СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (на основе авторской программы В.П. Канакиной , УМК «Школа России») 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на основе авторской программы В.П. Канакиной , УМК «Школа России», 2 класс. Во 2-м классе на изучение русского  отводится 161 час, из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Речь» - 25 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (на основе авторской программы В.П. Канакиной , УМК «Школа России») 2 класс»


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ

№ 53.

На изучение русского языка в начальной школе отводится 527 часов.

Во 2-м классе на изучение русского отводится 161 час, из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Речь» - 25 часов.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты


1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

11. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»


Предметные результаты


Ученик научится:

- наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;

- организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания

— проговаривать названия и порядок букв русского алфавита;

— называть признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— применять правила переноса слов;

— называть признаки предложения и текста;

— применять правила речевого этикета.

— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

— списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

— писать правильно слова с сочетаниями жи — ши, ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн;

слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

— отвечать письменно на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

Ученик получит возможность научиться:

-строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты;

-собирать информацию в справочной литературе, Интернет - источниках

- составлять диалоги на заданные темы;

- составлять тексты заданного типа: описание, повествование, рассуждение;

- сравнивать, различать, объединять в группы языковые единицы, давать им определения;

- пользоваться лингвистическими словарями;

- редактировать текст, дополняя их именами прилагательными с синонимическим и антонимическим значением.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по адаптированной программе

Учащиеся должны уметь:

• различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносить звуки и называть буквы, соотносить количество зву­ков и букв в словах; использовать в активной речи соответствую­щие термины;


• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);

я, делить слова на слоги, переносить слова по слогам;


• правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, шу,


• писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные программой;


• раздельно писать предлоги со словами;

• писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц;

• употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения;

• списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;

• писать под диктовку текст в 35—40 слов; проверять правильность написанного;

• составлять предложения из отдельных слов и 3—4 предложения на заданную учителем тему;

• восстанавливать деформированный текст;

• различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные;

• преобразовывать словоформы имен существительных в форму и ставить вопросы кто? что?

• различать слова, (отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;

знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов; ставить вопросы какой? какая? какое? какие? к словам, обозначающим признаки предметов;

• пользоваться словарем, данным в учебнике;

• различать в учебнике задание, текст упражнения, образец, слова для справок;

• употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;


2.Содержание учебного предмета


Основные задачи реализации содержания: формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика;

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.


Наша речь (3 ч.)


Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа. Виды речевой деятельности. Речь устная, письменная, внутренняя ( речь про себя). Требования к речи.

Текст (4 ч.)

Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста.

Предложение (10 ч.)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения ( без деления на виды). Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова…(19 ч.)

Слово и его значение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Работа с толковыми и орфографическими словарями. Родственные и однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение корня в однокоренных словах. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов.

Звуки и буквы (48 ч.)

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь знаки; . 


Части речи (47 ч.)

Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Глагол как часть речи. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание частицы не с глаголами. Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное как часть речи. Связь имение прилагательного и существительного. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имён прилагательных. Местоимение ( личное) как часть речи. Предлоги. Роль предлогов в речи. Функции предлогов.

Повторение (5 ч.)

Внутрипредметный модуль «Речь» (25 ч.)

Цель внутрипредметного модуля «Речь» – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Содержание внутрипредметного модуля «Речь»:

Слово. Значение слова. Многозначные слова. Омонимы. Омофоны, омоформы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Пословицы. Загадки. Изобразительные свойства языка. Сравнение. Олицетворение. Текст. Тема текста. Заглавие. Опорные слова. План. Виды плана. Связь между предложениями в тексте. Связь между частями текста. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Типы текста. Текст – описание. Повествование. Рассуждение. Сочинение на тему « Мой выходной день».

3.Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

1

Наша речь

3

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Различать устную и письменную речь. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета.

2

Текст

4

Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Выделять части текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

3

Предложение

10

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложение из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Находить основу предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения.

4

Слова, слова, слова…

19

Определять значение слов по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слов. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Распознавать среди данных слов синонимы, антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов. Находить однокоренные слова, выделять корень. Работать с памяткой « Как найти корень слова» Делить слова на слоги. Определять ударение в словах. Различать ударные и безударные слоги.

5

Звуки и буквы

48

Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать правило имён собственных. Находить в слове гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слова ( роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука. Работать с текстом. Различать проверочные и проверяемые слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 класса. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Использовать правило переноса слов с буквой « й краткое» (чай-ка). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, нщ, нч. ,подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слов и побора однокоренных слов. Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком. Подбирать примеры слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь.

6

Части речи

47

Соотносить слова – названия ( предметов, признаков, действий) вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные или нарицательные. Определять число имён существительных. Работать с орфоэпическим словарём. Распознавать глагол среди других частей речи. Писать раздельно частицу не с глаголами. Определять грамматические признаки глагола. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи. Приводить примеры имён прилагательных. Распознавать личные местоимения ( в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать имена существительные и местоимения. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Писать раздельно предлоги со словами.

7

Повторение

5

Пользоваться словарями. Находить полезную информацию в словарях, Интернете, придумывать собственные задания, участвовать в презентации подготовленных заданий.

8

Внутрипредметный модуль «Речь»

25

Знакомиться со словарями. Определять лексическое значение слова по словарю. Конструировать образные выражения (сравнения, олицетворение) по образцу. Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Редактировать простое и сложносочинённое предложение, исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Редактировать текст с помощью учителя. Определять основную мысль текста. Сочинять загадки.


Итого:

161


4. Формы контроля знаний:

входной контроль;

самоконтроль – при введении нового материала;

взаимоконтроль — в процессе его отработки;

обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ, словарных и выборочных диктантов;

тематический контроль — при проведении диктантов и тестовых работ в течение учебного года;

промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверти;

итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы



Для учащихся

Для учителя

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. « Русский язык», учебник (ч.1 и ч.2). Москва. Просвещение 2011 – 2012 г.

  • « Русский язык» 2 класс (ч.1 и ч.2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2012 г.

  • ЭП к учебнику



6.Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство "Просвещение"

  3. Сборник рабочих программ. УМК учебников «Школа России». Издательство "Просвещение"

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.




10