СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Экологические основы природопользования"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   учебной  дисциплины   разработана на основе   Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Экологические основы природопользования"»


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»



Колледж коммерции, технологий и сервиса









рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Экологические основы природопользования






















Курск 2020




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)(бухгалтер)

















Организация – разработчик: ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».

Разработчик:

Сотникова М.В. – преподаватель колледжа коммерции, технологий и сервиса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».







СОДЕРЖАНИЕ



стр.


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 7

3. Условия реализации учебной дисциплины 13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной 15

дисциплины



































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)(бухгалтер)


1.2. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной основной образовательной программы:

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;

ПК 1.1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;



  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 45часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 42 часов;

самостоятельной работы обучающегося- 2 часа;

консультации 1 час;

практической работы обучающегося- 0часов.






































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы


Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)


45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)


42

В том числе:

Практическая работа обучающегося (всего)


0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Консультации

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Форма обучения очная

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся и практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы


30,8


Тема 1. 1 Научные основы и принципы рационального природопользования


Содержание

8,30


1

Основные принципы рационального природопользования

Определение понятия «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Общие и специфические черты природопользования. Развитие производительных сил общества.




1

2

Экосистема и ее устойчивость

Определение понятия «экосистема». Условия устойчивого развития экосистемы. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Перспективы создания неразрушающих природу производств.


1

3


Природно-ресурсный потенциал

Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

1

4

Классификация природных ресурсов



Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовка реферата

- Рациональное использование земельных ресурсов

- Проблемы питания и производства продукции

2.Работа с учебником (составление конспекта, плана)

- Взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и равновесие окружающей среды

- Устранение последствий нарушений природных комплексов при добыче полезных ископаемых

- Использование и воспроизводство рыбных ресурсов

3. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

0,30



Тема 1.2 Природоохранный потенциал

Содержание

8,30


1

Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете

Охрана окружающей среды. Охрана атмосферы, гидросферы, литосферы, растительного и животного мира. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Экологический кризис.


1

2

Принципы и правила охраны окружающей природной среды. Экологический кризис. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Воздействие экологических ситуаций на человека.


3

Безотходное и малоотходное производство

Понятие безотходное и малоотходное производство. Основные направления безотходного производства. Классификация, источники, масштабы образования и переработки отходов. Утилизация и ликвидация бытовых и промышленных отходов; сточных вод.

1

4

Принципы размещения производства

Основные принципы размещения предприятий различного типа. Понятие об экологической оценке произ­водств и предприятий. Соблюдение в профессиональной деятельности регламента экологической безопасности.

2


Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Подготовка реферата

-Воздействие экологических ситуаций на человека

-Влияние использования в профессиональной деятельности представлений о взаимосвязи организмов и среды обитания

-Отходы производства и потребления

-Экологические проблемы, связанные с будущей производительной дея­тельностью студентов.

2. Работа с учебником (составление конспекта, плана):

-Экология человека и социальные проблемы

-Рациональное использование воды

3. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

0,30

3

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды

Содержание

14,20


1

Антропогенное воздействие на природу

Понятие «антропогенное загрязнение». Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.


2

2

Основные загрязнители окружающей природной среды

Основные источники загрязнения окружающей среды. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Основные группы отходов, их источники и масштабы образования.

2

3

Экологические кризисы и катастрофы

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.


4

Современное состояние окружающей среды в России. Экологически неблагополучные регионы России, причины.


5

Экологический мониторинг

Мониторинг как важнейшая часть экологического контроля. Основные задачи мониторинга окружающей среды: оценка и прогнози­рование состояния окружающей среды. Общегосударственная служба наблюдения в России; мониторинг Курской области.


6

Последствия загрязнения окружающей среды

Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности.

Выявление причин влияния некоторых отраслевых комплексов на среду обитания


7

Анализ и прогнозирование экологических последствий воздействия на окружающую среду



Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Работа с учебником (составление конспекта, плана)

-Борьба с загрязнением гидросферы

-Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ

-Экологический мониторинг качества и загрязнения окружающей среды Курской области.

2. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

0,20

3

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования.


11,20


Тема 2.1.Экологический контроль и юридическая ответственность за экологические правонарушения.








Содержание

4,20


1

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.

Понятие о экологической оценке произ­водств и предприятий.

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, литосферы, растительного и животного мира. Социальные вопросы экологического воспитания и образования. Природоохранное просвещение и экологические права населения.



2


Органы управления и надзора по охране природы

  1. Подготовка доклада:

- Цели и задачи органов управления и надзора.

- Природоохранное просвещение


Самостоятельная работа при изучении темы:

Социальные вопросы экологического воспитания и образования. Природоохранное просвещение и экологические права населения.

0,20

3

Тема2.2

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.


Содержание

7


1.

Эколого-экономический механизм охраны окружающей среды

Основные задачи экологического механизма охраны окружающей природной среды. Кадастр. Лицензия, договор, лимиты на природопользование



2.

Международное экологическое сотрудничество

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.


3

Изучение правовых основ защиты окружающей среды (закона РФ «Об охране окружающей среды»; закона РФ «О радиационной безопасности населения»; закона РФ «О недрах»; закона РФ «О животном мире»), с целью природоохранного просвещения



Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовка реферата

  • Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охра­нять природу

  • Участие России в деятельности международных природоохранных организаций

  • Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей сре­ды и его роль в возрождении России.

  1. Работа с учебником (составление конспекта, плана)

  • Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

  • Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

  • Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы

3. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

3

Итоговое занятие


21



Всего:


45














3. условия реализации рабочей программы

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологическим основам природопользования

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места для студентов - 28;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации по экологическим основам природопользования.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска и мультимедиапроектор;

-компьютер;

Учебно-наглядные пособия:

- презентации по темам Раздела1 и Раздела 2.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Ващалова, Т. В.  Экологические основы природопользования. Устойчивое развитие : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13014-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 


Дополнительные источники:

1. Галицкова, Ю. М. Экологические основы природопользования : Учебное пособие / Галицкова Ю. М. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014 .— 217 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

2.Тулякова, О. В.Экология : Учебное пособие / Тулякова О. В. — Саратов : Вузовское образование, 2014 .— 181 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

3. Шубин Ю.П. Юридическая ответственность за экологические правонарушения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.П. Шубин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 133 c. — 978-5-4486-0190-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71597.html





Интернет – ресурсы

  • http://eco.rian.ru – «РИА Новости» Экология

  • www.eco-net.ru – Экология России.

  • www.priroda.ru - Национальный портал Природа.

  • www.ecocommunity.ru - Самая актуальная информация по экологии.

  • www.ecoportal.ru - Экологический портал.

  • www.ecoinform.ru - ЭкоИнформ.Агенство экологической информации "ИНЭКО".

  • www.rgp.agava.ru - Российские зеленые страницы.

  • www.ecobit.ru – Экологический портал «ЭКОБИТ».

  • http://www.biodat.ru – Поисковый экологический каталог.

  • http://www.climatechange.ru – Сайт об изменении климата.

  • http://www.unep-wcmc.org - Всемирный центр мониторинга охраны окружающей среды.

  • http://wdc.nbii.gov/ma - Всемирный центр данных по биоразнообразию и экологии.

  • http://www.eco-web.com - Зеленые страницы.

  • http://www.ecoculture.ru – Экокультура.

  • ecolife.ru - журнал "Экология и жизнь"

  • msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия

ispu.ru - Экология. Курс лекций.

-http://www.iprbookshop.ru/21904




4.Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

  • тестирование,

  • оценка индивидуального задания,

  • оценка практических работ,

  • оценка рефератов,

оценка фронтального и индивидуального опроса

Знать:


  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории


  • тестирование,


  • оценка индивидуальных заданий,


  • оценка презентаций,


  • оценка фронтального и индивидуального опроса



  • дф. зачет







1 консультации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!