6
Приложение 2.3.
к ППРКС по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.03 «Основы МАТЕРИАЛОведения»
2023г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016 г.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик: преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142
Головин В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация к программе учебной дисциплины ОП.08 «Основы правоведения» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 10 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 11 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
учебной дисциплины ОП.03 «основы МАТЕРИАЛоведения»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав:
- укрупненную группу профессий: 15.00.00 Машиностроение;
- по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
знать:
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
механические испытания образцов материалов.
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК), общие (ОК) компетенции и личностные результаты (ЛР):
Код | Наименование |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 13 | Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации |
ЛР 14 | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 12 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:
в форме практической подготовки – 2 часа
1.5. Форма аттестации
Дифференцированный зачёт
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| Вид учебной работы | Объем часов |
1. | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
2. | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: | 36 |
2.1 | лабораторные и практические занятия | 2 |
2.2 | аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
3. | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения | Код компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Тема 1. Строение металлов | 1. Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. | 1 | 1 | ОК 1 – ОК 6 ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Классификация металлов. | 1 | |
Тема 2. Методы изучения свойств металлов и сплавов | 1. Методы изучения структуры металла. 2. Физические, свойства металлов. 3. Химические свойства металлов. 4. Технологические свойства металлов. 5. Механические свойства металлов и методы их определения. | 5 | 1 | ОК 1 – ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Группы свойств металлов. 2. Методы выявления дефектов без разрушения деталей | 2 | |
Тема 3. Сплавы железа с углеродом | 1. Железо и его свойства. Углерод и его свойства. Сплавы железа с углеродом. 2. Диаграмма железо-цементит. 3. Изучение и анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит. 4. Стали: классификация, свойства, марки. 5. Инструментальная сталь. 6. Легированная сталь. 7. Конструкционная сталь. 8. Твердые сплавы. 9. Стали и сплавы с особыми свойствами. 10. Чугуны: классификация, свойства, марки. 11. Структура и свойства сплавов на основе железа. | 11 | 1 | ОК 1 – ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР13, ЛР14 |
Практическое занятие: 12. Расшифровка марок сплавов на основе железа. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: 1. Специальные чугуны. 2. Классификация твердых сплавов. 3. Легирующие добавки. 4. Влияние химических элементов на свойства железоуглеродистых сплавов. | 4 | |
Тема 4. Термическая обработка | 1. Понятие термической обработки. Отжиг и нормализация. 2. Закалка. Отпуск и старение. 3. Поверхностная закалка. 4. Химико-термическая обработка. 5. Свойства сталей и сплавов до и после термообработки. 6. Механические испытания образцов материалов. | 6 | 1 | ОК 1 – ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР13, ЛР14 |
Практическое занятие: 7. Изучение, сравнение свойств металлов и сплавов до и после термической обработки. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: 1. Превращения в стали при нагревании. | 1 | |
Тема 5. Цветные металлы и сплавы | 1. Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки. 2. Медь и её сплавы. 3. Алюминий и его сплавы. 4. Магний и сплавы на его основе. 5. Титан и сплавы на его основе. | 5 | 1 | ОК 1 – ОК 6 ЛР7, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Олово, свинец, цинки сплавы на их основе. | 1 | |
Тема 6. Смазочные и охлаждающие материалы. | 1. Смазочные материалы. 2. Охлаждающие жидкости. | 2 | 1 | ОК 1 – ОК 6 Р13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1.Классификация технических жидкостей. | 1 | |
Тема 7. Неметаллические материалы | 1. Пластмассы. 2. Термопласты. 3. Резины. | 3 | 1 | ОК 1 – ОК 6 ЛР7, ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Классификация неметаллических материалов. 2. Слоистые пластмассы. | 2 | |
Дифференцированный зачет. | 1 | |
Теоретических занятий | 34 | |
Лабораторных и практических занятий | 2 |
Итого обязательной нагрузки | 36 |
Самостоятельная работа | 12 |
Всего: | 48 |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие лаборатории материаловедения
Оборудование лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);
- таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;
- комплект плакатов и схем:
• внутреннее строение металлов;
• аллотропические превращения в железе;
• деформация и ее виды;
• твердость и методы ее определения;
• классификация и марки чугунов;
• классификация и марки сталей;
• доменная печь;
• сталеплавильная печь;
• алгоритм расшифровки сталей;
• виды сталей и их свойства;
• маркировка углеродистых конструкционных сталей;
• маркировка углеродистых инструментальных сталей;
• строение резины, пластических масс и полимерных материалов;
• строение стекла и керамических материалов;
• строение композиционных материалов;
• смазочные и антикоррозионные материалы;
• абразивные материалы.
- Комплекты натуральных образцов:
• коллекция металлографических образцов «Конструкционные стали и сплавы» (коллекция образцов (25 шт.) – стали 10, 20, 35, 45 (отжиг), 45 (нормализация), 45 (закалка в воде), 45 (закалка + отпуск), 45 (закалка в масле), 45 (закалка с 10000С, в воду), 65, У8 (пластинчатый перлит), У8 (зернистый перлит), 08Х18Н10Т, ШХ15, Х12М, чугуны белый, серый с пластинчатым графитом, серый с шаровидным графитом, серый с хлопьевидным графитом, медь М1, бронза БрОФ6-0,15 или БрАЖц9-2, латунь Л63 или ЛС-59-1, алюминиевый сплав Д16 или АМг6Т, сталь 20 после цементации, сталь с никелевым покрытием), альбом микроструктур – 1 комп.;
• электронный альбом фотографий микроструктур сталей и сплавов (стали в равновесном состоянии; чугуны; стали после термической обработки; сталь после холодной пластической деформации и последующего нагрева; легированные стали; цветные металлы и сплавы; определение размера зерна аустенита в стали) – 1 шт.
• компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
• мультимедийный проектор;
• экран.
• стационарный твердомер
• машина разрывная испытательная
• учебное оборудование «Изучение микроструктуры, легированной стали» (коллекция микрошлифов, альбом микроструктур)
• учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в равновесном состоянии» (коллекция микрошлифов, альбом микроструктур);
• учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в неравновесном состоянии» (коллекция микрошлифов), альбом микроструктур, методические указания);
• типовой комплект учебного оборудования «Изучение микроструктуры цветных металлов» (коллекция микрошлифов), альбом микроструктур, методические указания);
• учебное оборудование «Лаборатория металлографии» (микроскоп металлографический (увеличение х100…х1000 крат), цифровая камера для микроскопа (5 мегапикселей), электронный альбом фотографий (100 шт.) микроструктур сталей и сплавов, коллекция образцов (6 шт.));
• учебное оборудование «Термическая обработка металлов» (печь муфельная (10 л; 11500С), микроскоп металлографический (увеличение х100…х1000 крат), цифровая камера для микроскопа (1,3 мегапикселя), закалочный бак (7 л) – 2 шт., масло закалочное – 5 л, щипцы тигельные 350 мм – 2 шт., щипцы тигельные 500 мм – 1 шт., бумага наждачная для снятия окалины (Р80…Р100) – 10 листов, образцы (сталь марки 45; d15x10 мм) – 30 шт., коллекция микрошлифов (16 шт.), альбом микроструктур (формат А4) – (2 шт.).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Черепахин А.А. Основы материаловедения (металлообработка): учебник/А.А. Черепахин - 1-е изд. - Москва: Академия, 2022 – ISBN 978-5-0054-0224-0
Козлов И.А. Основы материаловедения и технология обще слесарных работ: учебник /И.А. Козлов - 1-е изд. - Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-9124-5
Журавлева Л.В. Основы электроматериал ведения: учебник/Л.В. Журавлева - 3-е изд. - Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8685-2
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка): учебник /В.Н. Заплатин - 4-е изд. - Москва: Академия, 2019 – ISBN 978-5-4468-8462-9
Электронные издания
Скорняков В. А. Общая электротехника и электроника: (СПО) учебник/ В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - ISBN 978-5-8114-6758-7 - Текст: электронный //Лань: электронно-библиотечная система. -
URL: https://e.lanbook.com/book/152469
Интернет ресурсы.
Материаловедение. Технология конструкционных материалов - http://window.edu.ru
Материаловедение - http://www.material science.ru
Суперметалловед. Материаловедение - http://supermetalloved.narod.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка результатов освоения дисциплины (итоговая аттестация) осуществляется в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. | 2. |
Знания: |
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.); - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; - механические испытания образцов материалов. | Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы. «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Умения: |
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности | Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества выполнения практических работ, решение расчетных задач, оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества оформления отчетной документации. «Отлично» - практические и лабораторные работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок. «Хорошо» - практические и лабораторные работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок. «Удовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация заполнена с ошибками. «Неудовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена. |
Личностные результаты: |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | Оценивать поступки; прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей; учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; объяснять оценки поступков; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми; объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур; осуществлять добрые дела; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |