СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Технология" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Технология" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края







Рабочая программа учебного предмета

«Технология»

Предметная область

«Технология»

Начальное общее образование

3 класс

2020-2021 учебный год









Составители:

Киселева Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов,

высшей категории;

Нестерова Надежда Александровна

учитель начальных классов,

высшей категории;

Федий Марина Георгиевна,

учитель начальных классов,

высшей категории

Новоалтайск - 2020

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе Учебного плана МБОУ СОШ №3, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2019. — 157 с., в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса технологии.



Цели изучения курса ≪Технология≫ в начальной школе:

• развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);

• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;

• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Основные задачи обучения:

• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

• формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

• развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

• формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

• ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;

• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, проверки, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки





2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Личностные

Учащийся научится:

• отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

• проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;

• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.


Метапредметные


Регулятивные УУД

Учащийся будет уметь:

• формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

• выявлять и формулировать учебную проблему;

• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

• самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

• коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

• осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

• выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.


Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

• искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

• открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

• преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).


Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

• уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

• уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.


Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о:

• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

• профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Учащийся будет уметь:

• узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

• соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы

художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;

• линии чертежа (осевая и центровая);

• правила безопасной работы канцелярским ножом

• косую строчку, её варианты, назначение;

• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Учащийся будет иметь представление о:

• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.

Учащийся будет уметь (под контролем учителя):

• читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);

• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

• выполнять рицовку;

• оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;

• находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

• решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

• простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:

• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Практика работы на компьютере.

Учащийся будет знать:

• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

• основные правила безопасной работы на компьютере.

Учащийся будет иметь общее представление о:

• назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.

Учащийся будет уметь (с помощью учителя):

• включать и выключать компьютер;

• пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

• выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);

• работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера.







3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование разделов

Всего часов

Практическая часть

Виды учебной деятельности


Предметные УУД

Проверочная работа

Проект

Изделия

1

Информационная мастерская

3

1

-

1

Совместно – распределенная

(групповая); игровая

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними). Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты.

Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия.

Создавать и использовать карту маршрута путешествия.

Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий.

2

Мастерская скульптора

5

1

-

4

Совместно – распределенная

(групповая); игровая

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания.

Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями.

Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы.

Выбирать способы крепления скотчем или клеем.

Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту.

Организовывать рабочее место. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки.

Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с её помощью последовательность выполнения работы. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте, определённым по рубрике «Вопросы юного технолога». Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Проводить Оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность.

Создавать объёмный макет из бумаги. Применять приёмы работы с бумагой. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применять при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними.

Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приёмы и способы работы с бумагой. Соотносить размер подарка с размером упаковочной бумаги. Осваивать приём соединения деталей при помощи скотча.

3

Мастерская рукодельниц

10

1

2

7

Совместно – распределенная

(групповая); игровая

Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять на основе плана изготовления изделия технологическую карту. Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы на подручные. Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Организовывать рабочее место. Сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта. Анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его. Выполнять раскрой деталей по шаблонам, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Контролировать качество изготовления изделия по слайдовому плану. Выполнять оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделие.

Осмыслять этапы проекта и проектную документацию. Оформлять документацию проекта.

4

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора

11

1

1

9

Совместно – распределенная

(групповая); игровая

Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании.

Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. Презентовать готовое изделие, используя рубрику «Вопросы юного технолога». Применять приёмы работы с разными материалами и инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимости замену материалов на аналогичные по свойствам материалы при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации изделия.

Осмыслять этапы проекта и проектную документацию. Оформлять документацию проекта.

5

Мастерская кукольника

4

1

-

4

Совместно – распределенная

(групповая); игровая

Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика. 'Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок для «Папки достижений». Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами. Анализировать изделие, составлять технологическую карту. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения. Создавать изделия по одной технологии. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программку для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль».

6

Итоговый контроль

1

1

-

-




Итого

34

5

3

25







4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предмета «Технология»

(1 ч в неделю, 34 учебные недели, 136 ч за год, из них на проведение контрольных и проверочных работ 5 ч)

Сроки реализации программы: один год (2020 – 2021 г.)



Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Проверочные работы


1

Информационная мастерская

3


1

1.1

Вспомним и обсудим

1


2

1.2

Знакомимся с компьютером

1


3

1.3

Компьютер – твой помощник. Проверим себя

1

1


2

Мастерская скульптора

5


4

2.1

Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов

1


5

2.2

Статуэтки

1


6

2.3

Статуэтки

1


7

2.4

Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?

1


8

2.5

Конструируем из фольги. Проверим себя

1

1


3

Мастерская рукодельниц

10


9

3.1

Вышивка и вышивание

1


10

3.2

Строчка петельного стежка

1


11

3.3

Строчка петельного стежка

1


12

3.4

Пришивание пуговиц

1


13

3.5

Проект «Подарок малышам “Волшебное дерево”»

1


14

3.6

История швейной машины

1


15

3.7

Секреты швейной машины

1


16

3.8

Футляры

1


17

3.9

Футляры. Проверим себя

1

1

18

3.10

Проект «Подвеска»

1



4

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора

11


19

4.1

Строительство и украшение дома

1


20

4.2

Объем и объемные формы. Развертка

1


21

4.3

Подарочные упаковки

1


22

4.4

Декорирование (украшение) готовых форм

1


23

4.5

Конструирование из сложных разверток

1


24

4.6

Модели и конструкции

1


25

4.7

Проект «Парад военной техники»

1


26

4.8

Наша родная армия

1


27

4.9

Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг

1


28

4.10

Изонить

1


29

4.11

Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя

1

1


5

Мастерская кукольника

4


30

5.1

Что такое игрушка?



31

5.2

Театральные куклы. Марионетки

1


32

5.3

Игрушка из носка



33

5.4

Кукла-неваляшка. Проверим себя

1



6

Итоговый контроль

1


34

6.1

Что узнали, чему научились

1

1



Итого

34



5.Нормы оценок знаний, умений и навыков обучающихся по технологии

Отметки за виды работ:

Оценка устного ответа

Отметка «5» (высокий уровень):

- ставится, если учащийся:

- полностью освоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» (повышенный уровень):

-ставится, если учащийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» (базовый уровень):

- ставится, если учащийся:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2» (низкий уровень):

- не выполняются требования к отметке «3».


Практическая работа

«5» (высокий уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» (повышенный уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения;

общий вид изделия аккуратный;

«3» (базовый уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» (низкий уровень) – не выполняются требования к отметке «3».


Критерии оценивания изделия

Оценка «5» (высокий уровень)

1. Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

2. Задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;

3. Правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

4. Полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4» (повышенный уровень)

1. Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

2. Задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;

3. В основном правильно выполняются приемы труда;

4. Работа выполнялась самостоятельно;

5. Норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;

6.полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3» (базовый уровень)

1. Имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

2. Задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;

3. Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

4. Самостоятельность в работе была низкой;

5. Норма времени не довыполнена на 15-20 %;

6. Не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»(низкий уровень)

1. Имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

2. Неправильно выполнялись многие приемы труда;

3. Самостоятельность в работе почти отсутствовала;

4. Норма времени не довыполнена на 20-30 %;

5. Не соблюдались многие правила техники безопасности.






6.МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция

Для учащихся:

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019.



Методические пособия для учителя

Рабочая программа «Технология» Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников «Школа России» и «Перспектива» 1-4 классы М.: «Просвещение» 2019

Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. М.: Просвещение, 2019