Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая теория разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 18 г. № 69.
Разработчик: О.И. Калужина, преподаватель
стр.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 20
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 22
Учебная дисциплина Экономическая теория является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная дисциплина Экономическая теория обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии профессиональных и общих компетенций:
.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Предмет и метод экономической теории. | Содержание учебного материала Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 2. Общие основы экономического развития. | Содержание учебного материала Семинарское занятие: Политическая экономия и экономика – две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Характеристика фундаментальных проблем экономики. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику? | 2 |
Тема 3. Возникновение и развитие товарного производства. | Содержание учебного материала Производство – процесс создания полезного продукта; воспроизводство и его фазы. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное, нематериальное производство. Элементы процесса труда. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей. Три основных вопроса экономической теории: Что производить? Как? Для кого? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Производственные возможности российской экономики. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Практическое занятие № 1 «Построение кривой производственных возможностей» |
2 |
Тема 4. Собственность и экономические формы ее реализации. | Содержание учебного материала Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности – основа перехода российской экономики к рынку. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11
|
Практическое занятие № 2 «Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и виды собственности» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы реализации предпринимательства на современном этапе развития. Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования). Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. | 2 |
Тема 5. Рынок и механизм его функционирования. | Содержание учебного материала Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Понятие инфраструктуры рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительская стоимость и стоимость товара. Двойственный характер труда, заключено в товаре. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. Теория «предельной полезности». Сущность и функции денег. Закон денежного обращения. Уравнение Фишера. Рыночное ценообразование. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Практическое занятие № 3 «Рациональность потребителя и свобода выбора» | 2 |
Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие. | Содержание учебного материала Теория спроса и предложения. Спрос и предложение – важнейшие экономические рычаги рыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Практическое занятие № 4 «Построение кривых спроса и предложения, определение равновесной цены и равновесного количества товара» | 4 |
Тема 7. Издержки производства, прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала Два пути к доходности бизнеса. Издержки явные, неявные и экономические. Прибыль нормальная и экономическая. Издержки постоянные, переменные и общие; средние и предельные издержки. Издержки и прибыль в условиях изменений объема производства. Закон убывающей отдачи ресурсов. Рентабельность производства. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 8. Воспроизводство общественного капитала. | Содержание учебного материала Семинарское занятие: Средства производства. Воспроизводство, накопление и оборот капитала. Основной капитал и показатели его использования. Оборотный капитал и фонды обращения. Эффективное использование производственных фондов. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 9. Ценообразование на факторы производства. | Содержание учебного материала Основные факторы производства. Человек - главный фактор и цель общественного производства. Формирование цен на факторы производства. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 10. Рынок труда, рынок земли и рентные отношения. | Содержание учебного материала Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход». | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11; ПК 1.1 |
Практическое занятие № 5 «Закон стоимости в механизме рынка» | 2 | |
Тема 11. Монополия и конкуренция. | Содержание учебного материала Семинарское занятие: Сущность и основные признаки монополизма. Монополия естественная и искусственная. Монополия и конкуренция: модели современного рынка. Плюсы и минусы монополии и ее регулирование. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 12. Распределение доходов. | Содержание учебного материала Семинарское занятие: Факторные доходы и их функциональное распределение. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 13. Инфляция и антиинфляционная политика государства.
| Содержание учебного материала Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиинфляционной политики в России. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Практическое занятие № 6 «Определение уровней и темпов инфляции» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Товар как экономическая категория. Понятие процентного дохода. Оценка инфляции кейнсианцами и монетаристами. Основные факторы производства. Воспроизводство, накопление и оборот капитала. | 3 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 14. Макроэкономические цели и показатели национальной экономики. | Содержание учебного материала Макроэкономика как составная часть общей экономической теории. Понятие «макрорынка», его связи и агенты. Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятость. Методы расчета ВНП. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 15. Макроэкономическое развитие и его механизм. | Содержание учебного материала Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них. Классическая экономическая теория о роли процента как регулятора макрорынка. Теоретическая модель «инвестиции – предложение». Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель «национальный доход – совокупные расходы» и ее значение. «Политика экспансии» и «политика сдерживания» по Кейнсу. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства. | Содержание учебного материала Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Понятие кредитной системы. Принципы кредита. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11; ПК 1.1 |
Семинарское занятие: Функции центрального банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства. | 2 |
Тема 17. Система государственных финансов. | Содержание учебного материала Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешняя экономическая политика. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11; |
Тема 18. Социальная политика государства в условиях рыночной экономики. | Содержание учебного материала Семинарское занятие: Основные направления социальной политики государства в современных условиях. Доход как экономическая категория. Денежное содержание доходов. «Функциональные» и «вертикальные» доходы общества. Заработная плата, ее связь с ценами, номинальная и реальная заработная плата. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни. Проблемы перераспределения доходов. Государственное регулирование доходов. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов. Заработная плата, доходы от собственности, социальные выплаты. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие. Экономические функции государства. Основные макроэкономические показатели. Функции центрального банка России в кредитной системе. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов. Теоретическая модель «инвестиции – предложение». «Политика экспансии» и «политика сдерживания» по Кейнсу. | 2 |
Тема 19. Международные аспекты экономического развития. | Содержание учебного материала Семинарское занятие: Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. | 1 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 20. Основы международной торговли и торговая политика. | Содержание учебного материала Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Тема 21. Международная валютная система и курсы валют. | Содержание учебного материала Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Экономические кризисы в истории России. Центральный банк и его роль. Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в. Форвардный курс. Фритредерство. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Глобальные экономические проблемы. | 2 |
Промежуточная аттестация | |
Всего: | 68 | |
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, экран.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля, промежуточная аттестация. |
Умение оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; Умение использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; Умение строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели; Умение распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; Умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на макро- и микроуровнях. |
Знания | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля, промежуточная аттестация. |
Знание предмета, метод и функции экономической теории; Знание общих положения экономической теории; Знание основных микро- и макроэкономических категории и показатели, методов их расчета; Знание о построении экономических моделей; Знание характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы; Знание основ формирования государственного бюджета; Знание рыночного механизма формирования доходов и проблем социальной политики государства; Знание понятия мирового рынка и международной торговли; Знание основных направлений экономической реформы в России. |