Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Мингазова Нияза Зуфаровича, соответствие занимаемой должности
для учащихся 6-7 класса
2021-2022 учебный год
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Современные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;
осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научиться:
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; определять цели проектирования субъективно нового продукта;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в заданной ситуации; готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (например, дизайн-мышление ТРИЗ и др.);
описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения, инструкций и иной технологической документации;
выполнять чертежи эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;
планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования;
проводить анализ конструкции и конструирования механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;
оценивать условия применимости технологий, в.т.ч. с позиций экологической защищенности ; применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
прогнозировать итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, самостоятельно проверять прогнозы;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения нового материального или информационного продукта;
выполнять изготовление материального продукта с заданными свойствами на основе технологической документации с применением элементарных и сложных рабочих инструментов/ технологического оборудования; включая планировании, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе) , согласно задачам собственной деятельности/ на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
следовать технологическому процессу , проводить оценку и испытания полученного продукта;
выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования
Выпускник получит возможность научиться:
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с потребностью/задачей деятельности; в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию изготовления на основе базовой технологии;
технологизировать личный опыт, предоставлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкций или иной технологической документации;
-оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
характеризовать группы предприятий региона проживания,
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
К концу обучения ученик научится:
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
называет возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в заданной ситуации; готовит предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (например, дизайн-мышление ТРИЗ и др.);
называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
читает элементарные чертежи и эскизы;
выполняет эскизы механизмов, интерьера;
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ;
применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
осуществляет анализ конструкции и конструирования механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;
строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
выполняет изготовление материального продукта с заданными свойствами на основе технологической документации с применением элементарных и сложных рабочих инструментов/ технологического оборудования; включая планировании, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе) , согласно задачам собственной деятельности/ на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;
характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
Содержание программы учебного предмета
6 класс
Вводный урок (2)
Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских.
Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта.
Производство и технологии (6)
Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве.
Понятие о технологии, её современное понимание как совокупности средств и методов производства. Классификация технологий по разным основаниям.
Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.
Компьютерная графика, черчение (16)
Знакомство с основами конструирования и моделирования. Основы графической грамоты Графика. Чертёж. Масштаб. Набросок. Эскиз. Технический рисунок. Способы представления визуальной и графической информации. Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов. Программные продукты для построения 2-мерных изображений и чертежей. Программные продукты для построения 3-мерных изображений и моделей. Основы компьютерной графики. Сборочные чертежи. Основы дизайна
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов (24)
Знакомство с инструментами и оборудованием для обработки древесного материала. Характеристики видов и свойства древесных материалов. Способы и приемы обработки древесных материалов. Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Уход за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Питание как физиологическая потребность. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания
Робототехника (12)
Введение в робототехнику. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами. Поиск информации о видах роботов; выяснение, для каких целей они созданы человеком, какими способностями обладают Конструирование робототехнических устройств. Программирование роботов. Управление робототехническими устройствами
Исследовательская и созидательная деятельность (8)
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Оформление проекта. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. Исследование размера изделия. Расчет стоимости проекта. Проектирование материального итогового продукта. Защита проекта. Оценка результатов.
7 класс
Вводный урок (2)
Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских.
Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта.
Производство и технологии (12)
Знакомство с основами производства. Характеристики интересов и прав потребителей. Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Конструирование машин и механизмов. Технические требования.
Робототехника (20)
Электротехнические работы. Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе Электрическая энергия. Источники тока. Введение в робототехнику. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Конструирование робототехнических устройств. Программирование роботов. Управление робототехническими устройствами. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами.
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов (17)
Знакомство с инструментами и оборудованием для обработки металлов. Характеристики видов и свойства металлов и сплавов Технологии ручной и механической обработки древесных материалов. Знакомство с основами рационального питания. Способы обработки пищевых продуктов. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания
3D-моделирование, прототипирование и макетирование (13)
Основы трехмерного проектирования . Системы 3D-моделирования. Основы моделирования и прототипирования.
3D-принтер. Знакомство с конструкцией и принципами работы 3D-принтера. 3D сканер. 3D ручка. Принцип работы 3D сканера. Классификация и характеристики автоматизированных систем. Основы графического дизайна. Векторные и растровые изображения графических объектов. Графические редакторы трехмерного проектирования.
Исследовательская и созидательная деятельность (7)
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Оформление проекта. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. Исследование размера изделия. Расчет стоимости проекта. Проектирование материального итогового продукта. Защита проекта. Оценка результатов.