СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для учащихся 6-7 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть полезна для учителей технологии при составлении рабочей программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Технология» для учащихся 6-7 класса»





Рабочая программа

учебного предмета «Технология»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Мингазова Нияза Зуфаровича, соответствие занимаемой должности

для учащихся 6-7 класса












2021-2022 учебный год

Планируемые результаты изучения предмета


Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Современные технологии и перспективы их развития


Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;

  • объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

  • производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;

  • осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся


Выпускник научиться:

  • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

  • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; определять цели проектирования субъективно нового продукта;

  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в заданной ситуации; готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (например, дизайн-мышление ТРИЗ и др.);

  • описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения, инструкций и иной технологической документации;

  • выполнять чертежи эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;

  • планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования;

  • проводить анализ конструкции и конструирования механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;

  • оценивать условия применимости технологий, в.т.ч. с позиций экологической защищенности ; применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • прогнозировать итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, самостоятельно проверять прогнозы;

  • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения нового материального или информационного продукта;

  • выполнять изготовление материального продукта с заданными свойствами на основе технологической документации с применением элементарных и сложных рабочих инструментов/ технологического оборудования; включая планировании, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе) , согласно задачам собственной деятельности/ на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

  • следовать технологическому процессу , проводить оценку и испытания полученного продукта;

  • выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования


Выпускник получит возможность научиться:

  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с потребностью/задачей деятельности; в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию изготовления на основе базовой технологии;

  • технологизировать личный опыт, предоставлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкций или иной технологической документации;

  • -оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.


Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения


Выпускник научится:

    • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

    • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

    • разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

    • характеризовать группы предприятий региона проживания,

    • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

    • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

    • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

    • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

    • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

    • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.


Выпускник получит возможность научиться:

    • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.



К концу обучения ученик научится:

6 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

    • называет возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в заданной ситуации; готовит предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (например, дизайн-мышление ТРИЗ и др.);

    • называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;

    • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;


    • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;

    • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;

    • проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;

    • проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;

    • читает элементарные чертежи и эскизы;

    • выполняет эскизы механизмов, интерьера;

    • освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ;

    • применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;

    • осуществляет анализ конструкции и конструирования механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;

    • строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;

    • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

    • конструирует модель по заданному прототипу;

    • получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;

    • получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;

    • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;

    • получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

    • выполняет изготовление материального продукта с заданными свойствами на основе технологической документации с применением элементарных и сложных рабочих инструментов/ технологического оборудования; включая планировании, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе) , согласно задачам собственной деятельности/ на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

    • получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.


7 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;

  • называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;

  • характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

  • перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;

  • объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;

  • объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;

  • осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;

  • осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;

  • выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);

  • конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;

  • следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;

  • получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;

  • получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;

  • получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).



Содержание программы учебного предмета



6 класс


Вводный урок (2)

Цель и задачи изучения предмета «Техноло­гия» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и прави­ла внутреннего распорядка при работе в школьных мастер­ских.

Знакомство с содержанием и после­довательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта.


Производство и технологии (6)

Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве.

Понятие о технологии, её современное понимание как совокупности средств и методов производства. Классификация технологий по разным основаниям.

Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.

Компьютерная графика, черчение (16)

Знакомство с основами конструирования и моделирования. Основы графической грамоты Графика. Чертёж. Масштаб. Набросок. Эскиз. Технический рисунок. Способы представления визуальной и графической информации. Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов. Программные продукты для построения 2-мерных изображений и чертежей. Программные продукты для построения 3-мерных изображений и моделей. Основы компьютерной графики. Сборочные чертежи. Основы дизайна




Технологии обработки материалов, пищевых продуктов (24)

Знакомство с инструментами и оборудованием для обработки древесного материала. Характеристики видов и свойства древесных материалов. Способы и приемы обработки древесных материалов. Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Уход за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Питание как физиологическая потребность. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания

 Робототехника (12)

Введение в робототехнику. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами. Поиск информации о видах роботов; выяснение, для каких целей они созданы человеком, какими способностями обладают Конструирование робототехнических устройств. Программирование роботов. Управление робототехническими устройствами


Исследовательская и созидательная деятельность (8)

Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Оформление проекта. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. Исследование размера изделия. Расчет стоимости проекта. Проектирование материального итогового продукта. Защита проекта. Оценка результатов.



7 класс

Вводный урок (2)

Цель и задачи изучения предмета «Техноло­гия» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и прави­ла внутреннего распорядка при работе в школьных мастер­ских.

Знакомство с содержанием и после­довательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта.


Производство и технологии (12)

Знакомство с основами производства. Характеристики интересов и прав потребителей. Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Конструирование машин и механизмов. Технические требования.


Робототехника (20)

Электротехнические работы. Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе Электрическая энергия. Источники тока. Введение в робототехнику. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Конструирование робототехнических устройств. Программирование роботов. Управление робототехническими устройствами. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами.


Технологии обработки материалов, пищевых продуктов (17)

Знакомство с инструментами и оборудованием для обработки металлов. Характеристики видов и свойства металлов и сплавов Технологии ручной и механической обработки древесных материалов. Знакомство с основами рационального питания. Способы обработки пищевых продуктов. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания


3D-моделирование, прототипирование и макетирование (13)

Основы трехмерного проектирования . Системы 3D-моделирования. Основы моделирования и прототипирования.

3D-принтер. Знакомство с конструкцией и принципами работы 3D-принтера. 3D сканер. 3D ручка. Принцип работы 3D сканера. Классификация и характеристики автоматизированных систем. Основы графического дизайна. Векторные и растровые изображения графических объектов. Графические редакторы трехмерного проектирования.


Исследовательская и созидательная деятельность (7)

Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Оформление проекта. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. Исследование размера изделия. Расчет стоимости проекта. Проектирование материального итогового продукта. Защита проекта. Оценка результатов.