Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса (учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочася программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса (учащихся с интеллектуальными нарушениями)»

Областное государственное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______________ФИО

«_____»______ 20____г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_________ В.В. Неупокоева

«_____»________ 20____г.


УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от_______________№______







Рабочая программа

по учебному предмету

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

(1 вариант)




Класс: 4

Уровень общего образования: начальное общее образование

Сроки реализации: 2021/2022 учебный год

Общее количество часов: 33










Составила:

Шупилова Ольга Васильевна

учитель начальных классов











Биробиджан, 2021г.

Пояснительная записка

Учебный курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и человека" базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) в образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • формирует знания учащихся о природе своего края;

  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

                      Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

Развитие внимание:

  • учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;

  • развивать наблюдательность;

  • учить ориентироваться в незнакомом материале;

  • распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.);

  • формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;

  • развивать интеллектуальную активность;

  • развивать устойчивое внимание;

  • учить умению самостоятельно концентрировать внимание;

    Развитие восприятия:

  • формировать восприятия величины объектов;

  • формировать восприятия формы объектов;

  • формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;

  • формировать временные представления.

    Развитие памяти:

  • развивать двигательную память;

  • развивать эмоциональную память;

  • развивать образную память;

  • развивать словесно-логическую память;

  • развивать смысловую память — механическую.

    Развитие мышления:

  • выделять отдельные свойства предметов;

  • выделять признаки предметов;

  • учить сравнивать похожие, непохожие объекты;

  • учить устанавливать общие признаки объекта;

  • учить выделять главное;

  • учить устанавливать причинно – следственные зависимости.

    Формирование пространственных отношений:

  • формировать понятия лево – право;

  • формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый);

  • формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;

  • научить ориентироваться в пространстве;

  • формировать понятия (около, над, под).

    Развитие речи:

  • активизировать речь;

  • пополнять запас активного и пассивного словаря;

  • расширять запас общих представлений;

  • уточнять сведения об окружающем мире;

  • формировать связную речь

Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

  • осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;

  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

  • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

      Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

    Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение коммуникативными навыками.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными. Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

  • называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

  • соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

    Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

  • овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

  • знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

Структура курса представлена следующими разделами:

  1. Сезонные изменения:

  • в неживой природе;

  • растения и животные в разное время года;

  • одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

  1. Неживая природа.

  2. Живая природа:

  • растения;

  • грибы;

  • животные;

  • человек.

  1. Безопасное поведение:

  • предупреждение заболеваний и травм;

  • безопасное поведение в природе;

  • правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте;

  • телефоны первой помощи, звонок по телефону экстренных служб.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы не даёт возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;

  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно- познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Программа не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в предметную область «Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю.


Содержание учебного курса

Раздел

Часы

Содержание

Сезонные изменения в природе

9

Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года

Неживая природа

4

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы

Живая природа


Растения

6

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой.

Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

5

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.

Человек

6

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

3

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

33 часа (1 час в неделю)


№№

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки прохождения

План

Факт

Сезонные изменения в природе — 9 часов

1

Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени

1



2

Растения и животные осенью

1



3

Признаки зимы

1



4

Растения и животные зимой

1



5

Труд людей зимой

1



6

Растения и животные зимой

1



7

Труд людей осенью и весной

1



8

Растения и животные летом

1



9

Труд людей летом

1



Неживая природа — 4 часа

10

Почва. Состав почвы

1



11

Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом

1



12

Песок и глина

1



13

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги

1



Живая природа. Растения — 6 часов

14

Растения. Огород

1



15

Лес. Ориентировка в лесу

1



16

Сад. Растения культурные и дикорастущие

1



17

Лекарственные растения. Красная книга

1



18

Растения полей. Поле в разное время года

1



19

Парки

1



Животные — 5 часов

20

Домашние животные: лошадь, корова

1



21

Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными

1



22

Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы

1



23

Дикие и домашние животные

1



24

Насекомые.

1



Человек — 6 часов

25

Человек. Мозг человека

1



26

Профилактика травм головного мозга

1



27

Режим дня. Часы

1



28

Профилактика переутомления

1



29

Загрязнение воздуха, воды, почвы

1



30

Заповедник. Зоопарк (по выбору)

1



Безопасное поведение — 3 часа

31

Правила поведения в быту, в школе

1



32

ПДД. Дорога. Пешеходный переход

1



33

Транспорт. Мы – пассажиры

1




Учебно-методический материал.

  1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.

  3. Матвеева, Н.Б. Живой мир. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Шербашина, Л.Д. Наш организм. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся начальных классов / Л.Д. Шербашина, Н.Н. Хасанова. – Майкоп, 2003.

    Материально-техническое обеспечение:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей