МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
| Утверждаю Директор ГАПОУ СО «КТА» _________/_____________________/ ФИО приказ № ___ от «___»_____ 20__ г приказ № ___ от «___»_____ 20__г приказ № ___ от «___»_____ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«Выполнение механизированных работ в растениеводстве»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии технического профиля
название профиля
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
код и наименование профессии
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2017
СОГЛАСОВАНО зам. директора по учебно-производственной работе _______________/Е.Н.Торопова/ «_______»_____________20 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________20 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________20 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________20 г. | Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.01.Мастер с/х производства, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г №855 с изменениями приказ Министерства образования и науки РФ от 09.04.2015г. № 389 и профессионального стандарта «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, утверждённого приказом Минтруда и соцзащиты от 04 июня 2014 года №362н |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии ____________________ ______________________________________ Протокол №__, дата «___»________20 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________20 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________20 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________20 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ |
Составители (авторы): Степанов Н.Н. спец. дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КТА» Днепровский О.А. мастер п\о ГАПОУ СО «КТА» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ учебной практики | стр. 4 |
2. результаты освоения практики | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание учебной практики | 8 |
4 условия реализации программы учебной практики | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения программы практики | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью образовательной программы СПО- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинам и всех видов на предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2 Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве
ПК 1.3 Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Программа учебной практики может быть использована в программах профессиональной подготовки работников по профессии
Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.
1.2. Цели и задачи практики – требования к результатам прохождения практики
В ходе освоения программы учебной практики студент должен:
иметь практический опыт:
- управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех марок;
- технического обслуживания тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин всех марок;
- выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур;
уметь:
- самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства;
- комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
- выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
- самостоятельно выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания;
- выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению;
- выполнять под руководством работы по подготовке установки на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документацию.
Количество часов на освоение рабочей программы практики:
Всего 7 недель, 252 часов.
2. результаты освоения ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы практики является овладение студентами видом профессиональной деятельности: ««Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур», в том числе профессиональными компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК):
Код | Наименование результата обучения | Требование профессионального стандарта | Код |
ПК 1.1 | Управлять тракторами и самоходными сельско-хозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства. | Погрузочно-разгрузочные, транспортные и стационарные работы на тракторах | А/07.3 |
Заправка тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин горюче-смазочными материалами | А/12.3 |
Выполнение механизированных работ по разгрузке и раздаче кормов животным | А/09.3 |
ПК 1.2. | Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве | Выполнение основной обработки почвы с заданными агротехническими требованиями | А/01.3 |
Внесение удобрений с заданными агротехническими требованиями | А/02.3 |
Выполнение предпосевной подготовки почвы с заданными агротехническими требованиями | А/03.3 |
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с заданными агротехническими требованиями | А/04.3 |
Выполнение механизированных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами | А/05.3 |
Выполнение уборочных работ с заданными агротехническими требованиями | А/06.3 |
Выполнение мелиоративных работ | А/08.3 |
Выполнение механизированных работ по уборке навоза и отходов животноводства | А/10.3 |
Техническое обслуживание при использовании и при хранении трактора, комбайна и сельскохозяйственной машины | А/11.3 |
ПК 1.3. | Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. | | |
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8. | Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ). |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Содержание учебной практики
Код и наименование профес-сионального модуля | Формируемый образовательный результат (практический опыт, уметь) | Виды выполняемых работ | Содержание работ (детализация видов выполняемых работ) | Количество часов на каждый вид работы |
| Раздел 1. Управление тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства. | 108// 3 нед |
ПМ.01«Выполнение механизированных работ в растениеводстве» | практический опыт: - управления тракто-рами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех марок; - технического обслу-живания тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин всех марок; - выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур; уметь: - комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве; | Подготовка МТА к работе и работа на них. Вождение тракторов и комбайнов.
| Тема 1.1. Ознакомление с учебной практикой. Инструктаж по ТБ и противопожарной безопасности. | 6 |
Тема1.2.Управление гусеничного трактора ДТ-75М | 6 |
Тема1.3. Комплектование машинно-тракторных агрегатов и способы их движения. | 30 |
Тема1.4.Управление колесного трактора МТЗ-82 | 6 |
Тема1.5.Комплектование машинно-тракторных агрегатов и способы их движения. | 6 |
Тема1.6. Управление трактора Т-150К. | 6 |
Тема1.7.Комплектование машинно-тракторных агрегатов и способы их движения. | 6 |
Тема1.8.Управление комбайна «СК-5 НИВА» | 6 |
Тема1.9. Переоборудование комбайна «СК-5 НИВА» на раздельное и прямое комбайнирование. | 12 |
Тема1.10. Переоборудование комбайна «Дон -1500» на прямое и раздельное комбайнирование. | 12 |
Тема1.11.Подготовка машин для послеуборочной обработки зерна, технологический процесс работы. | 6 |
Промежуточная аттестация | 6 |
| Раздел 2. Выполнение работ по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. | 72/ 2 нед |
| практический опыт: - технического обслу-живания тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин всех марок; Уметь: - выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов; -самостоятельно выпол-нять работы средней сложности по периоди-ческому техническому обслуживанию тракто-ров и агрегатируемых с ними сельхоз машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания; -выявлять несложные неисправности тракторов и с/х машин, зерновых и специальных комбайнов и самостояте-льно выполнять работы по их устранению; -выполнять под руководством работы по подготовке установке на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требова-ниями нормативно- технической документации; - оформлять первичную документацию; | выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства; комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве; выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов; | Выполнение ЕТО трактора и плуга. | 6 |
Выполнение ТО-1 трактора и плуга. | 6 |
Комплектование и настройка рабочих органов плуга | 6 |
Выполнение ЕТО трактора и культиватора. | 6 |
Выполнение ТО-1 трактора и культиватора. | 6 |
Комплектование и настройка рабочих органов культиватора | 6 |
Выполнение ЕТО трактора и сеялки, регулировки сеялки. | 6 |
Выполнение ТО-1 трактора и сеялки, регулировки сеялки. | 6 |
Комплектование агрегатов для посева и посадки сельскохозяйственных культур. | 6 |
Выполнение ЕТО комбайна «СК-5 НИВА» и подготовка к работе. | 6 |
Выполнение ЕТО комбайна «Дон -1500» и подготовка к работе. | 6 |
Промежуточная аттестация | 6 |
| Раздел 3. Выполнение работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве. | 72/ 2 нед |
| практический опыт: - выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур; Уметь: -самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбай-нами в соответствии с требованиями агротех-ники и интенсивных технологий производ-ства; | выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания; выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению; | Технология и машины для основной обработки почвы. | 6 |
Технология и машины для предпосевной обработки почвы. | 6 |
Технология и машины для сева. | 6 |
Технология и машины для ухода за посевами зернобобовых культур. | 6 |
Технологии и машины для уборки картофеля. | 6 |
Уборка сельскохозяйственных культур для заготовки грубых кормов и силоса. | 6 |
Уборка сельскохозяйственных культур для заготовки грубых кормов и силоса. | 6 |
Технология и машины для уборки зерновых культур сплошного сева. | 6 |
Технология и машины для уборки зерновых культур сплошного сева | 6 |
Технология и машины для уборки зернобобовых культур. | 6 |
Машины для послеуборочной обработки зерна, технологический процесс работы. | 6 |
| Дифференцированный зачёт | 6 |
| | | ИТОГО | 252/ 7 нед |
4. условия реализации Программы практики 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие
учебного хозяйства ГБПОУ СО «Калининского агропромышленного лицея»
Трактродрома и лабораторий:
- технического обслуживания и ремонта тракторов № 27;
- технического обслуживания и ремонта комбайнов № 21;
- технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин № 20.
4.2.Требования к учебно-методическому обеспечению практики:
Задания на практику, портфолио для студента, перечень методических рекомендаций (указаний) для студентов по выполнению видов работ, инструкционно-технологические карты.
4.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.А.Родичев. «Трактора» Москва. Академия.
Гусаков Ф.А. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Практикум (6-е изд., стер.) учеб. пособие
Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины (14-е изд.) учеб. пособие
Набоких В.А. Электрооборудование автомобилей и тракторов (5-е изд., стер.) учебник
Дополнительные источники:
1 . Инструкции по эксплуатации заводов изготовителей тракторов ДТ-75МВ, Т-150К, МТЗ-80, Т-40А.
Интернет ресурсы:
1. Слесарные работы. Форма доступа: свободная http://www. metalhandling.ru
2.Электронный ресурс Измерительный инструмент. Форма доступа свободная http://www.chelzavod.ru
3.Электронный ресурс «Мега Слесарь». Форма доступа свободная http://www.megaslesar.ru
4.4. Общие требования к организации практики
Учебная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей, согласно календарного графика учебного процесса.
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю учебной практики - выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования;
4–5 квалификационный разряд с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года и опытом деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства. | Движение на свободном пространстве соответствует заданной траектории Движение в ограниченном проезде соответствует заданной траектории. Откат при трогании с места на подъеме не более 20 см В результате маневрирования на задней передаче, трактор выведен в точку, позволяющую провести агрегатирование с сельскохозяйственной машиной. | Формализованное наблюдение за деятельностью учащегося. Практико-ориентированный экзамен. |
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве | Заданные работы выполнены с соблюдением агротехнических требований по соответствующему виду работ для заданной культуры ( см. приложение агротехнические требования к выполнению.. ) Соблюден заданный норматив времени. | Формализованное наблюдение за деятельностью учащегося. Практико-ориентированный экзамен. |
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания | Выполнены все операции периодического ТО трактора в соответствии с заданием. Выполнены все операции по ежесменному ТО трактора. Выполнены все операции по сезонному ТО трактора в соответствии с заданием. Выполнены все операции ТО при постановке комбайна на хранение. Выполнены все операции периодического ТО комбайна в соответствии с заданием. Выполнены все операции по ежесменному ТО комбайна. Выполнены все операции ТО сельскохозяйственного оборудования в соответствии с заданием. | Формализованное наблюдение за деятельностью учащегося. Практико-ориентированный экзамен. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - положительная характеристика работодателя | - экспертная оценка работодателя |
ОК.2Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - участие в профессиональных конкурсах, днях открытых дверей, исследовательской работе. | - наблюдение за внеурочной деятельностью |
ОК.3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - рациональное распределение времени на всех этапах решения задач | - наблюдение за выполнением задания во время учебной деятельности, учебной и производственной практики |
ОК.4Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - полнота анализа рабочей ситуации | - оценка анализа рабочей ситуации |
ОК.5Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиона-льной деятельности. | - своевременная проверка и самопроверка выполненной работы | - оценка эффективности и правильности проверки и самопроверки выполненной работы |
ОК.6Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - грамотная корректи-ровка и своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе | - наблюдение за за выполнением задания во время учебной деятельности, учебной и производственной практики |
ОК.7Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | - активное использо-вание различных источников для решения профессиональных задач | - наблюдение за выполнением работ в учебной деятельности и в ходе учебной и производственной практики |
- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики. | - наблюдение за учебной деятельностью и учебной и производственной практикой |
ОК.8Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - активное участие в жизни коллектива. | - наблюдение за учебной деятельностью и учебной и производственной практикой |
- участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах. | - наблюдение за внеурочной работой |
7