МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Денисова А В __________________ «___» ______________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор школы Хохлова В.Н. __________________ «___» ____________2016 г. |
Рабочая программа учебного предмета
_____________________ «Окружающий мир» _______________________
(наименование учебного предмета)
___________Базовый уровень, основное начальное образование, 3 класс
(уровень образования)
Составлена на основе авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир, к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс, в 2 ч.. М.: «Просвещение», 2011г.
136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
____Учитель начальных классов Фёдорова Вера Ильинична _____
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2016 г
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир, к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс, в 2 ч.. М.: «Просвещение», 2011г.
Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
I.Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир» 3 класс
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Содержание тем учебного курса
3 класс, 68 ч
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
№ п\п | Наименование разделов и тема | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий |
| Как устроен мир(6 часов) | |
1 | Природа. Значение природы для людей | Знакомство с учебником. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Классифицировать объекты природы. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке | Урок изучения новых знаний |
2 | Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять Находить сходство человека от других объектов живой природы. Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. Оценивать богатсво внутреннего мира человека, работать в паре. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности, -собирать материал в дополнительной литературе. -презентовать проект, - оценивать результаты работы | проект |
3 | Общество | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство. Работать в группе. Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке | комбинированный |
4 | Что такое экология | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи. Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого. Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. | комбинированный | | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи. Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого. Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой. Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. Сравнивать заповедники и национальные парки. Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе. Обсуждать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | Урок экскурсия |
6 | Проверочная работа по теме «Как устроен мир | Урок -контроль |
| Эта удивительная природа (18 час) | |
7 | Тела, вещества, частицы.» | Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица. Приводить примеры тел, веществ. Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке | Урок практикум |
8 | Разнообразие веществ | Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. Описывать вещества по плану. Фиксировать результаты исследований в тетрадь. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке | Урок практикум |
9 | Воздух и его охрана. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать состав и свойства воздуха. Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке | комбинированный |
10 | Вода и свойства воды | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Определять основные свойства воды. значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Проводить мини-исследование об использовании воды в семье. | практикум |
11 | Превращения и круговорот воды | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды. Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя. Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку. | комбинированный |
12 | Берегите воду | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду. Находить и использовать цифровые данные из учебника. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе. | комбинированный |
13 | Что такое почва. НРК «Почвы Бурятии» | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве. Исследовать состав почвы. Анализировать схему связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве. Характеризовать меры по охране почвы. | практикум |
14 | Разнообразие растений. НРК Растения нашего края.. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой. Анализировать основную классификацию растений. Классифицировать растения из предложенного списка. Приводить примеры с помощью атласа-определителя. Подготавливать сообщения о растениях. | Урок -проект |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Понимать и устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Моделировать процессы дыхания и питания растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |
16 | Размножение и развитие растений. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Наблюдать, как распространяются семена деревьев. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | экскурсия |
17 | Охрана растений. | Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими. Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Оформлять памятку «Берегите растения!» Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
18 | Разнообразие животных. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе. Работать со словариком. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
19 | Кто что ест. НРК Проект «Разнообразие природы родного края» | Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания. Характеризовать защитные приспособления животных и растений. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. В ходе проекта дети: -определяют цель и этапы работы, - распределяют обязанности. - находят материалы о природе. - составляют «Книгу природы родного края» | Урок-проект |
20 | Размножение и развитие животных. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать способы размножения животных. Моделировать стадии размножения. Обсуждать материалы книг. Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
21 | Охрана животных. НРК «Представители фауны Бурятии» | Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных. Готовить сообщения о животных. Создавать книжку- малышку «Береги животных» | комбинированный |
22 | В царстве грибов. | С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. Моделировать различие грибов-двойников. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
23 | Великий круговорот жизни. | Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. Устанавливать взаимосвязь между ними. Рассказывать о круговороте веществ на земле. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | комбмнированный |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа» | Урок- контроль |
| Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов | |
25 | Организм человека | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека. Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены. Практическая работа в паре. Работа со словариком. | практикум |
26 | Органы чувств | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств. Формулировать правила гигиены. Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы. | комбинированный |
27 | Надежная защита организма | Характеризовать функции кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях. Подготовить рассказ о об уходе за кожей. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Урок-конференция |
28 | Опора тела и движение | Характеризовать роль скелета. Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом. Выполнять физкультминутки. Работать со словарем. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Составлять меню здорового питания. Готовиться к выполнению проекта. | Урок-проект |
30 | Дыхание и кровообращение | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь данных систем. Практическая работа в парах: измерение пульса. Измерение пульса у членов семьи. Заботиться о своём здоровье. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
31 | Умей предупреждать болезни | Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм. Формулировать правила закаливания. Составлять памятку. Регулярно проводить закаливание своего организма. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
32 | Здоровый образ жизни. | Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Различать факторы, укрепляющие здоровье. | комбинированный |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | Урок -контроль |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и других учащихся. | Урок- проект |
| Раздел «Наша безопасность» (7 часов | |
35 | Огонь, вода и газ | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
36 | Чтобы путь был счастливым | Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Обсуждать предложенные ситуации. Выполнять тесты с выбором ответа. | комбинированный |
| | | |
37 | Дорожные знаки | Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы. Работа со словарем. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
38 | Проект «Кто нас защищает» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить информацию, - интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов. - оформлять собранные материалы. - презентовать и оценивать результаты | Урок-проект |
39 | Опасные места | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Составлять схему своего двора с указанием опасных мест. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
40 | Природа и наша безопасность. | Характеризовать опасности природного характера. Обсуждать правила безопасности при общении с природой. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ежа. Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах. | комбинированный |
41 | Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | Анализировать по схеме цепь загрязнения. Выполнять правила личной экологической безопасности. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке | Урок-контроль |
| Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | |
42 | Для чего нужна экономика | Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики. Различать товары и услуги. Характеризовать роль труда. Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели. | комбинированный |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Характеризовать основные составляющие экономики. Раскрывать роль природных богатств. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессии родителей в экономике. | комбинированный |
44 | Полезные ископаемые. НРК Полезные ископаемые Бурятии | Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Определять ископаемые с помощью атласа-определителя. Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых. Готовить сообщения. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
45 | Растениеводство НРК Культурные растения края | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения по атласу- определителю. Исследовать растение и описать его по плану. Характеризовать роль выращивания растений. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье. | практикум |
46 | Животноводство. | Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных. Выявлять взаимосвязь. Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
47 | Какая бывает промышленность. | Характеризовать отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Характеризовать труд работников промышленности. | комбинированный |
48 | Проект НРК «Экономика родного края» | В ходе проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике края. - оформлять собранные материалы, -презентовать и оценивать свою работу. | Урок-проект |
49 | Что такое деньги. | Определять роль денег в экономике. Различать современные российские монеты. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | практикум |
50 | Государственный бюджет | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы в виде математических задач. Работать со словарем. Отвечать на итоговые вопросы. | комбинированный |
51 | Семейный бюджет. | Выявлять основы семейного бюджета. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Моделировать семейный бюджет. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
52 | Экономика и экология. | Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики. Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы. Раскрывать связь между экономикой и экологией. Моделировать экологические прогнозы. | комбинированный |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | Урок -контроль |
| Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов) | |
54 | Золотое кольцо России | Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Прослеживать маршрут путешествия по карте. Узнавать города по фото. Моделировать маршрут. Готовить сообщения о любом городе. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Урок изучения нового |
55 | Золотое кольцо России | комбинированный |
56 | Золотое кольцо России | комбинированный |
57 | Проект «Музей путешествий» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты, - готовить сообщения, - презентовать свои сообщения. | Урок -проект |
58 | Наши ближайшие соседи | Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения. Готовить сообщения о странах. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Урок -контроль |
59 | На севере Европы | Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине. Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | комбинированный |
60 | Что такое Бенилюкс | Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. Выступать одному из группы. Составлять вопросы к викторине. Описывать достопримечательности по фото. Используя литературу находить интересные факты. | комбинированный |
61 | В центре Европы | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Великобритании Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Составлять вопросы к викторине. Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | комбинированный |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать изучаемые достопримечательности. Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы. | комбинированный |
64 | На юге Европы | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать изучаемые достопримечательности. Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы. | комбинированный |
65 | По знаменитым местам мира | Выполнять тесты с выбором ответа. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои и другие выступления. | экскурсия |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» | Выполнять тесты с выбором ответа. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои и другие выступления. | Урок -контроль |
67 68 | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения. | Обобщающий урок |
3.Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 ч)
№ п\п | Тема | дата |
Как устроен мир (6 часов) | |
1 | Природа. Значение природы для людей | |
2 | Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | |
3 | Общество | |
4 | Что такое экология | |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. | |
6 | Проверочная работа по теме «Как устроен мир | |
| Эта удивительная природа (18 час) | |
7 | Тела, вещества, частицы.» | |
8 | Разнообразие веществ | |
9 | Воздух и его охрана. | |
10 | Вода и свойства воды | |
11 | Превращения и круговорот воды | |
12 | Берегите воду | |
13 | Что такое почва. НРК «Почвы Бурятии» | |
14 | Разнообразие растений. НРК Растения нашего края.. | |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | |
16 | Размножение и развитие растений. | |
17 | Охрана растений. | |
18 | Разнообразие животных. | |
19 | Кто что ест. НРК Проект «Разнообразие природы родного края» | |
20 | Размножение и развитие животных. | |
21 | Охрана животных. НРК «Представители фауны Бурятии» | |
22 | В царстве грибов. | |
23 | Великий круговорот жизни. | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа» | |
| Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | |
25 | Организм человека | |
26 | Органы чувств | |
27 | Надежная защита организма | |
28 | Опора тела и движение | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | |
30 | Дыхание и кровообращение | |
31 | Умей предупреждать болезни | |
32 | Здоровый образ жизни. | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | |
| Раздел «Наша безопасность» (7 часов) | |
35 | Огонь, вода и газ | |
36 | Чтобы путь был счастливым | |
37 | Дорожные знаки | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | |
39 | Опасные места | |
40 | Природа и наша безопасность. | |
41 | Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | |
| Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | |
42 | Для чего нужна экономика | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |
44 | Полезные ископаемые. НРК Полезные ископаемые Бурятии | |
45 | РастениеводствоНРК Культурные растения края | |
46 | Животноводство. | |
47 | Какая бывает промышленность. | |
48 | Проект НРК «Экономика родного края» | |
49 | Что такое деньги. | |
50 | Государственный бюджет | |
51 | Семейный бюджет. | |
52 | Экономика и экология. | |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | |
| Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов) | |
54 | Золотое кольцо России | |
55 | Золотое кольцо России | |
56 | Золотое кольцо России | |
57 | Проект «Музей путешествий» | |
58 | Наши ближайшие соседи | |
59 | На севере Европы | |
60 | Что такое Бенилюкс | |
61 | В центре Европы | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | |
64 | На юге Европы | |
65 | По знаменитым местам мира | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» | |
67 68 | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент в содержании предмета окружающий мир включает в себя: знакомство со своей малой родиной, наблюдение за природой своего края, знакомство с флорой и фауной родного края, проведение экскурсий.
Приложение
Используемые средства:
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru
Презентации PowerPoint
Михайлова А.Д. «Краеведение как важнейшее средство всестороннего развития личности и воспитания патриотизма»
Верхотурова Г.А. «Золотой край Бурятии»
I. О разнообразии животного и растительного мира нашего края.
Задания:
1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона.
2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.
3. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.
4. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.
5. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.
6. Растения и животные водоема своего поселка.
II. "Вода. Растения и животные водоема".
Задания:
1. Собрать материал об озере Байкал.
2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.
4. Узнать минеральные источники своего края.
5. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.
6. Викторина:
1. Сколько лет Байкалу?
2. Какова его глубина, ширина и длина?
3. Почему Байкал называют морем?
4. Что означает слово "Байкал"?
5. Сколько рек и речек впадает в Байкал?
6. Какая река вытекает из Байкала? Знаешь ли легенду об этом?
7. Какой остров расположен на Байкале?
III. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
1. Из "Красной книги Бурятии": материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.
3. Экскурсия в лес.
IV. «Современная Россия».
Задания:
Исследовать происхождение некоторых бурятских имен, фамилий; перевод имен;
Изучить местоположение республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии;
Узнать лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; герб города, Флаг Бурятии; бурятская юрта; убранство русской избы;
Изучить:
- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);
- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);
- использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр).