценках В.Г. Белинского.

1

15 (57)

Контрольная работа 3

1

16 (58)

РР.Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

1

Т - 5

Из Русской литературы XIX века (продолжение)

11

1 (59)

А.Н. Островский. «Бедность не порок». Слово о драматурге. Особенности сюжета.

1

2 (60)

Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

3 (61)

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Основные этапы жизни и творчества.

1

4 (62)

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

5 (63)

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

6 (64)

Вн. чт. (По повести Л.Н. Толстого «Юность»). Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни.

1

7 (65)

Эпоха А.П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

1

8 (66)

А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

9 (67)

Вн. чт. Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

1

10 (68)

Контрольная работа 3

1

11 (69)

Р. Р. Сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

(на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

1

Т - 6

Из Русской литературы XX века

13

1 (70)

Многообразие жанров и направлений

1

2 (71)

И. Бунин. «Темные аллеи». Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

3 (72)

Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

4 (73)

М Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба.

1

5 (74)

Поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

1

6 (75)

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

7 (76)

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

1

8 (77)

А.И. Солженицын. «Матренин двор». Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

9 (78)

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

10 (79)

«Серебряный век» русской поэзии.

1

11 (80)

А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др.

1

12 (81)

А.А. Блок «О доблестях…»

1

13 (82)

Контрольная работа 4

1

Т – 7,8

Из русской литературы XX века (продолжение). Из зарубежной литературы.

20

1 (83)

С.А. Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

1

2 (84)

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

1

3 (85)

Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

1

4 (86)

М.И. Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1

5 (87)

Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

6 (88)

Н.А .Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

1

7 (89)

«Я отраженье вашего лица» А.А .Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

1

8 (90)

Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

9 (91)

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

10 (92)

А.Т. Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1

11 (93)

«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

12 (94)

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.Рассказы Ф. Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г. Распутина «Женский разговор».

1

13 (95)

РР. Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века

1

14 (96)

Контрольная работа 5

1

15-16 (97-98)

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

2

17-18 (99-100)

У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. И.В. Гете. «Фауст». Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Контрольное тестирование по произведениям зарубежной литературы

2

19 (101)

Итоговая контрольная работа за курс «Литература. 9 класс»

1

20 (102)

Обсуждение итогов теста. Подведение итогов года

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102