р.п. Центральный Володарского муниципального района
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
формирование представлений о растительном и животном мире.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, из которых 0,5 часа в неделю – индивидуально на дому, 17 часов в год (34 учебные недели).
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Временные представления. | 1. Временные представления. |
Соотнесение частей суток с видами деятельности | Узнавание (различение) дней недели |
Узнавание (различение) дней недели | Представление о неделе как о последовательности 7 дней |
Представление о неделе как о последовательности 7 дней | Различение выходных и рабочих дней |
Различение выходных и рабочих дней | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам |
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности | Представление о годе как о последовательности сезонов |
Узнавание (различение) месяцев. | |
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев |
Соотнесение месяцев с временами года |
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.) |
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.) |
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам |
Представление о годе как о последовательности сезонов |
2. Животный мир: | 2. Животный мир: |
Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) |
Знание строения птицы | Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) |
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни | Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) |
Знание питания птиц | Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан) |
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) | |
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) |
Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» |
Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» |
Знание значения птиц в жизни человека, в природе |
Знание значения птиц в жизни человека, в природе |
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан) |
Знание значения птиц в жизни человека, в природе |
3. Объекты природы: | 3. Объекты природы: |
Узнавание Солнца | Узнавание Солнца |
Знание значения солнца в жизни человека и в природе | Узнавание Луны |
Узнавание Луны | Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) |
Знание значения луны в жизни человека и в природе | Узнавание глобуса – модели Земли |
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) | Различение земли, неба |
Узнавание изображения Земли из космоса | Определение месторасположения земли и неба |
Узнавание глобуса – модели Земли | Определение месторасположения объектов на земле и небе |
Знание свойств воздуха | |
Знание значение воздуха в природе и жизни человека |
Различение земли, неба |
Определение месторасположения земли и неба |
Определение месторасположения объектов на земле и небе |
4. Растительный мир: | 4. Растительный мир: |
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) | Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) |
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) | Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) |
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) | Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев |
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев | Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник) |
Знание значения деревьев в природе и жизни человека | Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) |
Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник) | Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) |
Знание особенностей внешнего строения кустарника | Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) |
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников | Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду |
Знание значения кустарников в природе и жизни человека | |
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта | |
Знание значения фруктов в жизни человека | |
Знание способов переработки фруктов | |
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |
Различение съедобных и несъедобных частей овоща | |
Знание значения овощей в жизни человека | |
Знание способов переработки овощей | |
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |
Различение лесных и садовых ягод | |
Знание значения ягод в жизни человека | |
Знание способов переработки ягод | |
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду | |
Знание строения гриба (ножка, шляпка | |
Различение съедобных и несъедобных грибов | |
Знание значения грибов в природе и жизни человека | |
Знание способов переработки грибов | |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
№п\п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов |
Временные представления. |
1 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 |
2 |
3 | Дни недели. | 1 |
4 |
5 | Узнавание (различение) месяцев. Календарь. | 1 |
6 |
7 | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | 1 |
8 |
Животный мир |
9 | Строение животного. | 1 |
10 |
11 | Строение птицы. | 1 |
12 |
13 | Птицы: перелетные, зимующие, водоплавающие. | 1 |
14 |
15 | Обобщающий урок: «Животные и птицы» | 0.5 |
| Объекты природы. | |
16 | Солнце и Луна. | 0.5 |
17 | Планета и звезды. | 0.5 |
18 | Глобус – модель Земли. | 0.5 |
19 | Воздух. | 0.5 |
20 | Обобщающий урок: «Объекты природы» | 0.5 |
| Растительный мир. | |
21 | Деревья: берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан | 1 |
22 |
23 | Плодовые деревья: вишня, яблоня, груша, слива | 1 |
24 |
25 | Кустарники: орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник | 1 |
26 |
Растительный мир. |
27 | Фрукты: яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви. | 1 |
28 |
29 | Овощи: лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец | 1 |
30 |
31 | Ягоды: смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) | 1 |
32 |
33 | Грибы: белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон. | 1 |
34 |
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина и др. «Мир природы и человека» Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. в 2 ч. М: Просвещение: 2018.
Ю. Орлов «Времена года». «Эксмо-пресс» 2010г.
Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.
Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.