Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей
г. Маркса Саратовской области
«Рассмотрено» Р уководитель ШМО Шапкина М. А./___________/ Протокол № _1_ от « » _августа_2020 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/______________ « » _августа___2020_г. | « Утверждаю» Директор МОУ- Лицей г. Маркса С.А. Акимов /______________/ Приказ № ______ от « » _августа_2020 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
литература
для 6 класса
Составитель РП Колесова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
г. Маркс
2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (2010г.)
примерной программы по литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией В.Я.Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.П.Полухина, В.И.Коровин, И.С.Збарский), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
учебного плана МОУ – Лицей 2020-2021 учебного года;
федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020-2021 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2012 г.) предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)
Для реализации программы используется УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2016 г.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
3. Содержание учебного предмета
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч. Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 55 ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя
дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть.
Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
« Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 27 ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие
представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-
повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 10 ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение — 1 ч.
Устное народное творчество —4 ч. (1 ч Р.Р.)
Из древнерусской литературы — 2 ч.
Из русской литературы XVIII в. - 1 ч.
Из русской литературы XIX в. - 55 ч (3P.Р,3 к/р., 3 проекта, вн.чт 3; практ.раб 1).
Из русской литературы XX в. — 27 ч (2 к/р; вн.чт. 1).
Из литературы народов России – 2 ч.
Из зарубежной литературы —10 ч
Итоговый контроль — 2 ч
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
планиру-емая | фактичес-кая |
Введение (1ч.) |
| Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. | 1 | 2.09 | | |
Устное народное творчество (4 ч) |
| Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | 4.09 | | |
| Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | 8.09 | | |
| Урок-«посиделки». Русский фольклор | 1 | 9.09 | | |
| Р.Р. Урок- презентация «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | 11.09 | | |
Из древнерусской литературы (1ч) |
| Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 15.09 | | |
Из русской литературы XVIII века (1 ч) |
| И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». | 1 | 16.09 | | |
Из русской литературы XIX века (55 ч) Иван Андреевич Крылов(1 ч) |
| И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». | 1 | 18.09 | | |
Александр Сергеевич Пушкин (20 ч) |
| А. С. Пушкин. Лицейские годы поэта. Стихотворение «Узник» | 1 | 22.09 | | |
| Народнопоэтический колорит стихотворения «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. | 1 | 23.09 | | |
| А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | 25.09 | | |
| ВН. ЧТ. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа. | 1 | 29.09 | | |
| Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. Практическая работа. | 2 | 30.09 2.10 | | |
|
| РР. Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 1 | 13.10 | | |
| Историческая эпоха в повести А.С.Пушкина «Дубровский», прототипы. Изображение русского барства. | 1 | 14.10 | | |
| Дубровский–старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 16.10 | | |
| Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. | 1 | 20.10 | | |
| Бунт крестьян | 1 | 21.10 | | |
| Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 23.10 | | |
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | 27.10 | | |
| Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 1 | 28.10 | | |
| Обобщение по теме «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | 30.10 | | |
| Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 2 | 3.11 4.11 | | |
|
| Р.Р. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Дубровский» | 2 | 6.11 10.11 | | |
|
| Вн. Чтение. Сказки А.С.Пушкина | 1 | 11.11 | | |
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) |
| Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 | 13.11 | | |
| Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | 17.11 | | |
| Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | 1 | 18.11 | | |
| Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | 24.11 | | |
Иван Сергеевич Тургенев (5 ч) |
| И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | 25.11 | | |
| Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | 27.11 | | |
| Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. Тургенева «Бежин луг». | 1 | 1.12 | | |
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | 2.10 | | |
| Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | 1 | 4.12 | | |
Фёдор Иванович Тютчев (3ч) |
| Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 | 8.12 | | |
| Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | 9.12 | | |
| Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | 11.12 | | |
Афанасий Афанасьевич Фет (3ч) |
| Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | 15.12 | | |
| Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | 1 | 16.12 | | |
| Внеклассное чтение. Родная природа в лирике русских поэтов 19 века Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Конкурс чтецов | 1 | 18.12 | | |
Николай Алексеевич Некрасов(6ч) |
| Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | 22.12 | | |
| Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | 23.12 | | |
| Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | 25.12 | | |
| Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | 29.12 | | |
| Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»Трехсложный размер стиха | 1 | 30.12 | | |
| Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века. | 1 | 12.01.21 | | |
Николай Семёнович Лесков (6ч) |
| Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | 1 | 13.01 | | |
| Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | 15.01 | | |
| Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 | 19.01 | | |
| Проект. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | 20.01 | | |
| Сказовая форма повествования. | 1 | 22.01 | | |
| Р.Р. Обостренное чувство долга – это хорошо или плохо? | 1 | 26.01 | | |
Антон Павлович Чехов (3 ч.) |
| А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 | 27.01 | | |
| Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | 29.01 | | |
| Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 | 2.02 | | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века(4 час) |
| …» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...» | 1 | 3.02 | | |
| Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла | 1 | 5.02 | | |
| А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 1 | 9.02 | | |
| Проект. Урок-презентация | 1 | 10.02 | | |
Из русской литературы ХХ века( 27 часов) |
Александр Иванович Куприн (2ч.) |
| А.И.Куприн «Чудесный доктор» | 1 | 12.02 | | |
| Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | 16.02 | | |
Александр Степанович Грин (3ч.) |
| Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | 17.02 | | |
| Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | 23.02 | | |
| Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 1 | 24.02 | | |
Андрей Платонович Платонов (2ч) |
| А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | 26.02 | | |
| А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 | 2.03 | | |
Произведения о Великой Отечественной войне (2 час) |
| К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | 3.03 | | |
| Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | 5.03 | | |
Виктор Петрович Астафьев (4 ч.) |
| Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | 9.03 | | |
| Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | 10.03 | | |
| Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 2 | 12.03 16.03 | | |
|
Валентин Григорьевич Распутин (3ч) |
| Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | 17.03 | | |
| Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | 19.03 | | |
| Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | 23.03 | | |
Михаил Михайлович Пришвин (1 ч.) |
| Внеклассное чтение. Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | 24.03 | | |
Родная природа в лирике поэтов XX века (5 час) |
| А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | 1 | 26.03 | | |
| С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | 30.03 | | |
| А.А.Ахматова Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | 31.03 | | |
| Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | 2.04 | | |
| Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века. | 1 | 6.04 | | |
Василий Макарович Шукшин (2ч) |
| Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | 1 | 13.04 | | |
| Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | 1 | 14.04 | | |
Фазиль Искандер (3 ч.) |
| Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 16.04 | | |
| Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 20.04 | | |
| Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 21.04 | | |
Литература народов России ( 2часа) |
| Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | 23.04 | | |
| К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | 27.04 | | |
Зарубежная литература (10 час) |
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | 28.04 | | |
| Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | 30.04 | | |
| А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | 4.05 | | |
| Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | 5.05 | | |
| М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | 7.05 | | |
| Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | 11.05 | | |
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества | 2 | 12.05 14.05 | | |
|
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. | 2 | 18.05 19.05 | | |
|
| Итоговое тестирование | 2 | 21.05 25.05 | | |
|
| Подведение итогов года. Рекомендации по чтению на лето | 1 | 26.05 | | |
| Резервный урок | 1 | 28.05 | | |