Пояснительная записка
Современная система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной грамотности и культуры учащихся.
В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве. Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.
Составной частью читательской культуры являются библиотечно-библиографические и информационные знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию библиотечно-библиографических и информационных знаний. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» составлена на основе программ:
Программа библиотечно-библиографических уроков «Основы информационной культуры» / В. Антипова // Библиотека в школе. – 2001. – № 6, 16–31 марта. – С. 6
Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5–6 кл. / Е. Бединская //Школьная библиотека. – 2002. – № 3. – C. 3–10.
Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания – школьникам» (6 классы) / Г. Чулкина // Библиотека в школе. – 2000. – № 11 (35). – С. 17–20.
«Библиотечно-библиографические и информационные знания для учащихся 3-4-х классов» //Библиотека в школе.- 2004 г.-№13
Цель программы:
- подготовить учащихся к продуктивному осуществлению
познавательной деятельности, научить рациональным приемам работы с книгой;
- поиску, анализу и синтезу информации; привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности.
Задачи:
1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.) как внутри школьной библиотеки, так и в окружающей информационной среде.
3. Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
4. Показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.
5. Научить рациональным приемам и способам самостоятельного ведения поиска информации с помощью СБА и Интернет ресурсов
6. Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
- понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги и библиотеки;
- вести информационный диалог через умение читать;
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
- ориентироваться в книжной и информационной среде.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Библиотеки России
Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.
Тема 2. Структурные подразделения библиотеки.
Содержание темы: Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники.
Тема 3. Маленькое путешествие в историю книги.
Содержание темы: Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги.
Тема 4.Книга начинается…
Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
Тема 5. Структура книги.
Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие).
Тема 6. Чтение и творчество.
Содержание темы: Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.
Тема 7. Чтение и творчество.
Содержание темы: Рисуем иллюстрацию к книге
Тема 8. Выбор книг в библиотеке.
Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
Тема 9. Как читать книгу.
Содержание темы: Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций.
Тема 10. Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…»
Содержание темы: Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках.
Тема 11. Мастер-класс по изготовлению закладки
Содержание темы: Лучшее оформление книжной закладки
Тема 12. Я прочитал и советую тебе.
Содержание темы: Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.
Тема 13. Я прочитал и советую тебе.
Содержание темы: Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.
Тема 14. Твои журналы.
Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
Тема 15. Твои первые энциклопедии, словари, справочники
Содержание темы: Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним.
Тема16. Энциклопедии, словари, справочники.
Содержание темы: Обучение умению пользоваться справочной литературой.
Тема 17. Интеллектуальная игра «В книжном царстве – премудром государстве».
Содержание темы: Игра, где соревнуются команды. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам.
ФОРМЫ РАБОТЫ
-индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы; лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- обзоры
- устные журналы
- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия (викторины, конкурсы)
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- тестирование;
- анкетирование;
- поисковая работа;
-самостоятельная работа;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград. : Учитель, 2009.-123с.
2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова. -М.: Издательство «Глобус», 2009.- 143с.
3. Библиографическое описание документов. Методическое пособие для школьных библиотек /Л.А.Толстых.- Краснодар, 2004,- 120с.
4.Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.- 95с.
5. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А.Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 123с.
6.Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-х классов / Н.И.Гендина,Е.В. Косолапова.- М.: РШБА,2012.-200с.
7. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, 2008.- 265с
8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 97с.
9. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М. Кашурникова.- М.: Школьная библотека,2006.-104с.
10. Крук, Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук,И.В.Катомцева. - Москва.: Русская библиотечная ассоциация , 2010.-504с.
11. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома /Л.Е.Лавренёва. – М.: «Паритет»,2002.- 323с.
12. Методика организации справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательного учреждения. Рекомендации для библиотечных работников ОУ/ сост.Н.В.Борисова.- Краснодар: ККИДППО, 2004.-145с.
13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель,2011. - 20 с.
14. Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008.-264с.
15.Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б.Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.
16.Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.
17. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.
18.Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф.
Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
19.Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы /авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.
20. Путешествие по книжной Вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения / сост.Н.В. Борисова.- Краснодар,2006.-120с.
21. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
22. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2006.
23. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы,
внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
24. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Г.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко.-М.:Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-362с.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Основы работы с информацией. Смысловое чтение» «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» 3 класс |
№ урока | Дата | Тема | Содержание |
1 четверть |
1 | сентябрь | Вводное занятие. Какой ты читатель? | Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги. |
2 | сентябрь | Книги, прочитанные летом | Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». |
3 | сентябрь | Библиотеки России | Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. |
4 | сентябрь | Структурные подразделения библиотеки | Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники. |
5 | октябрь | Любимые сказки А. С. Пушкина | Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика. Конкурс детских иллюстраций. Рассказ о писателе. |
6 | октябрь | Выбор книг в библиотеке | Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться. |
7 | октябрь | Семейная сказка А.А. Милна «Винни- Пух и все-все-все» | «Экспедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. |
8 | октябрь | Семейная сказка А.А. Милна «Винни- Пух и все-все-все» | Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование. |
9 | ноябрь | Маленькое путешествие в историю книги | Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги |
2 четверть |
10 | ноябрь | Книга начинается… | Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой. |
11 | ноябрь | Удивительная Вообразилия Б.В.Заходера | Путешествие в страну Вообразилию. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра. |
12 | декабрь | Структура книги | Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие) |
13 | декабрь | Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена | Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». |
14 | декабрь | Самый знаменитый балагур. Приключения барона | Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя. |
15 | декабрь | Чтение и творчество | Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации. |
3 четверть |
16 | январь | Чтение и творчество | Рисуем иллюстрацию к книге |
17 | январь | О чудесах дружбы | Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр м/фильма. Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». |
18 | январь | Как читать книгу | Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций |
19 | январь | Думают ли звери? | Выставка книг о животных. Прослушивание и самостоятельное чтение произведений. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов. |
20 | февраль | Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…» | Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках. |
21 | февраль | Наши соседи по планете | Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги Ю. Д. Дмитриева «Соседи по планете». |
22 | февраль | Мастер-класс по изготовлению закладки | Лучшее оформление книжной закладки |
23 | февраль | Рассказы В. Драгунского | Забавные истории из жизни сверстников. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков. |
24 | март | Я прочитал и советую тебе | Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги. |
25 | март | Я прочитал и советую тебе | Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги. |
26 | март | Хохотальная путаница (Ю.П.Мориц, И.Токмакова, О.Григорьев, Л.Петрушевская и др.) | Выставка книг. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций. |
4 четверть |
27 | апрель | Твои журналы | Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов. |
28 | апрель | Откуда мы родом? Мы – славяне | Урок-путешествие во времени. Рассматривание исторических энциклопедий, чтение и обсуждение глав из них. Работа в парах и группах. |
29 | апрель | Твои первые энциклопедии, словари, справочники | Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним. |
30 | апрель | Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка» | Выставка энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». |
31 | апрель | Энциклопедии, словари, справочники | Обучение умению пользоваться справочной литературой. |
32 | май | Героические страницы нашей истории. Отрывки из повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» | Выставка книг о Великой Отечественной. Биография писателя. Рассказ учителя о детях (пионерах) – героях. Дети во время войны. |
33 | май | Интеллектуальная игра «В книжном царстве – премудром государстве» | Игра, где соревнуются команды. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам |
34 | май | Заключительное занятие. | Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция |
7