СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ» для обучающихся 5-9 классов 2025-2026 у г

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ» для обучающихся 5-9 классов 2025-2026 у г»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МО Свердловской области

МОУО ГО Красноуфимск

МАОУ СШ № 9





РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.


СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.


УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Основы читательской грамотности»

для обучающихся 5-9 классов



















г.Красноуфимск , 2025

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с нормативными актами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2021 г.) с последующими изменениями и дополнениями;

  • Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования (далее ФООП, ФОП ООО)»;

  • локальный нормативный акт общеобразовательной организации о рабочей программе (Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, программах внеурочной деятельности (с учѐтом внедрения федеральных программ по учебным предметам) МАОУ СШ № 9.

Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности адресована учащимся 5 -9 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать еѐ при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию,получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 -9 классах и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно- значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. ВФедеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется

«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

    • извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

    • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

    • основываясь на тексте, делать простые выводы;

  2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

    • интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контекстесобственных знаний читателя»;

    • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

    • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

    • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Планируемые результаты Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

  • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально- ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

  • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД: 4

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Выпускник научится:
  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-8 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю) , 9 класс- 17 часов в год (1 час в неделю во 2 полугодии).

5

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельностизависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Содержание курса

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, скоторыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио- отчѐта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).

Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания еѐ структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).

Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь

быстро читать», К. Дойль 6

«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер

«Илиада», Н. Носов «Фантазѐры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)

Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос:

«Как выбрать нужную

книгу?»; определение элементов структуры книги и информации, которую несѐтэлемент. Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьѐй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приѐмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.

Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чѐм «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

  • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

  • прочитайте аннотацию;

  • обратите внимание на условные обозначения;

  • выделите заголовки и рубрики;

  • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;

  • просмотрите первую и последнюю страницы.

  • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Практикум: практическое освоение способов/приѐмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

  • прочитайте, кто автор текста;

  • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чѐм говорится в абзаце, в тексте;

  • бегло просмотрите весь текст и определите, о чѐм в нѐм идѐт речь;

  • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно потеме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?

  • найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приѐмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)

Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)

Теоретическое обоснование приѐма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить кполучению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста. Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приѐм «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно- популярного текста), тема которого частично знакомаучащимся:

  1. заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства стекстом,

  2. заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбикатаблицы,

  3. самостоятельное чтение текста и выявление информации,

  4. совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые самипоставили перед чтением?

  5. заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,

  6. добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик. Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Знаю

Хочу узнать

Узнал




7

Тема 4. Что и о чѐм? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus

— «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определѐнным образом упорядочены);смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групптематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-

интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.

Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приѐмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это

„входная дверь― текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мѐртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблѐнные» Ф. Достоевского,

«Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тѐплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чѐм сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

  • Географические последствия землетрясений (отражает тему);

  • Осень – любимое время года (отражает главную мысль);

  • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);

  • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражаетрезультат);

  • Золотые пески Египта (рекламная функция);

  • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

  • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказы8 вается

неверным?

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

  • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;

  • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

  • подбор заглавий,

  • характеризующих тему;

  • характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;

  • указывающих на событие, время, действующее лицо;

  • заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

  • выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

  • анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).

В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:

  • Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?

  • Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о егосодержании?

  • Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?

  • Что вам уже известно по этой теме?

  • Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

  • Аукцион «Кто больше?»

  • Игра «Правда ли, что .?.»

  • Реши задачу

  • В поисках слова

  • Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

Объектами проверки являются умения

  • отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

  • понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, 9

– отражать это понимание в выразительном чтении.

Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием

сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно- справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс) Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление нтернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Практикум (работа в группах) «О чѐм рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приѐмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарнойстатьи.

Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре

«Заседание Учѐного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

  • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);

  • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);

  • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертѐж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);

  • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).Игры:

  • «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).

  • «Чѐрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).

  • «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).

  • «Третий лишний» (классификация понятий по определѐнным признакам). Выявление

победителей и оформление результатов в портфолио. 10

Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Практикум «Учимся читать учебный текст»:

  • Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ;

  • Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);

  • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имѐн,

названий мест, единичных фактов).

Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчѐркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; ; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+»

– новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации

В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомыеслова;

  • определите границы известной/неизвестной информации;

  • выделите (подчеркните) слова, которыми передаѐтся главная мысль текста/абзаца;

  • найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.

Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.

Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать еѐ. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Турнир догадливых:

  • «О чѐм рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.

«О чѐм объявляет объявление?» / «О чѐм рассказала реклама?» / «О чѐм рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в

несплошных текстах) 11

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать еѐ.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).

При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы изадания:

  • определите вид текста;

  • выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьтетекст;

  • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);

  • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);

  • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значениявсех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);

  • определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;

  • определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении

  • проанализируйте структуру текста и обоснуйте еѐ особенности;

  • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста;

  • найдите неявную информацию.Дополнительные вопросы

  • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение осодержании на основе рисунка, графика)?

  • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?

  • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?

  • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?

  • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?

Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио.

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приѐм фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развѐртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Исследовательская задача:

  1. спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);

  2. доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.

  3. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определѐнном порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрениятипа речи, установление

смысловых и грамматических связей предложений.

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:

    • Каким типом речи является данный текст? Докажите.

    • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?

    • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?

    • Какова роль первого и последнего предложений в тексте?

    • Объясните деление текста на абзацы?

    • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?

    • Определите средства связи между … и …предложениями.

    • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор1?2

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов».

Проводится как отчѐт комиссий лексикографово возможностях разных словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определѐнные виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чѐм говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно- следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения. Интеллектуальные игры:

    • «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).

    • «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые

выражения).

    • «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.

    • «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.

    • «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление имаркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи

,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».

Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Дополнительные задания к практикуму:

    • Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).

    • Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).

    • Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»

Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно

-научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.

Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста- рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).

Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.

Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приѐмы прогнозирования) Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приѐм при ознакомительном и изучающем чтени13и,

который активизирует процесс освоения и понимания содержания,развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения,вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Интеллектуальная разминка

    • «Угадай слово»

    • «Продолжи предложение»

Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развѐртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология

«чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализациимысли

Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерѐдно друг другу и на которые так же в порядке очерѐдности отвечают оба участника.

Практикум «Учимся задавать вопросы»: приѐмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП исоставление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.

Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу

ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В какихситуациях мы можем использовать?»)

Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформлениеих в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» во1п4росов,

которая вносится в портфолио.

Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль.

Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте илиобдумывать свои ответы.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.

Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос.

Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.

Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг

«Словам тесно, а мыслям

— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.

Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.

Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли вразных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

    • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;

    • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);

    • выясните значение незнакомых слов, терминов;

    • выделите слова, которыми передаѐтся главная мысль каждого абзаца;

    • запишите главную мысль абзаца кратко;

    • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросныйи т.д.) Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,выписки, цитаты)

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приѐма ведения двухчастного дневника).

Вариант задания: используя приѐмы просмотрового чтения, отобрать материал по определѐнной теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать вы15писки;

предложить варианты использования собранного материала.

Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Понимание и запоминание информации в результате еѐ обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Мини-проект «Создаѐм и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:

    • определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;

    • коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение

основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);

    • реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;

    • предъявление результатов деятельности и рефлексия.

Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста.

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать еѐ в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.

Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

    • Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?

    • Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?

    • Что нового и полезного вы узнали из текста?

    • Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательныестороны информации?

    • Возможны ли другие пути решения вопроса?

    • Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?

    • Где можно применить полученные знания?

    • Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)

Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения

проблемного публицистического текста. 16

Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку

учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа. Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Календарно-тематическое планирование

5 класс


Тема

Кол- во

часов

Форма занятий

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

Вводное занятие.

Беседа

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

1

Литературная гостиная

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю –хочу узнать – узнал»)

1

Беседа

4

Что и о чѐм? (Углубление понятия о тексте)

1

Практическое занятие. Игра

5

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

Практическое занятие. Игра

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавияи эпиграфа)

1

Занятие поискового

характера

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

8

Тематический конкурс чтецов

«Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

1

Чтение стихотворений

9

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

1

Творческая работа

10

Учимся читать учебный текст

(Элементы учебного текста)

1

Практическое

занятие

11

Главное и неглавное в тексте (Виды

информации в учебном тексте)

1

Практические

задания

12

Учимся читать учебный текст

(Маркировка информации)

1

Индивидуальная

работа

13

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с

информацией и выделятьглавную мысль)

1

Практикум

14

Как читать несплошной текст? (Поиски обработка информации в не сплошных

текстах)

1

Парная работа

15

Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации внесплошных

текстах)

1

Групповая работа, игра

16

Как построен текст? (Строение текстов

разных типов речи)

1

Ролевая игра

17

Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов».

1

Работа с текстом

18

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

1

Работа с текстом

19

Погружение в текст (Логико- смысловой анализ текста

художественного или публицистического стиля речи)

1

Практикум

20

Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте

учебно -научного стиля речи)

1

Групповая работа

21

Воображение и прогнозирование (Приѐмы прогнозирования)

1

Беседа

22

Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

1

Занятие в игровой форме

23

Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

1

Творческая работа

24

Диалог с текстом («Толстые» и

«тонкие» вопросы)

1

Индивидуальное практическое занятие

25

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

1

Беседа, круглый стол

26

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

Индивидуальная работа

27

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

Практическая работа

28

Что помогает понять текст? (План текста)

1

Беседа

29

Что помогает понять текст

(Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

Открытый микрофон

30

Шифровка и дешифровка текста

(Обработка и перекодирование информации)

1

Групповая работа

31

Когда текст прочитан (Обработка и

предъявление информации: план текста и пересказ)

1

Индивидуальная и групповая работа

32

Когда текст прочитан (Оценка информации)

1

Беседа

33

Когда текст прочитан (Обработка и

предъявление информации: план текста и пересказ)

1

Работа с текстом

34

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1

Самостоятельная работа


Всего

34


6 класс


Тема урока

Кол- во

часов

Форма занятий

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений

1

Беседа

2

Типология текстов. Речевая ситуация

1

Работа в парах, в группе

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)

1

Работа с текстом

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста

1

Беседа

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства

1

Практическое занятие.

6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения

читательского опыта, освоения и использования информации

1

Практическое занятие. Игра

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция

1

Занятие поискового характера

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

1

Практическое занятие

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

1

Практическое занятие

10

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде

1

Творческая работа

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символах, таблицы, схемы, знака

1

Практическое занятие. Игра

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки,сноски) для поиска нужной информации

1

Практические задания

13

Подробный и сжатый пересказ(устный и письменный)

1

Индивидуальная работа

14

Вопросы по содержанию текста

1

Работа в группе

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста

1

Парная работа

16

Аргументы, подтверждающие вывод.

«Учимся логически мыслить»

1

Групповая работа, игра

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

1

Ролевая игра

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

1

Работа с текстом

19

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

1

Работа с текстом

20

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

1

Практикум

21

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

1

Групповая работа

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст

1

Практическая работа

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников

1

Практическая работа

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о

прочитанном

1

Творческая работа

25

Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами,

составление инструкции к выполненному действию

1

Индивидуальное практическое занятие

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя

иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)

1

Беседа, круглый стол

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

1

Индивидуальная работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

1

Открытый микрофон

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

1

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи

«Крыжовник»

1

Беседа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи

«Крыжовник»

1

Групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

1

Беседа

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

Беседа

34

Итоговое занятие. Анализ текста

1

Самостоятельная работа


Всего

34


  1. класс



Тема урока

Кол-во часов

Форма занятий

1

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской) грамотности

1

Беседа

2

Поиск информации и понимание текста

1

Работа в парах, в группе

3

Определение главной темы и общей цели или назначения текста

1

Работа с текстом

4

Различение темы и подтемы специального текста

1

Беседа

5

Выделение главной и

второстепенной информации текста

1

Работа с текстом.

6

Поиск информации, явно заданной в тексте

1

Практическое занятие. Работа с текстом

7

Выстраивание последовательности описываемых событий

1

Практическая работа

8

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

1

Практическое занятие

9

Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию

1

Практическое занятие

10

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1

Беседа

11

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов

1

Творческая работа

12

Преобразование и интерпретация информации

1

Практические задания

13

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых

тезисов

1

Групповая работа

14

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно

1

Работа в группе

15

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую

1

Парная работа

16

Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определѐнной позиции

1

Индивидуальная работа. беседа

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

1

Ролевая игра

18

Применение информации из текста при решении

учебно-познавательных задач

1

Работа с текстом

19

Критический анализ и оценка информации

1

Работа с текстом

20

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире

1

Практикум

21

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения

1

Групповая работа

22

Обнаружение недостоверности получаемой информации

1

Практическая работа

23

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

1

Практическая работа

24

Решение на основе текста учебно- практических задач

1

Практическая работа

25

Диагностика читательской грамотности

1

Самостоятельная работа

26

Анализ ошибок, допущенных в работе

1

Беседа, круглый стол

27

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного

1

Индивидуальная работа

28

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

1

Творческая работа

29

Поэтический текст как источник информации

1

Открытый микрофон

30

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1

Беседа

31

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты

1

Групповая работа

32

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

Практическая работа

33

Проверочная работа по

формированию читательской грамотности

1

Самостоятельная работа

34

Итоговое занятие

1

Самостоятельная работа


всего

34


  1. класс


Тема урока

Кол-во часов

Форма занятий

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1

Беседа

2

Типология текстов. Речевая ситуация.

1

Работа в группе

3

Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный

стиль).

1

Работа с текстом

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

1

Беседа

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства.

1

Практическое занятие.

6

Осознанное чтение текстов с целью

удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

1

Практическое занятие. Игра

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.

1

Занятие поискового характера

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

Практическое занятие

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

Практическое занятие

10

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

1

Практическое занятие

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

1

Практическое занятие. Игра

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

1

Практические задания

13

Подробный и сжатый пересказ(устный и письменный).

1

Индивидуальная работа

14

Вопросы по содержанию текста.

1

Работа в группе

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

1

Парная работа

16

Аргументы, подтверждающие вывод.

1

Групповая работа

17

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

1

Работа с текстом

18

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве

ответа на поставленный вопрос.

1

Работа с текстом

19

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

1

Работа с текстом

20

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

1

Практикум

21

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1

Работа с текстом

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1

Практическая работа

23

Формирование списка используемой литературы идругих информационных

источников.

1

Практическая работа

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из

прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие

письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

1

Творческая работа

25

Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами,

составление инструкции к выполненному действию.

1

Творческая работа

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,

презентацию).

1

Беседа, круглый стол

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1

Индивидуальная работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

1

Открытый микрофон

29

Достоверность и недостоверность информации в тексте.

1

Работа с текстом

30

Недостающая или избыточная информация.

1

Работа с текстом

31

Пути восполнения недостающей информации.

1

Работа в парах

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1

Беседа

33

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1

Беседа

34

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

Круглый стол


всего

34


  1. класс


Тема урока

Кол-во часов

Форма занятий

1

Вводное занятие

1

Беседа

2

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

1

Работа в группе

3

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

1

Работа с текстом

4

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1

Занятие поискового характера

5

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1

Практическое занятие.

6

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1

Работа с текстом

7

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1

Практические задания Игра

8

Типы текстов: текст-аргументация

1

Беседа

9

Типы текстов: текст-аргументация

1

Групповая работа, игра

10

Типы текстов: текст-аргументация

1

Практическая работа

11

Составление плана на основе исходного текста

1

Работа с текстом

12

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)задачи

1

Индивидуальная работа

13

Работа со смешанным текстом

1

Открытый микрофон

14

Составные тексты

1

Беседа

15

Составные и смешанные тексты

1

Практическая работа

16

Итоговый контроль

1

Самостоятельная работа

17

Заключительное занятие

1

Круглый стол


всего

17


Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

Учебные материалы для учащихся:


Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение


Методические материалы для учителя:


  1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональнойграмотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.

  2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.

  3. Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всѐ для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74.

  4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.

ЦОР и Интернет-ресурсы:

  1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

  2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.


  1. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.