СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «основы материаловедения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы материаловедения" разработана в соответствии с Федеральным государственным сандартом среднего про фессионального образования по профессии 15.01.05. "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))" 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «основы материаловедения»»

6

Приложение 2.3.

к ППРКС по профессии

15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

















Рабочая ПРОГРАММа

учебной дисциплины

ОП.03 «Основы МАТЕРИАЛОведения»



























2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016 г.

Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)


Разработчик: преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142

Головин В.Д.




СОДЕРЖАНИЕ


1.

Аннотация к программе учебной дисциплины ОП.08 «Основы правоведения»


4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы

4

1.3.

Требование к результатам освоения учебной дисциплины

4

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

5

1.5.

Форма аттестации

5

2.

Содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

9

3.1.

Материально-техническое обеспечение обучения

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения

10

3.3.

Общие требования к организации образовательного процесса

10

3.4.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

11

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11



































1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ

учебной дисциплины ОП.03 «основы МАТЕРИАЛоведения»


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав:

- укрупненную группу профессий: 15.00.00 Машиностроение;

- по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».


Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.


1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.


В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

  • выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

знать:

  • наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

  • правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

  • механические испытания образцов материалов.


Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК), общие (ОК) компетенции и личностные результаты (ЛР):


Код

Наименование

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 13

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:

самостоятельной работы обучающихся – 12 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:

в форме практической подготовки – 2 часа


1.5. Форма аттестации

Дифференцированный зачёт






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебной работы

Объем

часов

1.

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

2.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе:

36

2.1

лабораторные и практические занятия

2

2.2

аттестация в форме дифференцированного зачета

1

3.

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

Код компетенции, формированию которых способствует элемент программы

1.

2.

3.

4.

5.

Тема 1.

Строение металлов

1. Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов.

1

1

ОК 1 – ОК 6

ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Классификация металлов.

1


Тема 2.

Методы изучения свойств металлов и сплавов

1. Методы изучения структуры металла.

2. Физические, свойства металлов.

3. Химические свойства металлов.

4. Технологические свойства металлов.

5. Механические свойства металлов и методы их определения.

5

1

ОК 1 – ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Группы свойств металлов.

2. Методы выявления дефектов без разрушения деталей

2


Тема 3.

Сплавы железа с углеродом

1. Железо и его свойства. Углерод и его свойства. Сплавы железа с углеродом.

2. Диаграмма железо-цементит.

3. Изучение и анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит.

4. Стали: классификация, свойства, марки.

5. Инструментальная сталь.

6. Легированная сталь.

7. Конструкционная сталь.

8. Твердые сплавы.

9. Стали и сплавы с особыми свойствами.

10. Чугуны: классификация, свойства, марки.

11. Структура и свойства сплавов на основе железа.

11

1

ОК 1 – ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР13, ЛР14


Практическое занятие:

12. Расшифровка марок сплавов на основе железа.

1

2

Самостоятельная работа:

1. Специальные чугуны.

2. Классификация твердых сплавов.

3. Легирующие добавки.

4. Влияние химических элементов на свойства железоуглеродистых сплавов.

4


Тема 4.

Термическая обработка

1. Понятие термической обработки. Отжиг и нормализация.

2. Закалка. Отпуск и старение.

3. Поверхностная закалка.

4. Химико-термическая обработка.

5. Свойства сталей и сплавов до и после термообработки.

6. Механические испытания образцов материалов.

6

1

ОК 1 – ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР13, ЛР14

Практическое занятие:

7. Изучение, сравнение свойств металлов и сплавов до и после термической обработки.

1

2

Самостоятельная работа:

1. Превращения в стали при нагревании.

1


Тема 5.

Цветные металлы и сплавы

1. Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки.

2. Медь и её сплавы.

3. Алюминий и его сплавы.

4. Магний и сплавы на его основе.

5. Титан и сплавы на его основе.

5

1

ОК 1 – ОК 6

ЛР7, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Олово, свинец, цинки сплавы на их основе.

1


Тема 6. Смазочные и охлаждающие материалы.


1. Смазочные материалы.

2. Охлаждающие жидкости.

2

1

ОК 1 – ОК 6

Р13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1.Классификация технических жидкостей.

1


Тема 7.

Неметаллические материалы

1. Пластмассы.

2. Термопласты.

3. Резины.

3

1

ОК 1 – ОК 6

ЛР7, ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Классификация неметаллических материалов.

2. Слоистые пластмассы.

2


Дифференцированный зачет.

1


Теоретических занятий

34


Лабораторных и практических занятий

2

Итого обязательной нагрузки

36

Самостоятельная работа

12

Всего:

48



Примечание к таблице:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие лаборатории материаловедения

Оборудование лаборатории:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);

- таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;

- комплект плакатов и схем:

• внутреннее строение металлов;

• аллотропические превращения в железе;

• деформация и ее виды;

• твердость и методы ее определения;

• классификация и марки чугунов;

• классификация и марки сталей;

• доменная печь;

• сталеплавильная печь;

• алгоритм расшифровки сталей;

• виды сталей и их свойства;

• маркировка углеродистых конструкционных сталей;

• маркировка углеродистых инструментальных сталей;

• строение резины, пластических масс и полимерных материалов;

• строение стекла и керамических материалов;

• строение композиционных материалов;

• смазочные и антикоррозионные материалы;

• абразивные материалы.

- Комплекты натуральных образцов:

• коллекция металлографических образцов «Конструкционные стали и сплавы» (коллекция образцов (25 шт.) – стали 10, 20, 35, 45 (отжиг), 45 (нормализация), 45 (закалка в воде), 45 (закалка + отпуск), 45 (закалка в масле), 45 (закалка с 10000С, в воду), 65, У8 (пластинчатый перлит), У8 (зернистый перлит), 08Х18Н10Т, ШХ15, Х12М, чугуны белый, серый с пластинчатым графитом, серый с шаровидным графитом, серый с хлопьевидным графитом, медь М1, бронза БрОФ6-0,15 или БрАЖц9-2, латунь Л63 или ЛС-59-1, алюминиевый сплав Д16 или АМг6Т, сталь 20 после цементации, сталь с никелевым покрытием), альбом микроструктур – 1 комп.;

• электронный альбом фотографий микроструктур сталей и сплавов (стали в равновесном состоянии; чугуны; стали после термической обработки; сталь после холодной пластической деформации и последующего нагрева; легированные стали; цветные металлы и сплавы; определение размера зерна аустенита в стали) – 1 шт.

• компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

• мультимедийный проектор;

• экран.

• стационарный твердомер

• машина разрывная испытательная

• учебное оборудование «Изучение микроструктуры, легированной стали» (коллекция микрошлифов, альбом микроструктур)

• учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в равновесном состоянии» (коллекция микрошлифов, альбом микроструктур);

• учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в неравновесном состоянии» (коллекция микрошлифов), альбом микроструктур, методические указания);

• типовой комплект учебного оборудования «Изучение микроструктуры цветных металлов» (коллекция микрошлифов), альбом микроструктур, методические указания);

• учебное оборудование «Лаборатория металлографии» (микроскоп металлографический (увеличение х100…х1000 крат), цифровая камера для микроскопа (5 мегапикселей), электронный альбом фотографий (100 шт.) микроструктур сталей и сплавов, коллекция образцов (6 шт.));

• учебное оборудование «Термическая обработка металлов» (печь муфельная (10 л; 11500С), микроскоп металлографический (увеличение х100…х1000 крат), цифровая камера для микроскопа (1,3 мегапикселя), закалочный бак (7 л) – 2 шт., масло закалочное – 5 л, щипцы тигельные 350 мм – 2 шт., щипцы тигельные 500 мм – 1 шт., бумага наждачная для снятия окалины (Р80…Р100) – 10 листов, образцы (сталь марки 45; d15x10 мм) – 30 шт., коллекция микрошлифов (16 шт.), альбом микроструктур (формат А4) – (2 шт.).


3.2. Информационное обеспечение реализации программы.

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Черепахин А.А. Основы материаловедения (металлообработка): учебник/А.А. Черепахин - 1-е изд. - Москва: Академия, 2022 – ISBN 978-5-0054-0224-0

  2. Козлов И.А. Основы материаловедения и технология обще слесарных работ: учебник /И.А. Козлов - 1-е изд. - Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-9124-5

  3. Журавлева Л.В. Основы электроматериал ведения: учебник/Л.В. Журавлева - 3-е изд. - Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8685-2

  4. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка): учебник /В.Н. Заплатин - 4-е изд. - Москва: Академия, 2019 – ISBN 978-5-4468-8462-9


Электронные издания

  1. Скорняков В. А. Общая электротехника и электроника: (СПО) учебник/ В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - ISBN 978-5-8114-6758-7 - Текст: электронный //Лань: электронно-библиотечная система. -

URL: https://e.lanbook.com/book/152469


Интернет ресурсы.

  1. Материаловедение. Технология конструкционных материалов - http://window.edu.ru

  2. Материаловедение - http://www.material science.ru

  3. Суперметалловед. Материаловедение - http://supermetalloved.narod.ru


3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка результатов освоения дисциплины (итоговая аттестация) осуществляется в форме дифференцированного зачета.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

1.

2.

Знания:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.);

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов.

Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы.

«Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок.

«Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

Умения:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества выполнения практических работ, решение расчетных задач, оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества оформления отчетной документации.

«Отлично» - практические и лабораторные работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок.

«Хорошо» - практические и лабораторные работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок.

«Удовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация заполнена с ошибками.

«Неудовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена.

Личностные результаты:

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

Оценивать поступки;

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

объяснять оценки поступков;

объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;

объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

– свои наиболее заметные достижения;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур;

осуществлять добрые дела;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.