МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Рассмотрено на заседании ПЦК Автомобильных и строительных профессий и специальностей ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» ______________ Е.В.Солопова Протокол № _______ от «16» января 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» _________________О.А.Думан «___»______________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности технического профиля
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателя, узлов
и агрегатов автомобиля.
2017г.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО « Энгельсский политехникум»
Разработчики: Костина Н.В. преподаватель специальных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
РАБОЧИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателя, систем и агрегатов автомобиля
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
-анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
-использовать экобиозащитную технику.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-воздействие негативных факторов на человека;
-правовые, нормативные и огранизационные основы охраны труда в организации
1.4. Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины:
Программа учебной дисциплины способствует формированию элементов следующих компетенций:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ОК 11. | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Код | Наименование общих компетенций |
ПК 1.1. | Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных |
| двигателей |
ПК 1.2. | Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно |
ПК 1.3 | Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с |
ПК 2.1 | Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобиля |
ПК 2.2. | Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных | систем автомобилей согласно технологической документации | | |
ПК 2.3. | Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии с технологической документацией |
ПК 3.1 | Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобиля |
ПК 3.2 | Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации |
ПК 3.3 | Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией |
ПК 4.1 | Выявлять дефекты автомобильных кузовов |
ПК 4.2 | Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов |
ПК 4.3 | Проводить окраску автомобильных кузовов |
ПК 5.1 | Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей автомобиля |
ПК 5.2 | Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ПК 5.3 | Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ПК 5.4 | Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ПК 6.1 | Определять необходимость модернизации автотранспортного средства |
ПК 6.2 | Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств |
ПК 6.3 | Владеть методикой тюнинга автомобиля |
ПК 6.4 | Определять остаточный ресурс производственного оборудования |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 50 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | 8 |
практические занятия (если предусмотрено) | - |
контрольные работы (если предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 25 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено) | - |
Работа с учебной литературой, поиск информации в информационных ресурсах |
|
Итоговая аттестация в форме зачета |
.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОХРАНА ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся | Кол-во часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основные методы обеспечения безопасности труда | | |
Тема 1.1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 1 |
1 2 | Классификация и номенклатура негативных факторов. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека. Требования охраны труда. Идентификация опасных и вредных производственных факторов. Основные методы и средства защиты от опасностей. Защита человека от опасных факторов комплексного характера. |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов | 5 | |
Раздел 2 Обеспечение безопасного проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств | | |
Тема 2.1 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта | Содержание учебного материала | 6 2 2 2 | 1 |
1 2 3 | Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств. Обеспечение безопасных условий труда при диагностике, техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автотранспортных средств и автомобилей работающих на бензиновом и газовом топливе. Обеспечение безопасности при мойке автотранспортных средств, агрегатов, узлов и деталей, слесарных и смазочных работ, при работе с аккумуляторами, кузнечнопрессовых работ, медницко-жестяницких работ, сварочных работ, окрасочных работ, при работе с горюче-смазочными материалами. Обеспечение безопасности проведения демонтажа и монтажа шин. |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов Подготовка докладов. Тема: Профессиональные заболевания и меры по их профилактике | 6 | |
Раздел 3 Обеспечение безопасности производственного оборудования, помещений, зданий и территорий на предприятиях по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей | | |
Тема 3.1 Безопасная эксплуатация производственного оборудования на предприятиях по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 1 |
1 2 3 4 | Понятие опасной зоны. Общие требования безопасности при работе на оборудовании. Требования безопасности при работе на станках. Требования безопасности к сосудам, работающим под давлением. Требования безопасности при эксплуатации компрессоров, воздухопроводов и газопроводов, грузоподъемных механизмов, при работе с ручным инструментом; Требования безопасности к трубопроводам. требования безопасности к размещению производственного оборудования и организации рабочих мест |
1 | Практическая работа: Проверка соблюдений требований охраны труда при использовании грузоподъемных механизмов | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов Подготовка отчета по практической работе | 4 | |
Тема 3.2 Электро безопасность | Содержание учебного материала | 6 2 2 2 | 1 |
1 2 3 | Общие сведения. Методы и средства обеспечения электробезопасности. Безопасность труда при использовании ручного электрического инструмента, переносных светильников и электрооборудования. Требования безопасного устройства и эксплуатации электроустановок |
1 | Практическая работа: Оформление документации при несчастных случаях на производстве | 2 | |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов: Подготовить доклад: Первая медицинская помощь при несчастных случаях на производстве | 2 | |
Тема 3.3 Требования безопасности к производственным зданиям, помещениям и территориям предприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 1 |
1 2 3 4 | Требования безопасности к производственным зданиям и помещениям. Требования безопасности к территории. Обеспечение комфортных условий труда на предприятиям по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей Микроклимат помещений. Освещение. Защита от шума. Защита от вибрации. | |
1 | Практическая работа: Проверка соблюдений требований к помещениям по ТО и ремонту автомобилей | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов: Подготовка отчета по практической работе | 4 | |
Тема 3.4 Пожарная безопасность | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 1 |
1 2 | Пожарная безопасность на предприятиях по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей. Пожарная безопасность автомобиля. Пожарная безопасность при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобилей. Пожарная сигнализация. Газовая безопасность |
1 | Практическая работа: Тушение пожара огнетушащими веществами | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов: Подготовка отчета по практической работе | 2 | |
Раздел 4 Управление безопасностью труда | | |
Тема 4.1 Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 1 |
1 2 | Основные положения законодательства РФ об охране труда. Управление охраной труда на предприятиях по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей. Обучение и проверка знаний по охране труда на предприятиях по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей. |
| Самостоятельная работа: Изучение дополнительной и справочной литературы, материалов Интернет-ресурсов: -Ответственность за нарушение требований охраны труда -Изменения в законодательных актах России по охране труда - Охрана труда на автомобильном транспорте (грузовом, легковом) | 2 | 2 |
| | Зачетное занятие | 2 |
Всего: | 75 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда»
Оборудование учебного кабинета «Охрана труда»:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, законодательные акты и инструкции по охране труда и безопасности, отраслевые инструкции, тесты);
- наглядные пособия (плакаты по охране труда и технике безопасности, демонстрационные стенды, макеты, планы эвакуации, знаки);
- комплект аптечки первой помощи, противопожарных и индивидуальных средств защиты;
- робот-тренажер для оказания первой помощи.
Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1.Графкина М.В.Охрана труда и основы экологической безопасности: Автомобильный транспорт: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В.Графкина.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.-192 с.
2.Экономика труда. Социально-трудовые отношения. Учебник./ М.: Экзамен, 2014, С. 313 3.Охрана труда: Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт): Выпуск 3 (9)./ Инфра-М.:2015, С.126
Дополнительные источники:
1.Осипов В.В., Усова Н.Н. Библиотечка инженера по охране труда Часть 1- 4, учебные пособия, СПб., ЦОТПБСП, 2015.
2.Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. – М.: 2013. – 73 с.
3.Сборник нормативных документов по охране труда. – М.: НЦ ЭНАС, 2012. – 344 с.
4.Типовые инструкции по охране труда на автомобильном транспорте. – М.: Мин.трансп.РФ, 2013. – 157 с.
5.ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. «Организация обучения безопасности труда».
6.Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 №116 – ФЗ с изменением от 22.08.2004.
7.Федеральный закон «О пожарной безопасности» ГОСТ Р 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.
Интернет – ресурсы:
http://oxtrud.narod.ru/iiot.htm - Бесплатный сайт по охране труда
http://www.bibliotekar.ru/auto-uchebnik/63.htm- Электронная библиотека
http://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/167/2100/ - охрана труда в России
3.3. Организация образовательного процесса
Освоение обучающимися учебной дисциплины Охрана труда должно проходить в условиях созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях, соответствующих профилю специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей».
Изучение данной дисциплины возможно параллельно с изучением таких общепрофессиональных дисциплин, как «Техническая механика», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация, сертификация».
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по ОП 08 Охрана труда:
Преподаватели должны иметь среднее профессиональное образование –программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат направленность (профиль) которого соответствует учебной дисциплине.
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому курсу. При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Для преподавания учебной дисциплины обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Педагогические работники обязаны проходить в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнения обучающихся индивидуальных заданий.
Результат обучения (освоенные умения, усвоение знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | | 2 |
Уметь: -применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Оценка результата выполнения практических заданий. анализ соответствия полученных результатов. |
Обеспечить безопасные условия труда в профессиональной деятельности | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Наблюдения и оценка выполненных практических работ анализ соответствия полученных результатов. |
Анализировать травмоопасные вредные факторы в профессиональной деятельности | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Наблюдение и оценка выполнение практических работ анализ соответствия полученных результатов. |
Использовать, экобиозащитную технику знания | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Устный опрос Оценка результата выполнения практических заданий. анализ соответствия полученных результатов. |
Знать: Воздействие негативных факторов на человека | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Письменная проверка (устный опрос) , самостоятельная работа |
Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Текстовый опрос, самостоятельная работа |
6