Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по математике М.И.Моро с использованием УМК М. И. Моро «Математика», входящего в состав образовательной системы «Школа России».
На изучение математики в начальной школе отведено 516 часов, из них в 4 классе согласно учебному плану школы – 131 час.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Математика и конструирование» - 25 часов
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.); обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Нумерация. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Диаграммы.
Новая счётная единица – тысяча.
Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Класс миллионов. Класс миллиардов.
Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними.
Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительность.
Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание величин. Решение задач на увеличение ( уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
Алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Решение текстовых задач. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач с величинами. Умножение числа на произведение. Устные приёмы деления для случаев вида 600 : 20, 5600 : 800. Деление с остатком на 10, 100. 1000. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач на одновременное встречное движение, на движение в противоположных направлениях. Умножение числа на сумму. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Проверка умножения и деления. Куб, пирамида, шар
Поиск и представление информации. Работа на компьютере. Чтение и заполнение таблиц. Построение простейших логических высказываний. Составление конечной последовательности. Составление, запись и выполнение простого алгоритма( плана) поиска информации
Решение текстовых задач. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач с величинами. Умножение числа на произведение. Устные приёмы деления для случаев вида 600 : 20, 5600 : 800. Деление с остатком на 10, 100. 1000. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач на одновременное встречное движение, на движение в противоположных направлениях. Умножение числа на сумму. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Проверка умножения и деления. Куб, пирамида, шар
Основное содержание модуля «Математика и конструирование» представлено двумя крупными разделами: « Геометрическая составляющая» и « Конструирование».
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Развёртка параллелепипеда. Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Развёртка куба. Площадь. Единицы площади. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре. Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование.
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда ( куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии
№n/n | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
I четверть (36ч) |
Числа от 1 до 1000 (12 ч + 3 ч модуля) |
1. | Повторение. Нумерация чисел | 1ч | Называть последовательность чисел в пределах 1000 Пользоваться изученной математической терминологией. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные Познакомиться со свойствами граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Познакомиться с диаграммами. Чертить чертеж. |
2. | Порядок действий в числовых выражениях. Четыре арифметических действия | 1ч |
3. | Арифметический диктант Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1ч |
4. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Элементы прямоугольного параллелепипеда | 1ч |
5. | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | 1ч |
6. | Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения | 1ч |
7. | Письменное вычитание трёхзначных чисел | 1ч |
8. | Алгоритм письменного деления | 1ч |
9. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Свойство граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда | 1ч |
10. | Приемы письменного деления | 1ч |
11. | Диаграмма. Арифметический диктант | 1ч |
12. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | 1ч |
13. | Работа над ошибками. Обобщение материала | 1ч |
14. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Развёртка прямоугольного параллелепипеда | 1ч |
Числа, которые больше 1000 (8 ч) Нумерация (9 ч + 3 ч модуля) |
15. | Класс единиц и класс тысяч. | 1ч | Называть последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Читать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.. Понятие о кубе: грани, ребра, вершины. Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Познакомиться с классом миллионов, классом миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000. Выполнять чертеж развертки куба. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Познакомиться с приемами изготовление каркасной модели из параллелепипеда и куба. |
16. | Чтение и запись многозначных чисел. | 1ч |
17. | Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Арифметический диктант. | 1ч |
18. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Элементы куба. | 1ч |
19. | Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100, 1000 раз. | 1ч |
20. | Класс миллионов. Класс миллиардов. Чтение и запись многозначных чисел. | 1ч |
21. | Класс миллионов. Класс миллиардов. Чтение и запись многозначных чисел. | 1ч |
| | |
22. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Свойство граней и рёбер куба. | 1ч |
23. | Учебный проект «Числа вокруг нас» | 1ч |
24. | Обобщение материала. Тест по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1ч |
25. | Работа над ошибками. Закрепление знаний по нумерации чисел, которые больше 1000. | 1ч |
26. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Развёртка куба. | 1ч |
| Величины (9 ч + 3 ч модуля) | |
27. | Единицы длины. Километр. | 1ч |
28. | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1ч |
29. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Изготовление каркасной модели из параллелепипеда и куба. | 1ч |
30. | Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. | 1ч |
32. | Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. | 1ч |
33. | Закрепление знаний по теме «Величины» | 1ч |
II четверть – 28 ч |
34. | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1ч | Называть понятия «масса», единицы массы, таблицу единиц массы. Сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах. Сравнить чертежи и развертки параллелепипеда и куба. Познакомиться с приемом изготовление модели куба путём сплетения трёх полос, каждая из которых состоит из пяти квадратов. |
35. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Вычерчивание развёртки и изготовление модели параллелепипеда и куба. | 1ч |
36. | Единицы времени. Определение времени по часам. Практическая работа. | 1ч |
37. | Секунда. Век. Таблица единиц времени.Тест по теме «Величины». | 1ч |
38. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Изготовление модели куба путём сплетения трёх полос, каждая из которых состоит из пяти квадратов. | 1ч |
Сложение и вычитание (10 ч) |
39. | Устные и письменные приемы вычислений. | 1ч | Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией.. Знать правило нахождения неизвестного слагаемого, правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) Пользоваться приемом сложения и вычитания величин. Выражать величины в разных единицах. Выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом Пользоваться приемом умножения чисел, оканчивающихся нулями. Проверять правильность выполненных вычислений Использовать правило нахождения неизвестного множителя. Решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них),знать конкретный смысл деления. Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений. Знать правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя. Выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули |
40. | Нахождение неизвестного слагаемого. Арифметический диктант. | 1ч |
41. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1ч |
42. | Нахождение нескольких долей целого. | 1ч |
43. | Решение задач и уравнений. | 1ч |
44. | Сложение и вычитание величин. | 1ч |
45 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Закрепление материала. | 1ч |
46 | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Закрепление материала. | 1ч |
47. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 1ч |
48. | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 1ч |
Умножение и деление (61 ч + 16 ч модуля) |
49. | Умножение и его свойства. | 1ч |
50. | Письменные приёмы умножения многозначных чисел. | 1ч |
51. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1ч |
52. | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1ч |
53. | Деление 0 и на 1. Письменные приемы деления. | 1ч |
54. | Письменные приемы деления. Арифметический диктант. | 1ч |
55. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1ч |
56. | Закрепление изученного материала. | 1ч |
57. | Решение задач. Закрепление изученного материала. | 1ч |
58. | Письменные приемы деления. Решение задач. | 1ч |
59 | Письменные приемы деления. Решение задач. | 1ч |
60. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» «Изготовление по чертежу модели гаража, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда». | 1ч |
61. | Письменные приемы деления. Решение задач. | 1ч |
62. | Письменные приемы деления. Решение задач. | 1ч |
III четверть |
63. | Умножение и деление на однозначное число. Решение задач. | 1ч | Пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое. Решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние. Пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоугольника, выполнять построение треугольника с помощью циркуля и линейки, вычислять периметр многоугольника. Выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений. Выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Группировать множители в произведении. Выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100. Применять прием письменного умножения и деления при вычислениях. Применять прием письменного умножения на трехзначное число, выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число). |
64. | Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1ч |
65. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. | 1ч |
66. | Решение задач на движение. | 1ч |
67. | Странички для любознательных. Проверочная работа. Тест. | 1ч |
68. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование». Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. | 1ч |
69. | Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1ч |
70. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1ч |
71. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1ч |
72. | Решение задач на движение. Арифметический диктант. | 1ч |
73. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Повторение геометрического материала. | 1ч |
74. | Перестановка и группировка множителей. | 1ч |
75. | Обобщение материала по теме «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями». | 1ч |
76. | Контрольная работа по теме «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи на движение» | 1ч |
77. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Повторение геометрического материала. | 1ч |
78 | Деление числа на произведение. Арифметический диктант. | 1ч |
79 | Деление числа на произведение. | 1ч |
80. | Деление с остатком на 10,100, 1000. | 1ч |
81. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Представление о цилиндре. | 1ч |
82. | Решение задач. | 1ч |
83. | Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями | 1ч |
84. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» Практическая работа. Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра | 1ч |
85. | Решение задач. Закрепление изученного | 1ч |
86. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел, оканчивающихся 0» | 1ч |
87. | Работа над ошибками. Закрепление умножения и деления чисел, оканчивающихся 0 | 1ч |
88. | Учебный проект «Составляем сборник математических заданий» | 1ч |
89. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» Изготовление модели цилиндра | 1ч |
90. | Умножение числа на сумму | 1ч |
91. | Письменное умножение на двузначное число | 1ч |
92. | Тест по теме «Письменное умножение на двузначное число» | 1ч |
93. | Решение задач по теме «Письменное умножение на двузначное число». Арифметический диктант. | 1ч |
94. | Письменное умножение на трехзначное число | 1ч |
95. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» Изготовление модели цилиндра | 1ч |
96. | Письменное умножение на трехзначное число | 1ч |
4 четверть |
97. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра | 1ч | Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления Применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число. Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком. Устанавливать зависимость между величинами, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное). Решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, выполнять решение сложных уравнений. |
98. | Закрепление материала. Письменное умножение на трехзначное число | 1ч |
99. | Закрепление материала. Письменное умножение на трехзначное число | 1ч |
100. | Письменное деление на двузначное число | 1ч |
101. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Знакомство с шаром и сферой. | 1ч |
102. | Письменное деление на двузначное число с остатком | 1ч |
103. | Письменное деление на двузначное число | 1ч |
104. | Письменное деление на двузначное число | 1ч |
105. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» Шар и сфера | 1ч |
105. | Письменное деление на двузначное число | 1ч |
106. | Решение задач по теме «Письменное деление на двузначное число». Арифметический диктант | 1ч |
107. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Знакомство с шаром и сферой | 1ч |
108. | Решение задач по теме «Письменное деление на двузначное число». Тест | 1ч |
109. | Решение задач по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1ч |
110. | Решение задач по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1ч |
111. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка» | 1ч |
112. | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1ч |
Систематизация и обобщение изученного (13 ч. + 2 ч. модуля) |
113. | Работа над ошибками. Письменное деление на двузначное число. Решение задач. | 1ч | Пользоваться изученной математической терминологией, решать уравнения. Называть последовательность чисел в пределах 100000. Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом. Распознавать изученные геометрические фигуры. Находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, строить прямоугольник, квадрат. Видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию, рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. Работать с различными источниками информации (подбирать, отбирать, систематизировать, обобщать материал по заданной проблеме), презентовать исследовательскую работу. |
114. | Письменное деление на трехзначное число. | 1ч |
115. | Письменное деление на трехзначное число. | 1ч |
116. | Учебный проект. Числа вокруг нас. | 1ч |
117. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Оригами «Лягушка» | 1ч |
118. | Письменное деление на трехзначное число с остатком. | 1ч |
119. | Обобщение материала. Арифметический диктант. | 1ч |
120. | Контрольная работа. Тест по теме «Деление на трехзначное число» | 1ч |
121. | Работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число. | 1ч |
122. | Внутрипредметный модуль « Математика и конструирование» Оригами « Лиса и журавль» | 1ч |
| Повторение (5ч) | 1ч |
123. | Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий. | 1ч |
124. | Величины. Действия с величинами. | 1ч |
125. | Решение задач по теме «Письменное деление на трехзначное число». | 1ч |
126. | Умножение на двузначное и трехзначное число. | 1ч |
Резервные уроки (5 ч) |
127. | Входной мониторинг образовательных достижений. Контрольная работа. | 1ч | |
128. | Административная контрольная работа за 1 четверть. | 1ч | |
129. | Административная контрольная работа за 2 четверть. | 1ч | |
130. | Административная контрольная работа за 3 четверть. | 1ч | |
131. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1ч | |
Итого: 131 ч. |