СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
Условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.03. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее-СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 года № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный №44936) и примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (регистрационный номер: 09.02.07-170511, дата регистрации в реестре: 11.05.2017).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по направлениям 09.02.07 Информационные системы и программирование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу (ЕН.00).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 16 Способен выполнять правила, пользоваться основными положениями и инструкциями, распоряжениями, приказами и другими нормативными документами, необходимом для исполнения должностных обязанностей.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК ЛР | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 15, ЛР 16, | Применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач Использовать расчетные формулы, таблицы, графики при решении статистических задач Применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа | Элементы комбинаторики. Понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность. Алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности. Схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли. Формулу(теорему) Байеса. Понятия случайной величины, дискретной случайной величины, ее распределение и характеристики, непрерывной случайной величины, ее распределение и характеристики. Законы распределения непрерывных случайных величин. Центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки. Понятие вероятности и частоты |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 90 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 46 |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа Решение вариативных заданий по темам курса | 8 |
Промежуточная аттестация 1 семестр дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЕН.03. Теория вероятностей и математическая статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | 11 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 15, ЛР 16 |
1. Введение в теорию вероятностей. | 6 |
2. Перестановки. Упорядоченные выборки (размещения). Размещения с повторениями. Размещения без повторений. |
3. Неупорядоченные выборки (сочетания). Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ 1. Подсчёт числа комбинаций. 2. Вычисление вероятностей с использованием формул комбинаторики. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение вариативных заданий по теме «Элементы комбинаторики» | 1 |
Тема 2. Основы теории вероятностей | Содержание учебного материала | 22 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 15, ЛР 16 |
1. Случайные события. Классическое определение вероятностей | 12 |
2. Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей. |
3. Формула полной вероятности. Формула Байеса |
4. Вычисление вероятностей сложных событий |
5. Схемы Бернулли. Формула Бернулли |
6. Локальная и интегральная формулы Муавра-Лапласа в схеме Бернулли. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ Вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности. Вычисление вероятности сложных событий по теоремам сложения и умножения вероятностей. Вычисление вероятности сложных событий с помощью формулы полной вероятности, формул Байеса. Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли. Вычисление вероятностей событий с помощью формулы Муавра-Лапласа. | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение вариативных заданий по теме «Основы теории вероятностей» | 2 |
Тема 3. Дискретные случайные величины (ДСВ) | Содержание учебного материала | 19 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 15, ЛР 16 |
1. Дискретная случайная величина (ДСВ) | 12 |
2. Графическое изображение распределения ДСВ. Функции от ДСВ |
3. Математическое ожидание, дисперсия и среднеквадратическое отклонение ДСВ |
4. Понятие биномиального распределения, характеристики |
5. Понятие геометрического распределения, характеристики |
В том числе практических занятий и лабораторных работ 1. Построение закона распределения и функция распределения ДСВ. 2. Вычисление основных числовых характеристик ДСВ по определению и свойствам. 3. Запись распределения и вычисления характеристик для биноминальной ДСВ | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение вариативных заданий по теме «Дискретные случайные величины (ДСВ)» | 1 |
Тема 4. Непрерывные случайные величины (НСВ) | Содержание учебного материала | 16 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 15, ЛР 16 |
1. Понятие НСВ. Равномерно распределенная НСВ. Геометрическое определение вероятности | 6 |
2. Нормальное распределение. Показательное распределение. |
3. Центральная предельная теорема |
В том числе практических занятий и лабораторных работ 1. Геометрическое определение. Запись интегральной функции распределения НСВ. Равномерное распределение случайной величины. 2. Вычислений вероятностей и нахождение функции плотности и интегральной функции распределения. 3. Вычисление вероятностей для нормально распределенной величины, вычисление и нахождение характеристик для показательно распределенной величины. 4. Вычислений вероятностей и нахождение характеристик для НСВ с помощью функции плотности и интегральной функции распределения. | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение вариативных заданий по теме «Непрерывные случайные величины (НСВ)» | 2 |
Тема 5. Математическая статистика | Содержание учебного материала | 20 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 15, ЛР 16 |
1. Задачи и методы математической статистики. Виды выборки | 8 |
2. Числовые характеристики вариационного ряда |
3. Понятие доверительного интервала. |
4. Критерий проверки гипотезы. Критерий X2 Пирсона. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ 1. Построение эмпирической функции распределения. 2. Расчет по заданной выборке ее числовых характеристик. 3. Построение для заданной выборки ее графической диаграммы. 4. Точечные и интервальные оценки (с заданной надежностью) параметров распределения. 5. Проверка гипотезы о законе распределения на основе критерия согласия Пирсона. | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение вариативных заданий по теме «Математическая статистика» | 2 |
Промежуточная аттестация | 2 | |
Всего: | 90 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Математических дисциплин», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
Рабочее место преподавателя (1);
Посадочные места по количеству обучающихся (25).
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением (1);
Магнитно-маркерная доска (1)
Калькулятор (15).
Наглядные и учебные пособия:
Информационно-коммуникативные средства (журналы, учебные пособия по количеству обучающихся);
Комплект учебно-методической документации;
Комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся;
Тематические папки дидактических материалов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы в библиотечном фонде образовательной организации имеются печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. /М.С. Спирина, П.А. Спирин. – М.: ИОЦ «Академия», 2016.
Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика. Сборник задач. – М.: ИОЦ «Академия», 2016.
3.2.2. Электронные ресурсы
Естественнонаучный образовательный портал. Режим доступа: http://en.edu.ru
Математика и математики, математика в жизни. Случаи и биографии, курьезы и открытия. Режим доступа: http://mathc.chat.ru/
Методическая копилка учителя математики. Режим доступа: http://www.metodkopilka.com
Министерство образования Российской Федерации. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru
Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Образовательные ресурсы Интернета. Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/math1.htm
Основные понятия и методы математической статистики. Анализ мощности, надежности, выживаемости. Графические методы в статистике, нейронные сети, другие разделы. Краткий словарь и таблицы распределений. Режим доступа: http://www.statsoft.ru/home/textbook/
Сборник лекций. Электронные учебники и решебники. Краткий теоретический обзор дисциплины. Режим доступа: http://www.mathelp.spb.ru
Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
Электронная библиотека Московского центра непрерывного математического образования: полные тексты свободно распространяемых книг, записки лекций, сборники задач, программы курсов. Режим доступа: http://www.mccme.ru/free-books/
Электронная библиотека. Электронные учебники. Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: |
применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; | Вычисление количества перестановок, сочетаний и размещений с повторами и без; Решение задач на поиск вероятности простых событий, вероятности суммы и произведения независимых или совместных событий; Решение задач на расчет вероятности с использованием теорем Бернулли и Байеса; Выполнение действий по построению функций распределения дискретной (ДСВ) и непрерывной (НСВ) случайных величин; Выполнение действий по построению графиков функций распределения ДСВ и НСВ; Выполнение действий по построению графиков функций плотности НСВ; Выполнение действий по расчету математического ожидания, дисперсии и среднеквадратического отклонения для НСВ и ДСВ; Выполнение действий для построения полигонов и гистограмм по имеющимся статистическим данным; Выполнение расчетов моды, медианы; Вычисление доверительных интервалов | практические работы, индивидуальные домашние задания, контрольная работа |
использовать расчетные формулы, таблицы, графики при решении статистических задач; | Выполнение расчетов с использованием схемы Бернулли; Вычисление характеристик НСВ с использованием функции Лапласа и Пуассона; Вычисление интервальных оценок с применением таблиц интегральной функции Лапласа; Определение характеристик НСВ с использованием графиков плотности; Вычисление доверительной вероятности с использованием таблицы критических точек распределения Пирсона и Стьюдента | практические работы, индивидуальные домашние задания, контрольная работа |
применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа; | Применение электронных таблиц Excel для расчетов средних характеристик статистических данных; Применение математического пакета Mathcad для вычисления интервальных оценок, доверительных интервалов и построения графиков статических данных | практические работы, индивидуальные домашние задания, контрольная работа |
знать: |
элементы комбинаторики | Формулирование определения перестановок, сочетаний, распределений. Выведение формул для расчетов перестановок, сочетаний, распределений с повторами и без. | Контрольная работа Устный опрос Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа |
Понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность. | Формулирование определений классического и статистического понятия вероятности. Формулирование определения простых и сложных событий. Перечисление типов сложных событий. | Устный опрос Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа |
Алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности. | Доказательство теорем сложения и умножения вероятности сложных событий. Выведение формул для расчетов вероятности сложных событий с помощью теорем умножения и сложения вероятностей. | Устный опрос Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа |
Схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли. Формулу (теорему) Байеса. | Выведение формулы в схеме Бернулли. Формулирование теоремы и выведение формулы Байеса. | Устный опрос Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа |
Понятия случайной величины, дискретной случайной величины, ее распределение и характеристики, непрерывной случайной величины, ее распределение и характеристики. | Формулирование определений случайной величины, дискретной случайной величины, непрерывной случайной величины. Перечисление видов распределений для ДСВ и НСВ. Выведение формул и свойств для характеристик ДСВ и НСВ. | Устный опрос Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа |
Законы распределения непрерывных случайных величин | Формулирование закона распределения непрерывных случайных величин | Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа |
Центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки. | Формулирование центральной предельной теоремы. Формулирование определений основных понятий математической статистики (выборка, совокупность, объем выборки, мода, медиана, доверительный интервал). | Устный опрос Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа |
Понятие вероятности и частоты. | Перечисление действий для определение вида распределения статистических данных | Устный опрос Тестирование |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1 | 2 | 3 |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | формулирование цели и задач предстоящей деятельности, умение представить конечный результат деятельности в полном объеме, планирование предстоящей деятельности, обоснование выбора типовых методов и способов выполнения плана, умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат) | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выполнение контрольных работ, написание и защита рефератов с использование изданий периодической печати и Интернет-ресурсов |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | умение самостоятельно работать с информацией, понимать замысел текста, демонстрация навыков пользования словарями, справочной литературой, умение отделять главную информацию от второстепенной. | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выполнение контрольных работ, написание и защита рефератов с использование изданий периодической печати и Интернет-ресурсов |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию, определение своих потребностей в изучении дисциплины, владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений, осуществление самооценки и самоконтроля через наблюдение за собственной деятельностью, умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт, реализация поставленной цели в деятельности проявление ответственности за работу членов команды, результат выполнения заданий. | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выполнение контрольных работ, написание и защита рефератов с использование изданий периодической печати и Интернет-ресурсов |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | умение грамотно ставить и задавать вопросы, способность координировать свои действия с другими участниками общения, способность контролировать свое поведение, эмоции и настроение, умение воздействовать на партнера общения. определение проблемы в профессионально-ориентированных ситуациях, изложение способов и вариантов решения проблемы, оценка ожидаемого результата, планирование поведения в профессионально ориентированных проблемных ситуациях | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выполнение контрольных работ, написание и защита рефератов с использование изданий периодической печати и Интернет-ресурсов |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности, понимание роли модернизации технологий профессиональной деятельности, представление конечного результата в полном объеме, умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологий. | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выполнение контрольных работ, написание и защита рефератов с использование изданий периодической печати и Интернет-ресурсов |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выполнение контрольных работ, написание и защита рефератов с использование изданий периодической печати и Интернет-ресурсов |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | - проявляет культуру потребления информации, - демонстрирует умения и навыки пользования компьютерной техникой, навыки отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве. | Наблюдение за деятельностью обучающихся, все практические работы. |
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности | - показывает умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту. | Наблюдение за деятельностью обучающихся, все практические работы. |
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий | - демонстрирует готовность и способность к самообразованию. | Наблюдение за деятельностью обучающихся, все практические работы. |
ЛР 16 Способен выполнять правила, пользоваться основными положениями и инструкциями, распоряжениями, приказами и другими нормативными документами, необходимом для исполнения должностных обязанностей | - пользуется нормативными документами для исполнения профессиональных задач. | Наблюдение за деятельностью обучающихся, все практические работы. |
6