Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
« 30 » августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Фатеева И.Н, учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 года, базисного учебного плана 2002 г для специальных (коррекционных) классов VII вида, учебно–методического комплекта «Школа России», авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А .Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2010 г.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также сформировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действии в соответствии с планом: проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.)
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых задач, применять общие подходы к их решению.
Дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, составлять план решения, обосновывать выбор каждого арифметического действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи на первых порах только по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы учащиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них.
В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач. Числовой и сюжетный материал для этого берется как из учебника, так и из окружающей действительности.
Важным понятием в курсе математики является понятие величины. При формировании представлений о величинах (длине, массе, площади, времени и др.) учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его.
Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений величин, выраженных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность и их элементы (центр, радиус).
При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости.
Работа над геометрическим материалом по возможности увязывается и с изучением арифметических вопросов. Так, с самого начала геометрические фигуры и их элементы используются в качестве объектов счета предметов. После ознакомления с измерением длины отрезка решаются задачи на нахождение суммы и разности двух отрезков, длины ломаной, периметра многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата), а в дальнейшем и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач.
Буквенная символика используется при формировании некоторых обобщений. Так, например, в записях вила 1 • b = b, а • 1= а, 0 • c = 0, b • 0 = 0 и т. п. фиксируются общие положения, важные для понимания смысла действий.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы определяется уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане.
Количество часов по программе – 136 ч
Количество часов по учебному плану – 170 ч (5часов в неделю)
Основное содержание программы.
В базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VIIвида на изучение математики отводится 136 часов, поэтому в рабочей программе были внесены необходимые корректировки. Было увеличено количество часов на изучение данных разделов программы.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Числа от 1 до 1000 (продолжение) | 11 ч | 22 ч | Увеличение количества часов по учебному плану |
2 | Числа, которые больше 1000 Нумерация | 10 ч | 14 ч |
3 | Величины | 15 ч | 17 ч |
4 | Сложение и вычитание | 11 ч | 15 ч |
5 | Умножение и деление | 73 ч | 93 ч |
6 | Систематизация и обобщение всего изученного | 16 ч | 9 ч |
| ИТОГО: | 136 ч | 170 ч | |
Числа от 1 до 1000 (продолжение) – 22 ч.
Нумерация. Счет предметов. Разряды.
Числовые выражения. Порядок выполнения арифметических действий в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приемы сложения трехзначных чисел.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Приёмы письменного вычитание трехзначных чисел.
Приёмы письменного вычитание трехзначных чисел.
Письменное вычитание трехзначных чисел.
Приёмы письменного умножения на однозначное число.
Письменное умножение на однозначное число.
Приёмы письменного умножения однозначных чисел на трёхзначные.
Письменные приемы деления на однозначное число.
Письменные приемы деления на однозначное число.
Письменные приемы деления на однозначное число.
Письменное деление на однозначное число.
Письменное деление на однозначное число.
Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.
Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.
Знакомство со столбчатыми диаграммами.
Чтение и составление столбчатых диаграмм.
Решение задач в три действия.
Решение текстовых задач разных видов. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия».
Числа, которые больше 1000. Нумерация – 14 ч.
Анализ контрольной работы. Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы.
Чтение многозначных чисел.
Чтение и запись многозначных чисел.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение многозначных чисел.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе.
Знакомство с классом миллионов и классом миллиардов.
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Закрепление.
Сравнение числа по классам и разрядам.
Нумерация чисел больше 1000. Решение текстовых задач разных видов. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа №2 по теме: «Числа, которые больше 1000. Нумерация»
Анализ контрольной работы. Запись многозначных чисел.
Величины – 17 ч.
Единица длины - километр.
Единица длины. Соотношение между ними.
Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.
Единицы площади. Соотношение между ними.
Измерение площади фигур с помощью палетки.
Единицы массы. Тонна. Центнер.
Единицы массы.Таблица единиц массы.
Единицы времени. Сутки.
Единицы времени. Время от 0 часов до 24 часов.
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
Задачи на определение начала, продолжительности и конца события.
Единицы времени. Секунда.
Единицы времени. Век.
Единицы времени. Таблица единиц времени.
Величины. Решение простых и составных задач. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 3 по теме: «Величины»
Анализ контрольной работы. Величины. Закрепление.
Сложение и вычитание – 15 ч.
Устные и письменные приемы вычислений.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Приёмы письменного вычитания для случаев вида 7000 – 345; 37007 - 18032
Письменные приёмы вычитания многозначных чисел.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Нахождение нескольких долей целого.
Нахождение целого по его части.
Решение задач по выражению.
Сложение и вычитание значений величин.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа №4 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Умножение и деление – 93 часа
Анализ контрольной работы. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Приёмы письменного умножения для случаев вида 4019 * 7
Приёмы письменного умножения для случаев вида 50801 * 4
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Умножение чисел, оканчивающихся нулями.
Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Уравнения вида:
х *8 = 26 + 70; 80 : х = 46 – 30
Решение уравнений на основе связи между множителями и произведением.
Решение уравнений на основе связи между множителями и произведением. Закрепление.
Деление на однозначное число. Деление числа 0 и невозможность деления на 0.
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное.
Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное.
Письменные приёмы деления трёхзначного числа на однозначное.
Решение задач на пропорциональное деление.
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули.
Решение задач на пропорциональное деление.
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного
есть нули. Закрепление.
Письменное деление многозначных чисел на однозначные.
Приёмы письменного деления многозначных чисел на однозначные.
Деление многозначных чисел на однозначные. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 5 по теме: «Умножение и деление многозначных чисел».
Анализ контрольной работы. Решение текстовых задач.
Понятие скорости. Единицы скорости.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние).
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач на движение. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 6 по теме: «Единицы скорости. Связи между скоростью, временем и расстоянием».
Анализ контрольной работы. Решение задач на движение.
Умножение числа на произведение.
Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение для случаев вида: 6307 * 900
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.
Решение задач на одновременное встречное движение.
Решение задач на встречное движение.
Перестановка и группировка множителей.
Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление.
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение.
Устные приемы деления для случаев вида: 600 : 20; 5600 : 800.
Деление с остатком на 10,100,1000.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Деление на числа, оканчивающиеся нулями для случаев вида: 3240 : 60
Деление на числа, оканчивающиеся нулями для случаев вида: 276800 : 800
Деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.
Решение задач на движение в противоположных направлениях.
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 8 по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму.
Устные приемы умножения вида 12* 15 и 40 * 32.
Письменный прием умножения на двузначное число.
Письменный прием умножения на двузначное число.
Письменное умножение на двузначное число.
Письменное умножение на двузначное число.
Письменное умножение на двузначное число. Закрепление.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Решение текстовых задач.Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число.
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное число.
Письменный прием умножения на двузначное и трёхзначное число.
Умножение на трёхзначное число с числом нуль в некоторых разрядах. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 9 по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число».
Анализ контрольной работы. Умножение на трёхзначное число с числом нуль в некоторых разрядах.
Алгоритм письменного деления на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.
Письменное деление с остатком на двузначное число.
Деление на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Деление на двузначное число.
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.
Решение задач с величинами «производительность», «время», «работа».
Решение примеров на деление двузначных чисел. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 10 по теме: «Деление на двузначное число»
Анализ контрольной работы. Решение примеров на деление двузначных чисел.
Алгоритм письменного деления на трехзначное число.
Письменное деление на трехзначное число.
Деление на трехзначное число.
Деление на трехзначное число.
Проверка умножения делением.
Деление с остатком.
Деление с остатком. Систематизация изученных знаний.
Контрольная работа № 11 по теме: «Деление на трёхзначное число».
Анализ контрольной работы. Решение примеров и задач на деление.
Систематизация и обобщение всего изученного – 9 часов
Нумерация. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Нумерация. Арифметические действия.
Римская нумерация. Систематизация изученных знаний.
Итоговая контрольная работа по математике за 4 класс
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Письменное умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины. Задачи на определение начала, конца события.
Резерв.
Резерв.
Основные требования к знаниям, умениям инавыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе.
Нумерация.
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. Д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений видаа±3, 8.r,b: 2,a±b, c.d,k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, уводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 - х = 1450, х .12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1 — 3 действия.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорбеть, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, Периметр многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Требования к оценке знаний учащихся.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова,
С.В.Степанова.
Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2013 г. -1часть.
Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2013 г. – 2часть.
Рабочая тетрадь: М.И.Моро, С.И. Волкова,
Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2013 г. – 1 часть.
Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2013 г. – 2 часть.
Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Карточки с заданиями по математике для 4 класса.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Экспозиционный экран.
Проектор. Компьютер.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Андреева М.М./
« 25 » августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от « 27 » августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./