СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Основы работы с информацией. Смысловое чтение части, формируемой участниками образовательных отношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Основы работы с информацией. Смысловое чтение части, формируемой участниками образовательных отношений»»


Пояснительная записка


Современная система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной грамотности и культуры учащихся.

В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве. Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Составной частью читательской культуры являются библиотечно-библиографические и информационные знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию библиотечно-библиографических и информационных знаний. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» составлена на основе программ:


Программа библиотечно-библиографических уроков «Основы информационной культуры» / В. Антипова // Библиотека в школе. – 2001. – № 6, 16–31 марта. – С. 6

Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5–6 кл. / Е. Бединская //Школьная библиотека. – 2002. – № 3. – C. 3–10.

Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания – школьникам» (6 классы) / Г. Чулкина // Библиотека в школе. – 2000. – № 11 (35). – С. 17–20.

«Библиотечно-библиографические и информационные знания для учащихся 3-4-х классов» //Библиотека в школе.- 2004 г.-№13














Цель программы:

- подготовить учащихся к продуктивному осуществлению
познавательной деятельности, научить рациональным приемам работы с книгой;

- поиску, анализу и синтезу информации; привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности.

Задачи:
1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.) как внутри школьной библиотеки, так и в окружающей информационной среде.

3. Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.

4. Показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.

5. Научить рациональным приемам и способам самостоятельного ведения поиска информации с помощью СБА и Интернет ресурсов
6. Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;



К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:


- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

- понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги и библиотеки;

- вести информационный диалог через умение читать;

- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

- ориентироваться в книжной и информационной среде.







ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:


- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Библиотеки России
Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.
Тема 2. Структурные подразделения библиотеки.
Содержание темы: Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники.

Тема 3. Маленькое путешествие в историю книги.
Содержание темы: Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги.

Тема 4.Книга начинается…
Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
Тема 5. Структура книги.
Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие).
Тема 6. Чтение и творчество.
Содержание темы: Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.
Тема 7. Чтение и творчество.
Содержание темы: Рисуем иллюстрацию к книге

Тема 8. Выбор книг в библиотеке.
Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
Тема 9. Как читать книгу.

Содержание темы: Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций.

Тема 10. Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…»
Содержание темы: Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках.

Тема 11. Мастер-класс по изготовлению закладки
Содержание темы: Лучшее оформление книжной закладки

Тема 12. Я прочитал и советую тебе.
Содержание темы: Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.
Тема 13. Я прочитал и советую тебе.
Содержание темы: Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.
Тема 14. Твои журналы.
Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.

Тема 15. Твои первые энциклопедии, словари, справочники
Содержание темы: Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним.

Тема16. Энциклопедии, словари, справочники.
Содержание темы: Обучение умению пользоваться справочной литературой.

Тема 17. Интеллектуальная игра «В книжном царстве – премудром государстве».
Содержание темы: Игра, где соревнуются команды. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам.



ФОРМЫ РАБОТЫ


-индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

- групповые консультации, беседы; лекции об информационной системе и правилах ее использования;

- обзоры

- устные журналы

- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;

- игровые мероприятия (викторины, конкурсы)


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


- тестирование;
- анкетирование;
- поисковая работа;
-самостоятельная работа;


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.


1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград. : Учитель, 2009.-123с.

2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова. -М.: Издательство «Глобус», 2009.- 143с.

3. Библиографическое описание документов. Методическое пособие для школьных библиотек /Л.А.Толстых.- Краснодар, 2004,- 120с.

4.Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.- 95с.

5. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А.Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 123с.

6.Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-х классов / Н.И.Гендина,Е.В. Косолапова.- М.: РШБА,2012.-200с.

7. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, 2008.- 265с

8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 97с.
9. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М. Кашурникова.- М.: Школьная библотека,2006.-104с.

10. Крук, Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук,И.В.Катомцева. - Москва.: Русская библиотечная ассоциация , 2010.-504с.

11. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома /Л.Е.Лавренёва. – М.: «Паритет»,2002.- 323с.

12. Методика организации справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательного учреждения. Рекомендации для библиотечных работников ОУ/ сост.Н.В.Борисова.- Краснодар: ККИДППО, 2004.-145с.

13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель,2011. - 20 с.

14. Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008.-264с.

15.Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б.Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

16.Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

17. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

18.Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф.
Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

19.Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы /авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

20. Путешествие по книжной Вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения / сост.Н.В. Борисова.- Краснодар,2006.-120с.

21. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

22. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2006.

23. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы,
внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

24. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Г.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко.-М.:Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-362с.








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Основы работы с информацией. Смысловое чтение»

«Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»

3 класс


№ урока

Дата

Тема

Содержание

1 четверть

1

сентябрь

Вводное занятие. Какой ты читатель?

Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

2

сентябрь

Книги, прочитанные летом

Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни».

3

сентябрь

Библиотеки России

Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.

4

сентябрь

Структурные подразделения библиотеки

Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники.

5

октябрь

Любимые сказки А. С. Пушкина

Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика. Конкурс детских иллюстраций. Рассказ о писателе.

6

октябрь

Выбор книг в библиотеке

Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

7

октябрь

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-

Пух и все-все-все»

«Экспедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги.

8

октябрь

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-

Пух и все-все-все»

Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над

образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование.

9

ноябрь

Маленькое путешествие в историю книги

Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги

2 четверть

10

ноябрь

Книга начинается…

Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

11

ноябрь

Удивительная Вообразилия Б.В.Заходера

Путешествие в страну Вообразилию. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра.

12

декабрь

Структура книги

Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие)

13

декабрь

Самый знаменитый балагур.

Приключения барона Мюнхгаузена

Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!».

14

декабрь

Самый знаменитый балагур.

Приключения барона

Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя.

15

декабрь

Чтение и творчество

Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.

3 четверть

16

январь

Чтение и творчество

Рисуем иллюстрацию к книге

17

январь

О чудесах дружбы

Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр м/фильма. Конкурс для

знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона».

18

январь

Как читать книгу

Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций

19

январь

Думают ли звери?

Выставка книг о животных.

Прослушивание и самостоятельное чтение произведений. Устное и

графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.

20

февраль

Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…»

Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках.

21

февраль

Наши соседи по планете

Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги Ю. Д. Дмитриева

«Соседи по планете».

22

февраль

Мастер-класс по изготовлению закладки

Лучшее оформление книжной закладки

23

февраль

Рассказы В. Драгунского

Забавные истории из жизни сверстников. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков.

24

март

Я прочитал и советую тебе

Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.

25

март

Я прочитал и советую тебе

Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.

26

март

Хохотальная путаница (Ю.П.Мориц, И.Токмакова, О.Григорьев, Л.Петрушевская и

др.)

Выставка книг. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.

4 четверть

27

апрель

Твои журналы

Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.

28

апрель

Откуда мы родом?

Мы – славяне

Урок-путешествие во времени. Рассматривание исторических энциклопедий,

чтение и обсуждение глав из них. Работа в парах и группах.

29

апрель

Твои первые энциклопедии, словари, справочники

Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним.

30

апрель

Самая умная книга. Энциклопедия

«Почемучка»

Выставка энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос».

31

апрель

Энциклопедии, словари, справочники

Обучение умению пользоваться справочной литературой.


32

май

Героические страницы нашей истории. Отрывки из повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Выставка книг о Великой Отечественной. Биография писателя. Рассказ учителя о детях (пионерах) – героях. Дети во время войны.

33

май

Интеллектуальная игра «В книжном царстве – премудром государстве»

Игра, где соревнуются команды. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам

34

май

Заключительное занятие.

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!