МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ЗОЛОТАРЁВКА»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от «31» августа 2021г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________В.А. Кучмий «___» сентября 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ И. А. Чех приказ от «31» августа 2021 г. № 133 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
по алгебре и началам математического анализа
(уровень среднего общего образования)
Базовый уровень
10-11 классы
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель программы:
Д.С. Чех
г. Шахтёрск, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов на 2021-2022 учебный год составлена на основании следующих документов:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС),
Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. №120-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный №4000,
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021 г. № 682
Приказ МОН ДНР «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году» № 684 от 16 августа 2021 года.
Основой для составления Рабочей программы стала:
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа». 10-11 классы: базовый и углубленный уровни / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 59 с.
Рабочий учебный план МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» № 133 от «31» августа 2021 г.
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа». 10-11 классы: базовый уровень.»/сост. Чех Д.С., утвержденная приказом МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» № 133 от «31» августа 2021 г;
Настоящая рабочая программа учителя предназначена для учащихся среднего общего образования 10-11 классов МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка».
В соответствии с Учебным планом среднего общего образования на изучение алгебры и начал математического анализа в 10-11 классе предусмотрено 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел | Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» |
I. Выпускник научится | III. Выпускник получит возможность научиться |
Цели освоения предмета | Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики | Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики |
Элементы теории множеств и математической логики | Оперировать на базовом уровне1 понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал; оперировать на базовом уровне понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой; строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые множества на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений; проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни | Оперировать2 понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; проверять принадлежность элемента множеству; находить пересечение и объединение множеств, в том числе представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов |
Числа и выражения | Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; сравнивать рациональные числа между собой; оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа; изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений; выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах; оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять вычисления при решении задач практического характера; выполнять практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов и вычислительных устройств; соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями; использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни | Свободно оперировать понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; приводить примеры чисел с заданными свойствами делимости; оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и π; выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя при необходимости вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические функции; находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах; использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов; выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства; оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира |
Уравнения и неравенства | Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; решать логарифмические уравнения вида log a (bx + c) = d и простейшие неравенства вида log a x d; решать показательные уравнения, вида abx+c= d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и простейшие неравенства вида ax (где d можно представить в виде степени с основанием a);. приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – табличное значение соответствующей тригонометрической функции. В повседневной жизни и при изучении других предметов: | Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных; использовать метод интервалов для решения неравенств; использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; изображать на тригонометрической окружности множество решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств; выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи |
Функции | Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период; оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; находить по графику приближённо значения функции в заданных точках; определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания / убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов и т.д.). В повседневной жизни и при изучении других предметов: определять по графикам свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации | Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) |
Элементы математического анализа | Оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке; решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции – с другой. В повседневной жизни и при изучении других предметов: пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах; соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.); использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса | Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций; вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; интерпретировать полученные результаты |
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика | Оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков | Иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в решении задач; иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; выбирать подходящие методы представления и обработки данных; уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях |
Текстовые задачи | Решать несложные текстовые задачи разных типов; анализировать условие задачи, при необходимости строить для ее решения математическую модель; понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; использовать логические рассуждения при решении задачи; работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временнóй оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни | Решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: |
История математики | Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России | Представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; понимать роль математики в развитии общества |
Методы математики | Применять известные методы при решении стандартных математических задач; замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства | Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; применять основные методы решения математических задач; на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Диагностические контрольные работы (ДКР), которые проводятся в начале учебного года с целью определения готовности обучающихся в данном классе по соответствующим содержательным линиям программного материала за предыдущие годы.
Результаты ДКР свидетельствуют только об уровне готовности обучения каждого обучающегося в данном классе и его начальном показателе для дальнейшего отслеживания результатов обучения. Поэтому результаты ДКР не учитываются при выставлении в журнале за четверть (семестр). Однако, все итоговые результаты обучения в течение года сравниваются с результатами ДКР, которые свидетельствуют о положительной динамике в продвижении учебных достижений по каждому ученику.
Тематические контрольные работы, которые свидетельствуют о результатах усвоения всей темы. Эти контрольные работы должны быть выполнены обязательно.
Итоговые контрольные работы, которые свидетельствуют о результатах качества знаний обучающихся на конец изучения курса.
Самостоятельная работа – это деятельность школьников, которая направлена на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, развивающей мыслительную и творческую активность детей, формирующей произвольное внимание и умение сосредоточенно игнорируя происходящее вокруг, исключающей формальное выполнение задания и проводящаяся без непосредственного участия педагога.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- Обучающие.
- Тренировочные.
- Закрепляющие.
- Повторительные.
- Развивающие.
- Творческие.
- Контрольные.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ учащихся ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять, например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.
Недочетами являются:
описки;
недостаточность или отсутствие необходимых пояснений;
орфографические ошибки при написании математических терминов;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
Базовый уровень 2ч |
10 | 1. Обобщение и систематизация программного материала за предыдущие классы | 8 |
Действительные числа | 8 |
3. Степенная функция | 7 |
4. Показательная функция | 9 |
5. Логарифмическая функция | 9 |
6. Тригонометрические формулы | 13 |
7. Тригонометрические уравнения | 6 |
8.Итоговое обобщение и систематизация программного материала. | 8 |
9. Резерв | 2 |
| Всего часов | 70 |
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
Базовый уровень 2 ч |
11 | 1. Обобщение и систематизация программного материала за предыдущие классы | 8 |
2. Тригонометрические функции | 8 |
3. Производная и ее геометрический смысл | 8 |
4. Применение производной функции | 8 |
5. Интеграл | 8 |
6. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей. Статистика | 12 |
7. Итоговое обобщение и систематизация программного материала. Подготовка к ГИА | 16 |
Резерв | 2 |
Всего часов | 70 |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Недельная нагрузка | Класс | Предмет | Количество часов |
1 семестр | 2 семестр | За год |
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
2 часа | 10 | Алгебра и начала математического анализа | 32 | 38 | 70 |
2 часа | 11 | Алгебра и начала математического анализа | 32 | 38 | 70 |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Класс | Предмет | I семестр | II семестр | Итого |
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
10 | Алгебра и начала математического анализа | 1 (ДКР) + 3 | 3 + 1(ГКР) | ДКР + 6 + ГКР = 8 |
11 | Алгебра и начала математического анализа | ДКР + 3 | 3 | ДКР + 6 |
ДКР – диагностическая контрольная работа; ГКР – годовая контрольная работа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, 10 КЛАСС
2 ч в неделю, всего – 70 ч
І семестр - 32, ІІ семестр – 38 ч.
Учебник: Ш.А.Алимов и др. / «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс». − М.: Просвещение, 2016.
№\п | №/п факт | Дата проведения урока | Дата (факт) | Тема урока | |
І семестр (32 часа) |
ТЕМА 1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (8 часов) |
1 | | | | Выражения. Тождества. Рациональные дроби | § 1 - 5 |
2 | | | | Степень, свойства степени. Квадратный корень, его свойства | Прил. 1,2 |
3 | | | | Неравенства, их системы. Метод интервалов при решении нелинейных неравенств | Прил. 3,4 |
4 | | | | Квадратичная функция, ее свойства и график | Прил. 6 |
5 | | | | Арифметическая и геометрическая прогрессии | Прил. 7 |
6 | | | | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | Гл. V 9 кл. |
7 | | | | Диагностическая контрольная работа | |
8 | | | | Анализ диагностической контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (8 ЧАСОВ) |
9 | | | | Целые и рациональные числа. | § 1 |
10 | | | | Действительные числа | § 2 |
11 | | | | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | § 3 |
12 | | | | Арифметический корень натуральной степени | § 4 |
13 | | | | Степень с рациональным и действительным показателем | § 5 |
14 | | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Решение задач | |
15 | | | | Контрольная работа № 1 по теме «Действительные числа» | § 1 - § 5 |
16 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 3. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ (7 часов) |
17 | | | | Степенная функция, ее свойства и график | § 6 |
18 | | | | Взаимно обратные функции | § 7 |
19 | | | | Равносильные уравнения и неравенства | § 8 |
20 | | | | Иррациональные уравнения | § 9 |
21 | | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Решение задач | |
22 | | | | Контрольная работа № 2 по теме «Степенная функция» | § 6 - 8 |
23 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 4. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (9 часов) |
24 | | | | Показательная функция, ее свойства и график | § 11 |
25 | | | | Показательные уравнения | § 12 |
26 | | | | Показательные уравнения. Самостоятельная работа | § 12 |
27 | | | | Показательные неравенства | § 13 |
28 | | | | Показательные неравенства. Самостоятельная работа | § 13 |
29 | | | | Системы показательных уравнений | § 14 |
30 | | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Решение задач | |
31 | | | | Контрольная работа № 3 по теме «Показательная функция» | §11 - 14 |
32 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ІІ семестр (38 часов) |
ТЕМА 5. ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (9 часов) |
33 | | | | Логарифмы | § 15 |
34 | | | | Свойства логарифмов | § 16 |
35 | | | | Десятичные и натуральные логарифмы | § 17 |
36 | | | | Логарифмическая функция, ее свойства и график | § 18 |
37 | | | | Логарифмические уравнения. | § 19 |
38 | | | | Логарифмические неравенства | § 20 |
39 | | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Решение задач | |
40 | | | | Контрольная работа № 4 по теме «Логарифмическая функция» | §15 - 20 |
41 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 6. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ (13 часов) |
42 | | | | Радианная мера угла | § 21 |
43 | | | | Поворот точки вокруг начала координат | § 22 |
44 | | | | Определение синуса, косинуса тангенса угла | § 23 |
45 | | | | Знаки синуса, косинуса тангенса | § 24 |
46 | | | | Зависимость между синусом, косинусом тангенсом одного и того же угла | § 25 |
47 | | | | Тригонометрические тождества | § 26 |
48 | | | | Синус, косинус тангенс углов и | § 27 |
49 | | | | Формулы сложения | § 28 |
50 | | | | Синус, косинус тангенс двойного угла. | § 28 |
51 | | | | Формулы приведения | § 31 |
52 | | | | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов | § 32 |
53 | | | | Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические формулы» | |
54 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 7. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ (6 часов) |
55 | | | | Уравнение | § 33 |
56 | | | | Уравнение . | § 34 |
57 | | | | Уравнения | § 35 |
58 | | | | Решение тригонометрических уравнений | § 36 |
59 | | | | Контрольная работа № 6 по теме «Тригонометрические уравнения» | § 33 -37 |
60 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 8. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (8 ЧАСОВ) |
61 | | | | Действительные числа. Степенная функция | § 1 - 9 |
62 | | | | Показательная функция | § 11 – 14 |
63 | | | | Логарифмическая функция | § 15 – 20 |
64 | | | | Тригонометрические формулы | § 21 – 32 |
65 | | | | Тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения | § 21 – 32 § 33 – 37 |
66 | | | | Тригонометрические уравнения | § 33 – 37 |
67 | | | | Годовая контрольная работа | |
68 | | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
РЕЗЕРВ (2 ЧАСА) |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, 11 КЛАСС
2 ч в неделю, всего – 70 ч
І семестр - 32, ІІ семестр – 38 ч.
Учебник: Ш.А.Алимов и др. / «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс». − М.: Просвещение, 2016.
№\п | №/п факт | Дата проведения урока | Дата (факт) | Тема урока | |
І семестр (32 часа) |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (8 часов) |
1 | | | | Действительные числа. Степенная функция. | §§ 1 – 9 |
2 | | | | Показательная функция | §§ 11 – 14 |
3 | | | | Логарифмическая функция | §§ 15 – 20 |
4 | | | | Тригонометрические формулы | §§ 21 – 32 |
5 | | | | Тригонометрические уравнения | §§ 33 – 36 |
6 | | | | Решение упражнений и задач | |
7 | | | | Диагностическая контрольная работа | |
8 | | | | Анализ диагностической контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
Тема 1. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (8 часов) |
9 | | | | Область определения и множество значений тригонометрических функций | § 38 |
10 | | | | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций | § 39 |
11 | | | | Свойства функции и ее график | § 40 |
12 | | | | Свойства функции и ее график | § 41 |
13 | | | | Свойства функций и её график | § 42 |
14 | | | | Решение упражнений и задач | |
15 | | | | Контрольная работа № 1 по теме «Тригонометрические функции» | |
16 | | | | Анализ диагностической контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
Тема 2. ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ (8 часов) |
17 | | | | Производная | § 44 |
18 | | | | Производная степенной функции | § 45 |
19 | | | | Правила дифференцирования | § 46 |
20 | | | | Производные некоторых элементарных функций | § 47 |
21 | | | | Геометрический смысл производной | § 48 |
22 | | | | Уравнение касательной к графику функции | § 48 |
23 | | | | Контрольная работа № 2 по теме «Производная и её геометрический смысл» | |
24 | | | | Анализ диагностической контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
Тема 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ (8 часов) |
25 | | | | Возрастание и убывание функции | § 49 |
26 | | | | Экстремумы функции | § 50 |
27 | | | | Применение производной к построению графиков функций | § 51 |
28 | | | | Применение производной к построению графиков функций | § 52 |
29 | | | | Наибольшее и наименьшее значения функции | § 52 |
30 | | | | Решение упражнений и задач. | |
31 | | | | Контрольная работа № 3 по теме «Применение производной функции» | |
32 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ІІ семестр (38 часов) |
Тема 4. ИНТЕГРАЛ (8 часов) |
33 | | | | Первообразная | § 54 |
34 | | | | Правила нахождения первообразной | § 55 |
35 | | | | Площадь криволинейной трапеции и интеграл | § 56 |
36 | | | | Вычисление интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов | § 57 - 58 |
37 | | | | Вычисление интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов | § 57 - 58 |
38 | | | | Решение упражнений и задач. | |
39 | | | | Контрольная работа № 4 по теме «Интеграл» | |
40 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
Тема 5. КОМБИНАТОРИКА. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. СТАТИСТИКА. (12 часов) |
41 | | | | Правило произведения | § 60 |
42 | | | | Перестановки. Размещения | § 61 |
43 | | | | Сочетания и их свойства | § 62 |
44 | | | | Бином Ньютона | § 63 |
45 | | | | События. Комбинации событий. Противоположное событие. | § 63 |
46 | | | | Вероятность события. Сложение вероятностей | § 64 |
47 | | | | Независимые события. Умножение вероятностей. | § 60 - 64 |
48 | | | | Статистическая вероятность. Случайные величины | |
49 | | | | Центральные тенденции. Меры разброса | |
50 | | | | Решение упражнений и задач. | |
51 | | | | Контрольная работа № 5 по теме «Комбинаторика. Элементы теории вероятностей. Статистика» | |
52 | | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений и задач. | |
ТЕМА 6. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. ПОДГОТОВКА К ГИА (16 ЧАС) |
53 | | | | Действительные числа. | § 1 - 5 |
54 | | | | Степенная функция | § 6 – 9 |
55 | | | | Степенная функция | § 6 – 9 |
56 | | | | Показательная функция | § 11 – 14 |
57 | | | | Показательная функция | § 11 – 14 |
58 | | | | Логарифмическая функция | § 15 – 20 |
59 | | | | Логарифмическая функция | § 15 – 20 |
60 | | | | Тригонометрические формулы, функции, уравнения | § 21 – 43 |
61 | | | | Тригонометрические формулы, функции, уравнения | § 21 – 43 |
62 | | | | Производная и её применения. Первообразная и интеграл. | § 44 – 58 |
63 | | | | Производная и её применения. Первообразная и интеграл. | § 44 – 58 |
64 | | | | Комбинаторика. Элементы теории вероятностей. Статистика. | § 60 – 73 |
65 | | | | Итоговая контрольная работа | |
66 | | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
67 | | | | Урок обобщения и систематизации программного материала | |
68 | | | | Урок обобщения и систематизации программного материала | |
РЕЗЕРВ 2 часа |
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Алимов Ш.А. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень / Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др. – М.: Просвещение, 2016.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа: кн. для учащихся 11 кл. / М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Р.Г. Газарян. – М.: Просвещение, 2005.
Ткачева М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс / М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. − М.: Просвещение, 2011.
Ткачёва М.В. Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.В. Ткачева, Н.Е. Федор. − М.: Просвещение, 2011.
Федченко Л.Я. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре и началам анализа. 10-11 классы / Л.Я.Федченко. – Донецк, 2008.
Потемкина Л.Л., Потемкин В.Л. Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы. Задачник – практикум / В.Л.Потемкин, Л.Л.Потемкина. – Донецк, 2017.
Федченко Л.Я.,Полищук И.В.,Потёмкина Л.Л. Алгебра и начала анализа 10 – 11кл. «Приложения к программам среднего общего образования», Донецк, 2017.
1 Здесь и далее: распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
2 Здесь и далее; знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, решении задач.