СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Экологические основы природопользования

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования по специальности Экономика и бухгалтерский учет

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Экологические основы природопользования»
























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Экологические основы природопользования



























Рабочая программа учебной дисциплины математического и общего естественнонаучного цикл ЕН.02 Экологические основы природопользования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) разработана на основе Примерной программы «Экологические основы природопользования» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015



























СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


15

5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


17

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


23

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина ЕН.02 Экологические основы природопользования является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07, ОК09.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.

Код ОК

Умения

Знания

ОК 01

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 07

. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 09

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в том числе:

теоретическое обучение

18

практические занятия

14

самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет

2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1.

Особенности взаимодействия природы и общества.



Тема 1.1.

Природные ресурсы и рациональное природопользование


Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07, ОК 09

1.Введение. Условия устойчивого состояния экосистем. Определение, виды и размерность ПДК.

2. Природные ресурсы и их классификация. Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие

Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов.

2



Тема 1.2.

Загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07

1. Загрязнение окружающей среды.

2.Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие

Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

2

Тема 1.3.

Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

12

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07, ОК 09

1.Способы предотвращения и улавливания выбросов, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов.

2.Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки стоков химических производств, основные технологии утилизации стоков.

3.Захоронение и утилизация твёрдых отходов. Основные технологии утилизации твердых отходов


В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практические занятия

Экологические проблемы гидросферы.

6

Охрана почв и земельных ресурсов.

Проблемы загрязнения атмосферного воздуха.


Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования



Тема 2.1.

Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу.


Содержание учебного материала

8

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07

1.Принципы и методы мониторинга окружающей среды. Принципы и методы экологического контроля и экологического регулирования.

2.Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практические занятия

Принципы управления природопользованием и охраной
окружающей среды в России


4







2


Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Самостоятельная работа обучающихся «Современное состояние окружающей природной среды России».

Создание презентаций «Современное состояние окружающей природной среды России».

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2


Всего:

36




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экологические основы природопользования №

Оборудование учебного кабинета:

Рабочее место преподавателя (стол учительский – 1, стул – 1)

Стол ученический – 17

Стул ученический – 34

Мультимедийный проектор – 1

Ноутбук – 1

Экран - 1

Телевизор - 1

DVD – 1

Доска меловая – 3

Шкаф для документации – 1

1. Натуральные образцы (учебные фильмы, презентации)

2.. Инструктивно-техническая документация

Комплекты тестовых заданий к темам: основы экологии.

5. Контрольно-диагностические материалы.

Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю

Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации









3.2.1. Печатные издания

1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2015.

2. Кондратьева Е Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. [и др.] ; под редакцией О. Е. Кондратьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01077-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429392.

3. Блинов, Л. Н. Экология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 209 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00269-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436502.

3.2.2. Дополительные источники

1. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2015.

2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2015.

3. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008.

4. Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2015.

5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

6. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2015.

7. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.: Проспект, 2017. – 512с.;

8. Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. – М.: РГОТУПС, 2015г. – 11с.

9. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для СПО. – М.: «Академия», 2016. – 208 с.







































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности.

Правильный анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля.

Умение определить экологическую пригодность выпускаемой продукции.


Соответствие выбранных экологических параметров на пригодность выпускаемой продукции.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля.

Умение анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф.

Правильный анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф.


Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля.

Знать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств.

Анализировать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, правильность выбора способов предотвращения и улавливания выбросов, а так же методов очистки промышленных сточных вод.

Обосновать выбор технологически возможных аппаратов обезвреживания согласно принципа работы.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.


Знать виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем.

Знать задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал.

Правильное подразделение природных ресурсов согласно их видов.

Оценивать состояние окружающей среды согласно задач охраны окружающей среды.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.


Знать охраняемые природные территории Российской Федерации.

Оценка состояния охраняемых природных территорий Российской Федерации.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.


Знать правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

Обосновывать правила и нормы природопользования и экологической безопасности согласно знаний правовых основ.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.


Знать принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

Правильное оценивание природопользования согласно принципам и методам контроля.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.


Знать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Анализировать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.
























5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.

Таким образом, рабочая программа дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.



5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.


Метод

обучения

Деятельность обучающихся

Объяснительно-иллюстративное обучение

Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности

Монологический метод

  • Наблюдение, слушание, запоминание;

  • мысленное участие в решении учебной проблемы;

выполнение действий по образцу

Показательный метод

  • Слушание и наблюдение.

  • Восприятие образца поиска путей решения проблем.

Отработка умений постановки вопроса.

Диалоговый

метод

  • Активное участие в решении учебных проблем.

Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем.

Алгоритмический метод

  • Восприятие инструктажа по выполнению задания.

  • Усвоение алгоритма и образца действий.

Выполнение задания

Обучение с опорой на поэтапное формирование действий

Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя»

Проблемный метод

Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач

Эвристический

  • Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы;

  • Поиск путей решения проблем;

  • Выдвижение и обоснование гипотез;

Решение проблем

Исследовательский метод

  • Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации.

Решение проблем



5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения

5.2.1. Организация входного контроля

у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине


№ урока

Содержание входного

контроля успеваемости

Формы и процедуры входного

контроля успеваемости для инвалидов

и лиц с ОВЗ

№ 1

определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала

устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа


5.2.2. Организация текущего контроля успеваемости

у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине


№ урока

Содержание текущего

контроля успеваемости

Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов

и лиц с ОВЗ

№2-18

позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность

осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.




5.2.3. Организация промежуточной аттестации

у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине


№ урока

Содержание

промежуточной аттестации

Формы и процедуры промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ

№ 19

оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции

осуществляется в форме зачета. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.















































6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Заболевания

Способы создание безбарьерной среды

в ходе учебного занятия

ДЦП

В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре

Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез

В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени

Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре

Заболевание кишечника болезнь Крона

Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре

Ювенильный аккилозир, скацилоартрит

Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре

S-талассемия ср.ст.тяж

Освобождение от занятий по физической культуре

Сахарный диабет

Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре














7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!