СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Введение в специальность код, специальность 040401 Социальная работа

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ВВедение в специальность специальность 040401

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Введение в специальность код, специальность 040401 Социальная работа»

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины Введение в специальность

код, специальность 39/02/01 Социальная работа





















2019






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13
































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в специальность»


1.1. Область программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 Социальная работа.

Программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также аттестации специалистов по социальной работе.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Введение в специальность» относится к дисциплинам профессионального цикла, направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.






1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- охарактеризовать специфику деятельности социального работника (цель, задачи, направления и т.д.) в учреждениях социальной сферы;

- определять взаимосвязь социальной работы в системе наук, её связь с другими науками;

- определять проблемное поле, практические проблемы социальной работы;

- обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

- определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности профессиональной сферы социальной работы;

- сущность социальной работы в России: цели и принципы, направления и закономерности, уровни и субъекты;

- ценности профессиональной деятельности социального работника;

- особенности социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека;



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часа.


















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


- Составление схемы направлений деятельности социального работника, направлений современной социальной работы в России и за рубежом.

- Составление 10 вопросов по теме: «Сущность социальной работы: принципы и закономерности, уровни и субъекты».

- Изучение и конспектирование теоретического материала на тему: «Социальная работа в структуре общественных наук». (Социальная работа. под ред. В.И. Курбатова, Ростов-на-Дону 2006г. стр. 132-135.)

- Составление духовно - нравственного портрета социального работника опираясь на этический и профессиональный кодекс социального работника.

- Оформление понятийного словаря по изученным темам.

Подготовка к терминологическому диктанту по социальной работе.

- Подготовка сообщений на тему: «Современные благотворители» или «Вклад современных благотворителей в развитие социальной работы в России».

- Конспектирование дополнительного материала;

- Решение практической ситуации клиента (практическая ситуация на выбор студента).

3


1



1




3


2


4

2

Промежуточная аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Введение в специальность»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Знакомство.




Тема 1.1.

Введение.

Политехнический колледж вчера сегодня, завтра.

Содержание учебного материала




2




2

1

Введение. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Введение в специальность, ее связь с другими дисциплинами. Специальность в сфере рыночной экономики. Закон Российской Федерации «Об образовании»: содержание, основные положения; образовательные учреждения, их виды. Типовое положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования. Социальные гарантии прав граждан на образование. Политехнический колледж вчера сегодня, завтра. История и традиции колледжа. Педагогический коллектив колледжа. Устав колледжа. Социальная поддержка студентов.

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение Федерального закона «Об образовании» как правовой основы образовательного процесса в системе СПО.

1

Тема 1.2.

Основная образовательная программа по специальности.

Содержание учебного материала


2



2

1

Основная профессиональная образовательная программа по специальности – ГОС СПО: понятие, формы освоения, нормативные сроки обучения. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности: циклы дисциплин, учебные дисциплины; дисциплины специализации и дисциплины по выбору студента, установленные образовательным учреждением; дисциплины факультативные; производственная практика; резерв времени образовательного учреждения; промежуточная и итоговая Государственные аттестации; каникулярное время.

Самостоятельная работа обучающихся: Анализ классификатора специальностей СПО и структуры профессиональной образовательной программы по специальности, ее содержание.

1

Тема 1.3.

Организация учебного процесса по специальности в колледже.


Содержание учебного материала




4




2

1

Организация учебного процесса по специальности в колледже. Бюджет учебного времени: максимальная учебная нагрузка, аудиторные занятия, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Теоретическое и практическое обучение. Формы учебных занятий: урок, лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, консультации и др. Текущая промежуточная и итоговая Государственная аттестация. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса по специальности. Коллектив студентов как часть педагогического коллектива. Сознательная дисциплина – основа развития коллектива. Органы самоуправления коллектива колледжа. Коллективное планирование. Права и обязанности студентов. Кодекс чести студента «АСПК». Психологические основы сознания коллектива учебной группы. Личностные и деловые отношения. Конфликтные ситуации. Устранение дефицита информации о членах группы. Быт – залог успешного психологического климата.

Режим дня. Режим питания молодого организма. Самообслуживание. Гигиена.

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение кодекса чести студентов «АСПК». Изучение прав и обязанностей студента.

2

Тема 1.4.

Основы информационной культуры студента.



Содержание учебного материала


2


2

1

Основы информационной культуры студента. Библиотека – хранилище информационных ресурсов, база образования и самообразования. Основные понятия: библиотека, библиотечные услуги, библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат. Система каталогов и карточек. Карточные и электронные каталоги. Справочные издания в учебной и практической деятельности. Виды справочных пособий. Библиография, ее виды. Работа с научно-популярной литературой. Файловая система хранения информации в ПК. Типы файлов. Виды и форматы материальных носителей информации. Понятие глобальной сети Интернет и его функции.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление библиографических списков к рефератам, докладам в соответствии с ГОС.стандартами.

1

Тема 1.5.

Квалификационная характеристика выпускника.


Содержание учебного материала


2


2

1

Квалификационная характеристика выпускника.

Основные виды деятельности специалиста. Квалифицированные справочники должностей служащих. Единый тарифно-квалифицированный справочник работ и профессий рабочих. Квалификационные характеристики по должностям специалистов, служащих и рабочих профессий по специальности.

Профессиональные требования, нравственный уровень, профессиональная этика специалиста. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Престижность специалиста. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Престижность и спрос на специалистов. Возможности трудоустройства и продолжения образования. Документационное подтверждение квалификации специалиста СПО: диплом об окончании колледжа.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление общей характеристики специальности и особенности профессии.

1

Раздел 2.

Особенности профессиональной сферы социальной работы.







2




Тема 2.1.

Социальная работа как профессия.

Содержание учебного материала

2



1

Общие сведения о профессии. Проблемное поле социальной работы.

Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития Российского общества. Профессиограмма социального работника. Главная цель социальной работы.

Специфические ценности социальной работы.

Основные функции социального работника (по В.Г. Бочаровой).

Основные виды деятельности социального работника.

Профессиональные роли социального работника.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы направлений деятельности социального работника. Подготовка сообщений по выбранным темам.

1





2





Тема 2.2.

Сущность социальной работы: принципы и закономерности, уровни и субъекты.

Содержание учебного материала

2

1

Основные цели и задачи профессии.

Принципы, закономерности социальной работы.

Уровни социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Категориальный аппарат.

Социальная работа как вид деятельности и социальной системы.

Содержание и средства социальной работы.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление 10 вопросов по теме: «Сущность социальной работы: принципы и закономерности, уровни и субъекты».

1

Раздел 3.

Аспекты социальной работы.









3

Тема 3.1.

Социальная работа как отрасль научного знания.

Содержание учебного материала


2

1

Социальная работа как отрасль научного знания.

2


Практическая работа: «Место социальной работы в системе наук, её связь с другими науками».

Защита рефератов по выбранным темам.

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение и конспектирование теоретического материала на тему: «Социальная работа в структуре общественных наук». (Социальная работа. под ред. В.И. Курбатова, Ростов-на-Дону 2006г. стр. 132-135.)

1

Раздел 4.

Ценности профессиональной деятельности.













Тема 4.1. Этический и профессиональный кодекс социального работника.

Содержание учебного материала

2


3

1


Практическая работа: «Этический и профессиональный кодекс социального работника».

Общие психологические качества и способности человека, необходимые для социальной работы.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление духовно - нравственного портрета социального работника опираясь на этический и профессиональный кодекс социального работника.

1

Тема 4.2. Социальная работа как процесс решения проблем: технический и коммуникативный подходы.

Содержание учебного материала

2


2

1

Социальная работа как процесс решения проблем: технический и коммуникативный подходы.

Основные группы навыков и умений социального работника применимые в процессе решения проблем клиента (аналитические навыки, навыки взаимодействия, организационные навыки).

Самостоятельная работа обучающихся: Оформление понятийного словаря по изученным темам.

Подготовка к терминологическому диктанту по социальной работе.

1

Тема 4.3. Зарубежный опыт социальной работы.

Содержание учебного материала

4


2

1

Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы.

Социальная работа в США, Норвегии. Развитие социальной работы в Германии.

Система социального обеспечения в Исландии.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление структурно-логической схемы направлений современной социальной работы в России и за рубежом.

2

Тема 4.4. Непрофессиональный уровень социальной работы.

Содержание учебного материала


2


3

1

Практическая работа: «Непрофессиональный уровень социальной работы».

Виды, целевые установки. Волонтерская деятельность. Общественные объединения. Общественное движение. Общественный фонд. Общественные учреждения. Орган общественной самодеятельности.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «Современные благотворители» или «Вклад современных благотворителей в развитие социальной работы в России».

1

Тема 4.5. Практические проблемы социальной работы.

Содержание учебного материала


2



3


1

Практическая работа: «Решение практических ситуаций клиента».

  1. Групповое решение практических ситуаций клиента.

  2. Индивидуальное решение практических ситуаций клиента.

2

Контрольная работа № 1. Выполнения задания в тестовой форме.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Решение практической ситуации клиента (практическая ситуация на выбор студента).

2





Максимальная учебная нагрузка (Всего)

48

Аудиторная учебная нагрузка

32


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИи программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики социальной работы.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- нормативные акты по социальной защите населения;

- комплект учебно-наглядных пособий по социальной защите населения;

- толковые словари.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Зубкова, Т.С., Тимошина, Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей [Текст] : учебное пособие. – М., 2010. – 122 с.

  2. Кравченко, А.И. Социальная работа [Текст] : учеб. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2010. – 416 с.

  3. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М, 2011. – 82 с.

  4. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / под редакцией доктора исторических наук, профессора Холостовой, Е.И. – М., Юрист, 2012. – 424 с.

  5. Социальная работа [Текст] / под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н \ Д., 2009. 124 с.

  6. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. [Текст] / под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2011. 11 с.

  7. Социальная работа : теория и практика [Текст] : Учеб. Пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А. С. Сорвина. – М., 2012. – 64 с.

  8. Основы социальной работы [Текст] : Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок, - М.: ИНФРА – М , 2006. – 360 с.

  9. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность : Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов, - М. : КНОРУС, 2013. – 368 с.

  10. Павленок, П. Д. Введение в специальность. Социальная работа [Текст] : учебное пособие. / П. Д. Павленок, Е. В. Куканова, В. К. Шаповалов ; под общ. ред. П. Д. Павленок. – М.: ФОРУМ : ИНФРА – М, 2010. – 128 с.

  11. Об образовании [Текст] : федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.12. Типовое положение об утверждении среднего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 03.03.01 № 160.

  12. Среднее профессиональное образование. Сборник законодательных и иных нормативно-правовых актов Минобразования. [Текст] - М., 2010.

  13. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

  14. О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования России № 16-52-138 ин/16-13 от 29.12.2000.


Дополнительные источники:

        1. Медведева, Г.П. Этика социальной работы [Текст] : Учебное пособие. – М., 2009. 15 с.

        2. Современная энциклопедия социальной работы [Текст] / под ред. В.И. Жукова. – М., 2009. – 412 с.

        3. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. [Текст] / под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2011. 55 с.

        4. Социальная работа: теория и практика [Текст] : Учеб. Пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2011. 82 с.

        5. Семушкина, Л.Т. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: Учебное пособие для преподавателей / Л.Т. Семушкина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2013.

        6. Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова, В.И. [Текст] – М., Союз. – 2013. – 188 с.

        7. Основы социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова, и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2010. – 288 с.

        8. Российская энциклопедия социальной работы. Том 2. [Текст] – М., 2007. – 406 с.

        9. Тетерский, С. В. Введение в специальность [Текст] : Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Акодемический Проект, 2011. – 496 с.

        10. http://soc-work.ru/

        11. http://socpedagogika.narod.ru

        12. http://www.socrab.ru

        13. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian







4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, сообщений, рефератов.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- охарактеризовать специфику деятельности социального работника (цель, задачи, направления и т.д.) в учреждениях социальной сферы;


ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК 2.1.

ПК 3.1.

- оценка выполнения задания в тестовой форме;

- оценка оформления понятийного словаря;

- оценка составления схемы направлений деятельности социального работника.

- оценка анализа деятельности учреждений социальной сферы своего региона и составления таблицы;

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.

- определять взаимосвязь социальной работы в системе наук, её связь с другими науками;


ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы;

- оценка выполнения реферата по темам (на выбор студента).

- определять проблемное поле, практические проблемы социальной работы;

ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка выполнения индивидуального задания;

- оценка решения практических ситуаций клиента;

- оценка устного ответа по изучаемой теме;

- оценка выполнения практической работы.

- обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;


ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка выполнения задания в тестовой форме;

- оценка оформления понятийного словаря;

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.

- определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;

ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка составления

структурно-логической схемы направлений современной социальной работы в России и за рубежом;

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.

Знания:


- особенностей профессиональной сферы социальной работы;


ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка выполнения задания в тестовой форме;

- оценка составления структурной схемы служб социальной защиты региона;

- оценка анализа деятельности учреждений социальной сферы своего региона и составление таблицы;

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка решения ситуационных задач;

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.

- сущности социальной работы в России: цели и принципов, направлений и закономерностей, уровней и субъектов;


ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка выполнения практического задания

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.

- ценностей профессиональной деятельности социального работника;


ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка оформление понятийного словаря;

- оценка составления

духовно - нравственного портрета социального работника;

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.

- особенностей социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека;



ОК 1. - ОК 9.

ПК 1.1.

ПК.2.1.

ПК 3.1.

- оценка решения практических ситуаций клиентов;

- оценка анализа результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценка выполнения самостоятельной работы;

- оценка выполнения практической работы.