СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета _____________________ «Окружающий мир» _______________________ (наименование учебного предмета) ___________Базовый уровень, основное начальное образование, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы А.А. Плешаков  «Окружающий мир,  к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс, в  2 ч.. М.: «Просвещение», 2011г.

              

            Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета _____________________ «Окружающий мир» _______________________ (наименование учебного предмета) ___________Базовый уровень, основное начальное образование, 3 класс»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Денисова А В

__________________

«___» ______________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Хохлова В.Н.

__________________

«___» ____________2016 г.








Рабочая программа учебного предмета

_____________________ «Окружающий мир» _______________________
(наименование учебного предмета)

___________Базовый уровень, основное начальное образование, 3 класс

(уровень образования)


Составлена на основе авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир, к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс, в 2 ч.. М.: «Просвещение», 2011г.

136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)

____Учитель начальных классов Фёдорова Вера Ильинична _____
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)










Мухоршибирь, 2016 г


Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир, к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс, в 2 ч.. М.: «Просвещение», 2011г.

Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

I.Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир» 3 класс


  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности

  2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии

  3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин

  4. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  5. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  6. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  7. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  8. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

человек — часть природы и общества;

что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила гигиены; основы здорового образа жизни;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей; товары и услуги;

роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приемами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Содержание тем учебного курса

3 класс, 68 ч


Как устроен мир (6 ч)


Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.


Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.


Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.


Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.


Экскурсия: Что нас окружает?


Эта удивительная природа (18 ч)


Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.


Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.


Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.


Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.


Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.


Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)


Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.


Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.


Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.


Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.


Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Мы и наше здоровье (10ч)


Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.


Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.


Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.


Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.


Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.


Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (7 ч)


Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.


Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.


Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.


Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.


Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.


Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.


Чему учит экономика (12 ч)


Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.


Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.


Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.


Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.


Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.


Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.


Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.


Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.


Путешествие по городам и странам (15 ч)


Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.


Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.


Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.


Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).


Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

п\п

Наименование

разделов и тема

Основные виды учебной деятельности





Форма организации учебных занятий


Как устроен мир(6 часов)


1

Природа. Значение природы для людей

Знакомство с учебником.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Классифицировать объекты природы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке

Урок изучения новых знаний

2


Человек.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять

Находить сходство человека от других объектов живой природы.

Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Оценивать богатсво внутреннего мира человека, работать в паре.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности,

-собирать материал в дополнительной литературе.

-презентовать проект,

- оценивать результаты работы

проект

3

Общество

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство.

Работать в группе.

Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке

комбинированный

4

Что такое экология

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

комбинированный


Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

5

Природа в опасности. Ох­рана природы.

Экскурсия.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой.

Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Сравнивать заповедники и национальные парки.

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе.

Обсуждать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Урок экскурсия

6

Проверочная работа по теме «Как устроен мир

Урок -контроль


Эта удивительная природа (18 час)


7

Тела, вещества, частицы.»

Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.

Приводить примеры тел, веществ.

Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке

Урок практикум

8

Разнообразие веществ

Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

Описывать вещества по плану.

Фиксировать результаты исследований в тетрадь.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке

Урок практикум

9

Воздух и его охрана.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать состав и свойства воздуха.

Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке

комбинированный

10

Вода и свойства воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять основные свойства воды. значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Проводить мини-исследование об использовании воды в семье.

практикум

11

Превращения и круговорот воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.

Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

комбинированный

12

Берегите воду

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

Находить и использовать цифровые данные из учебника.

Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе.

комбинированный

13

Что такое почва.

НРК «Почвы Бурятии»


Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве.

Исследовать состав почвы.

Анализировать схему связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве.

Характеризовать меры по охране почвы.

практикум

14

Разнообразие растений.

НРК Растения нашего края..

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой.

Анализировать основную классификацию растений.

Классифицировать растения из предложенного списка.

Приводить примеры с помощью атласа-определителя.

Подготавливать сообщения о растениях.

Урок -проект

15

Солнце, растения и мы с вами.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Понимать и устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.

Моделировать процессы дыхания и питания растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.


16

Размножение и развитие растений.


Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Наблюдать, как распространяются семена деревьев.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

экскурсия

17

Охрана растений.

Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими.

Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оформлять памятку «Берегите растения!»

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

18

Разнообразие животных.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.

Работать со словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

19

Кто что ест.

НРК Проект «Разнообразие природы родного края»

Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.

Характеризовать защитные приспособления животных и растений.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

В ходе проекта дети:

-определяют цель и этапы работы,

- распределяют обязанности.

- находят материалы о природе.

- составляют «Книгу природы родного края»

Урок-проект

20

Размножение и развитие животных.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать способы размножения животных.

Моделировать стадии размножения.

Обсуждать материалы книг.

Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

21

Охрана животных.

НРК «Представители фауны Бурятии»


Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.

Готовить сообщения о животных.

Создавать книжку- малышку «Береги животных»

комбинированный

22

В царстве грибов.

С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Моделировать различие грибов-двойников.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

23

Великий круговорот жизни.


Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. Устанавливать взаимосвязь между ними.

Рассказывать о круговороте веществ на земле.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.


Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

комбмнированный

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа»

Урок- контроль


Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов


25

Организм человека

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека.

Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Практическая работа в паре.

Работа со словариком.

практикум

26

Органы чувств

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств.

Формулировать правила гигиены.

Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы.

комбинированный

27

Надежная защита организма

Характеризовать функции кожи.

Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.

Подготовить рассказ о об уходе за кожей.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Урок-конференция

28

Опора тела и движение







Характеризовать роль скелета. Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом.

Выполнять физкультминутки.

Работать со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»




Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания.

Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Составлять меню здорового питания.

Готовиться к выполнению проекта.

Урок-проект

30

Дыхание и кровообращение









Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь данных систем.

Практическая работа в парах: измерение пульса.

Измерение пульса у членов семьи.

Заботиться о своём здоровье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

31

Умей предупреждать болезни







Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

Формулировать правила закаливания.

Составлять памятку.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

32

Здоровый образ жизни.

Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различать факторы, укрепляющие здоровье.

комбинированный

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Урок -контроль

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и других учащихся.

Урок- проект


Раздел «Наша безопасность» (7 часов


35

Огонь, вода и газ

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

36

Чтобы путь был счастливым


Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Обсуждать предложенные ситуации.

Выполнять тесты с выбором ответа.

комбинированный





37

Дорожные знаки

Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

Работа со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

38

Проект «Кто нас защищает»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить информацию,

- интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов.

- оформлять собранные материалы.

- презентовать и оценивать результаты

Урок-проект

39

Опасные места

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

40

Природа и наша безопасность.

Характеризовать опасности природного характера.

Обсуждать правила безопасности при общении с природой.

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ежа.

Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

комбинированный

41

Экологическая безопасность.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»


Анализировать по схеме цепь загрязнения.

Выполнять правила личной экологической безопасности.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке

Урок-контроль


Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)


42

Для чего нужна экономика

Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.

Различать товары и услуги.

Характеризовать роль труда.

Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели.

комбинированный

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Характеризовать основные составляющие экономики.

Раскрывать роль природных богатств.

Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.

Выяснять роль профессии родителей в экономике.

комбинированный

44

Полезные ископаемые.


НРК Полезные ископаемые Бурятии

Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.

Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.

Готовить сообщения.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

45

Растениеводство


НРК Культурные растения края



Отличать культурные растения от дикорастущих.

Различать культурные растения по атласу- определителю.

Исследовать растение и описать его по плану.

Характеризовать роль выращивания растений.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье.

практикум

46

Животноводство.

Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.

Выявлять взаимосвязь.

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

47

Какая бывает промышленность.

Характеризовать отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Характеризовать труд работников промышленности.

комбинированный

48

Проект НРК «Экономика родного края»

В ходе проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике края.

- оформлять собранные материалы,

-презентовать и оценивать свою работу.

Урок-проект

49

Что такое деньги.

Определять роль денег в экономике.

Различать современные российские монеты.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

практикум

50

Государственный бюджет

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.

Работать со словарем.

Отвечать на итоговые вопросы.

комбинированный

51

Семейный бюджет.

Выявлять основы семейного бюджета.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Моделировать семейный бюджет.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

52

Экономика и экология.


Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.

Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы.

Раскрывать связь между экономикой и экологией.

Моделировать экологические прогнозы.

комбинированный

53

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Урок -контроль


Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)


54

Золотое кольцо России


Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.

Прослеживать маршрут путешествия по карте.

Узнавать города по фото.

Моделировать маршрут.

Готовить сообщения о любом городе.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Урок изучения нового

55

Золотое кольцо России

комбинированный

56

Золотое кольцо России

комбинированный

57

Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты,

- готовить сообщения,

- презентовать свои сообщения.

Урок -проект

58

Наши ближайшие соседи

Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.

Готовить сообщения о странах.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Урок -контроль

59

На севере Европы

Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте.

Соотносить государства и их флаги.

Составлять вопросы к викторине.

Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

комбинированный

60

Что такое Бенилюкс

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Выступать одному из группы.

Составлять вопросы к викторине.

Описывать достопримечательности по фото.

Используя литературу находить интересные факты.

комбинированный

61

В центре Европы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Великобритании

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

62

По Франции и Великобритании (Франция)

Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Составлять вопросы к викторине.

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

комбинированный

63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать изучаемые достопримечательности.

Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы.

комбинированный

64

На юге Европы

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать изучаемые достопримечательности.

Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы.

комбинированный

65

По знаменитым местам мира

Выполнять тесты с выбором ответа.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои и другие выступления.

экскурсия

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои и другие выступления.

Урок -контроль

67

68

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения.

Обобщающий урок





3.Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 ч)


п\п

Тема

дата

Как устроен мир (6 часов)


1

Природа. Значение природы для людей


2


Человек.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»


3

Общество


4

Что такое экология


5

Природа в опасности. Ох­рана природы.

Экскурсия.


6

Проверочная работа по теме «Как устроен мир



Эта удивительная природа (18 час)


7

Тела, вещества, частицы.»


8

Разнообразие веществ


9

Воздух и его охрана.


10

Вода и свойства воды


11

Превращения и круговорот воды


12

Берегите воду


13

Что такое почва. НРК «Почвы Бурятии»


14

Разнообразие растений. НРК Растения нашего края..


15

Солнце, растения и мы с вами.


16

Размножение и развитие растений.


17

Охрана растений.


18

Разнообразие животных.


19

Кто что ест. НРК Проект «Разнообразие природы родного края»


20

Размножение и развитие животных.


21

Охрана животных. НРК «Представители фауны Бурятии»


22

В царстве грибов.


23

Великий круговорот жизни.



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа»



Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)


25

Организм человека


26

Органы чувств


27

Надежная защита организма


28

Опора тела и движение


29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»


30

Дыхание и кровообращение


31

Умей предупреждать болезни


32

Здоровый образ жизни.


33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»


34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»



Раздел «Наша безопасность» (7 часов)


35

Огонь, вода и газ


36

Чтобы путь был счастливым


37

Дорожные знаки


38

Проект «Кто нас защищает»


39

Опасные места


40

Природа и наша безопасность.


41

Экологическая безопасность.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»



Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)


42

Для чего нужна экономика


43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.


44

Полезные ископаемые. НРК Полезные ископаемые Бурятии


45

РастениеводствоНРК Культурные растения края


46

Животноводство.


47

Какая бывает промышленность.


48

Проект НРК «Экономика родного края»


49

Что такое деньги.


50

Государственный бюджет


51

Семейный бюджет.


52

Экономика и экология.


53

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»



Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)


54

Золотое кольцо России


55

Золотое кольцо России


56

Золотое кольцо России


57

Проект «Музей путешествий»


58

Наши ближайшие соседи


59

На севере Европы


60

Что такое Бенилюкс


61

В центре Европы


62

По Франции и Великобритании (Франция)


63

По Франции и Великобритании (Великобритания)


64

На юге Европы


65

По знаменитым местам мира


66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам»


67

68

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»




Национально-региональный компонент

Национально-региональный компонент в содержании предмета окружающий мир включает в себя: знакомство со своей малой родиной, наблюдение за природой своего края, знакомство с флорой и фауной родного края, проведение экскурсий.



Приложение

Используемые средства:

  1. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  2. Презентации PowerPoint

  3. Михайлова А.Д. «Краеведение как важнейшее средство всестороннего развития личности и воспитания патриотизма»

  4. Верхотурова Г.А. «Золотой край Бурятии»

I. О разнообразии животного и растительного мира нашего края.

Задания:

1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона.

2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.

3. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.

4. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.

5. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.

6. Растения и животные водоема своего поселка.

II. "Вода. Растения и животные водоема".

Задания:

1. Собрать материал об озере Байкал.

2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.

4. Узнать минеральные источники своего края.

5. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.

6. Викторина:

1. Сколько лет Байкалу?

2. Какова его глубина, ширина и длина?

3. Почему Байкал называют морем?

4. Что означает слово "Байкал"?

5. Сколько рек и речек впадает в Байкал?

6. Какая река вытекает из Байкала? Знаешь ли легенду об этом?

7. Какой остров расположен на Байкале?

III. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

1. Из "Красной книги Бурятии": материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.

3. Экскурсия в лес.

IV. «Современная Россия».

Задания:

  1. Исследовать происхождение некоторых бурятских имен, фамилий; перевод имен;

  2. Изучить местоположение республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии;

  3. Узнать лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; герб города, Флаг Бурятии; бурятская юрта; убранство русской избы;

  4. Изучить:

  5. - национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);

  6. - предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);

  7. - использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр).