СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса БИОЛОГИЯ в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В. В. Пасечника Дрофа 2009 –92с. Программа разработана с таким расчётом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса БИОЛОГИЯ в 7 классе»

Рассмотрена и одобрена на

заседании методического

объединения

Председатель МО

________/М.А. Гаврилова/

«____» август 2016 г.

Утверждена директором

МБОУ СОШ №8

Рузаевского муниципального района

____________/Т.В. Соколова/


«___» август 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса БИОЛОГИЯ в 7 классе










Составитель: Горюнова Яна Геннадьевна

учитель биологии














2016 г.


Рабочая программа по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В. В. Пасечника Дрофа 2009 –92с. Программа разработана с таким расчётом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате обучения биологии в 7 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • Многообразие животных (простейшие; многоклеточные животные: беспозвоночные, позвоночные);

  • Строение, индивидуальное развитие и эволюцию животных;

  • Развитие и закономерности размещения животных на Земле;

  • Биоценозы;

  • Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

уметь:

  • применять следующие понятия: зоология, систематические категории, этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция животных, корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы, губки, скелетные иглы, клетки (специализация, слои клеток), кишечная полость, радиальная (лучевая) симметрия, щупальца, эктодерма, энтодерма, стрекательные клетки, полип, медуза, коралл, регенерация, кожно-мышечный мешок, гермафродит, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, чередование поколений, системы (пищеварительная, выделительная, половая), мускулатура, анальное отверстие, разнополость, параподия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, забота о потомстве, олигохеты, диапауза, защитная капсула, пиявки, гирудин, анабиоз, моллюски, раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, тёрка, железы (пищеварительная, слюнные), глаза, почки, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг, хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, паутина –ловчая сеть, легочные мешки и трахеи, партеногенез, таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки, стрекозы, жесткокрылые (жуки), полужесткокрылые (клопы), развитие с превращением: яйцоличинкакуколкавзрослое насекомое, чешуекрылые (бабочки), гусеница, равнокрылые, двукрылые, блохи, перепончатокрылые, наездники, пчелы (матки, трутни, рабочие), мед, прополис, воск, соты, хорда, череп, позвоночник, позвонок, бесчерепные, ланцетники, черепные (позвоночные), хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия, осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные, земноводные (безногие, хвостатые, бесхвостые, головастик), пресмыкающиеся, гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация, первозвери (яйцекладущие), настоящие звери, млекопитающие (грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хоботные, хищные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы), плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа, наружный скелет, внутренней скелет, осевой скелет, скелет конечностей и пояса конечностей, сустав, движение (амебоидное, за счет биение жгутиков и ресничек, с помощью мышц), полости тела (первичная, вторичная, смешанная), диффузия, газообмен, жабры, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки, обмен веществ, превращение энергии, ферменты, кровеносная система, кровь, органы выделения, нервная система, рефлекс, инстинкт, органы чувств, продление рода, органы размножения, деление (надвое, множественное), размножение (бесполое, половое), почкование, живорождение, оплодотворение (внешнее, внутреннее), метаморфоз, развитие без превращения, развитие с превращением, половое созревание, периодизация онтогенеза, филогенез, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизмы, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, разновидность, видообразование, ареал, виды (эндемик, космополит, реликт), миграция (возрастная, периодическая, непериодическая), биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), цепь питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида, экологическая группа, пищевые (трофические) связи, промысел, промысловые животные, мониторинг, биосферный заповедник, заповедник, заказник, памятники природы, красная книга, акклиматизация.

использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Содержание тем учебного курса биологии 7 класса


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

История развития зоологии. Представления наших предков о животных. Зоология в древние и средние века. Современная зоология.

ГЛАВА 1. Простейшие (2 часа )

Простейшие. Общая характеристика. Систематические группы простейших: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших».

Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории. Значение простейших.

ГЛАВА 2. Многоклеточные животные (19 часов)

Беспозвоночные. Тип Губки. Общая характеристика. Образ жизни. Класс Известковые губки. Класс Стеклянные губки. Класс Обыкновенные губки. Значение губок. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Образ жизни. Класс Гидроидные. Значение кишечнополостных.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. Значение плоских червей. Тип Круглые черви. Общая характеристика. Образ жизни. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей».

Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Общая характеристика. Класс Многощетинковые кольчецы, или полихеты. Образ жизни.Класс кольчецов. Класс Многощетинковые, или Олигохеты. Класс Пиявки. Образ жизни. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя».

Тип Моллюски. Общая характеристика. Лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков».Классы моллюсков. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Класс головоногие.

Тип Иглокожие. Общая характеристика. Класс Морские лилии. Класс Морские звезды. Класс Морские ежи. Класс Офиуры.

Тип Членистоногие. Общая характеристика. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными».

Класс Насекомые. Общая характеристика. Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых». Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Уховёртки. Поденки.

Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки или Жесткокрылые. Значение жуков. Клопы или полужесткокрылые. Отряды насекомых. Бабочки или Чешуекрылые. Значение бабочек в природе. Равнокрылые. Двукрылые.Отряд насекомых. Общая характеристика. Пчелы. Муравьи.

Позвоночные. Классы рыб. Общая характеристика. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Хозяйственное значение рыб. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб». Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы. Отряд Скаты. Отряд Химерообразные.

Костные рыбы. Отряд Осетрообразные, или Костно-хрящевые. Отряд Сельдеобразные. Отряд Лососеобразные. Отряд Карпообразные. Отряд Окунеобразные.

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика. Отряд Безногие. Отряд Хвостатые. Отряд Бесхвостые.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика. Отряд Чешуйчатые. Отряды пресмыкающихся. Отряд Черепахи. Отряд Крокодилы.

Класс Птицы. Общая характеристика. Отряд Пингвины. Лабораторная работа №8 « Изучение внешнего строения птиц».

Отряды птиц. Отряд Страусообразные. Отряд Нандуобразные. Отряд Гусеобразные. Отряды птиц. Отряд Дневные хищные птицы. Отряд Совы. Отряд Куриные. Отряды птиц. Отряд Воробьинообразные. Отряд Голенастые, или Аистообразные.

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери. Подкласс Настоящие звери. Отряд Насекомоядные. Отряд Рукокрылые.

Отряды млекопитающих. Отряд Грызуны. Отряд Зайцеобразные. Отряды млекопитающих. Отряд Китообразные. Отряд Ластоногие. Отряд Хоботные. Отряд Хищные. Отряды млекопитающих. Отряд Парнокопытные. Отряд Парнокопытные.

Отряд млекопитающих. Приматы. Подотряд Полуобезьяны. Подотряд Высшие Приматы, или Обезьяны.

ГЛАВА 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (7 часов )

Покровы тела. Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела». Опорно-двигательная система.

Способы передвижения животных: амебоидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц. Полости тела. Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения животных». Органы дыхания и газообмен. Газообмен у животных разных систематических групп. Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных».

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Питание и пищеварение. Кровеносная система. Кровь. Кровообращение. Органы выделения.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения». Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных».

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение.

Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных». Периодизация и продолжительность жизни животных. Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость. Старость.

ГЛАВА 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа )

Доказательства эволюции животных. Палеонтологические доказательства. Эмбриологические доказательства. Сравнительно-анатомические доказательства. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Наследственность. Изменчивость.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Дивергенция. Разновидность. Видообразование.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

ГЛАВА 5. Биоценозы (2 часа)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы.

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Трофические связи.

ГЛАВА 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание животных.



.








Календарно-тематическое планирование (7 класс)

п/п

Тема урока

Всего часов

Дата

План.

Факт.


Введение

1



1 (1)

История развития зоологии. Современная зоология.

1




Простейшие

2



1 (2)

Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.

1



2 (3)

Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории.

1




Многоклеточные животные

19



1 (4)

Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

1



2 (5)

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Тип круглые черви.

1



3 (6)

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые.

Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.

1




4 (7)

Тип Моллюски.

Классы моллюсков. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

1




5 (8)

Тип Иглокожие. Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

1



6 (9)

Тип Членистоногие. Ракообразные, Паукообразные.

1



7 (10)

Класс Насекомые.

Отряды Насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Отряды Насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1





8 (11)

Отряды Насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Отряды Насекомых. Перепончатокрылые.

1




9 (12)

Позвоночные. Классы рыб (хрящевые, костные).

Классы хрящевых рыб. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

1




10 (13)

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

1



11 (14)

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

1



12 (15)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

Отряды пресмыкающихся. Черепахи. Крокодилы.

1



13 (16)

Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Отряды птиц. Страусообразные. Нандуобразные. Казуарообразные. Гусеобразные.

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

Отряды птиц. Воробьинообразные. Голенастые.

1






14 (17)

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

1



15 (18)

Отряды млекопитающих. Грызуны. Зайцеобразные.

Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хоботные. Хищные.

Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

1



16 (19)

Отряд млекопитающих. Приматы.

1




Эволюция строения и функций органов и их систем

7



1 (20)

Покровы тела.

Опорно-двигательная система.

1



2 (21)

Способы передвижения животных. Полости тела.

Органы дыхания и газообмен.

1




3 (22)

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращения энергии.

1



4 (23)

Кровеносная система. Кровь.

Органы выделения.

1




5 (24)

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

1



6 (25)

Продление рода. Органы размножения.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1




7 (26)

Развитие животных с превращением и без превращения.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1




Развитие и закономерности размещения животных на Земле

3



1 (27)


Доказательства эволюции животных.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1



2 (28)

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1



3 (29)

Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных.

1




Биоценозы

2



1 (30)

Естественные и искусственные биоценозы.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1




2 (31)

Цепи питания. Поток энергии.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1





Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1



1 (32)

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Одомашнивание животных.

1





Итого

32