СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ География туризма

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;
  • работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ География туризма»















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



География туризма


















2011г.









Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 100401 Туризм среднего профессионального образования (далее СПО)

Организация-разработчик: Челябинский колледж информатики информационных технологий и экономики


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

6

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География туризма


1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности по специальности 100401 Туризм СПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;

  • работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

  • собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России;



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • особенности влияния географических факторов на развитие туризма;

  • основы туристского районирования;

  • основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России;

  • географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;

  • правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации;

  • методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

18

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой

-



Итоговая аттестация в форме экзамен


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины География туризма

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Методика работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению



Введение


Значение и содержание курса. Предмет, цели и задачи курса. Структура дисциплины. Роль географических дисциплин в изучении туристских ресурсов. Связь географии с другими науками.

2

1

Тема 1.1.

Современные информационные технологии в туризме

Карта. Современные информационные технологии в туризме. Виды карт. Масштаб. Информационная основа рекреационной деятельности.

6

1


Средства информационного обеспечения. Средства Интернет в рекреации и туризме. Идентификация основных типов рекреационного природопользования в регионе на базе технологий ГИС.

2


Демографическая проблема. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Энергетическая проблема. Сырьевая проблема. Проблемы Мирового океана.


2


Практическая работа «Создание рейтинга современные информационные технологии в туризме»


2

2

Тема 1.2.

Природные условия и природные туристические ресурсы.



Структура географической оболочки. Ее составляющие. Взаимосвязь компонентов географической оболочки. Целостность географической оболочки.


4

1


Основные этапы взаимоотношения общества и природы. Экологический императив. Экологическая ситуация и ее влияние на туристическую деятельность. Экологическая идеология и культура. Экологическая этика.


1

Практическое занятие

Составление анализа основных рекреационных центров, используя справочные и информационные материалы

2

2


Контрольная работа по теме «Природные условия и природные туристические ресурсы»

2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

Подбор материалов на темы:

1. «Особо охраняемые природные объекты и их значение для туризма»

2. «Развитие туризма в особо охраняемых природных территориях, и связанные с ними ограничения»

3. «Классификация особо охраняемых природных объектов»

8


Раздел 2

Особенности влияния географических факторов на развитие туризма и основы туристского районирования





Тема 2.1.

. Структура и формы рекреационного и туристического природопользования.



Виды и типы природопользования Факторы, влияющие на развитие рекреации и туризма. Элементы и принципы рекреационного природопользования.


6

1



Понятие ресурсов. Природные условия и природные ресурсы. Эволюция использования ресурсов в мире. Основные классификации ресурсов.


Виды ресурсов. Ресурсопотребление прямое и обратное. Особенности организации рекреационной деятельности. Функциональное зонирование рекреационных территорий.


Тема 2.2.

Основы туристского районирования


Приуроченность туристических центров к морским побережьям и акваториям в мире. Курортно-рекреационное хозяйство прибрежных областей.

16

1



















Социально-экономические проблемы рекреационного природопользования в морских бассейнах. Экологические ограничения и принципы рекреационного природопользования в прибрежно-морской зоне. Виды морского туризма

1

Лесные рекреационные ресурсы. Глобальные проблемы нарушенности лесного покрова. Ресурсы грибных, ягодных угодий и угодий с лекарственными растениями. Утилитарный туризм.

1

Минеральные воды. Лечебные грязи. Галотератия. Перегретые пары. Газообразный радон. Туристические районы, использующие уникальные природные ресурсы. Функциональное зонирование заповедников и национальных парков.

1

Основные принципы и положения современной охраны природы и окружающей человека среды.


Экологический туризм – определения, понятия, опыт организации в мире. Практические основы организации экотуризма. Основные центры экотуризма

1

Экологическая безопасность как основное условие обеспечения рекреационного природопользования..

1

Практическое занятие:

при помощи создания слайдов, оценить влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира,

2

2

Самостоятельная работа:

1. Создание проекта влияния географических факторов на лесные рекреационные ресурсы.

8

2


Раздел 3.

География крупных туристских центров мира и специфика туристской инфраструктуры





Тема 3.1.

География туризма зарубежной Европы

Азии Африки

Страны Европы. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Традиционные туристские центры Европы.


10

1

Страны Азии. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы.


1

Туристские центры стран Юго-западной, Центральной, Восточной и Юго-восточной и Южной Азии. Основные тенденции развития туризма в странах АТР.


Страны Африки. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы.


1

Особенности туризма в Африке. Туристские центры Северной, Центральной, Восточной и Южной Африки


Практическое занятие:

«Деловая игра» Оценить экскурсионное значение стран Зарубежной Европы

2

2

Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов Зарубежной Европы

2



Тема 3.2.

География туризма Северной Америки Южной Америки

Страны Северной Америки. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы.


4

1

Туристские центры. Особенности туризма в Северной Америке.


Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов Северной Америки

2

2


Тема 3.3.

География туризма

Карибского бассейна Австралии и Океании

Страны Южной Америки и Карибского бассейна. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности туризма в странах Латинской Америки. Австралия и Океания. Особенности туризма в Странах Южной Пацифики


2



Практическое занятие:

Определение экскурсионной значимости для туристов при помощи гектограммы:

  1. Австрии

  2. Южной Америки

  3. Латинской Америки

4

2


Тема 3.4.

Правила пересечения границы

Правила пересечения границ зарубежных государств, гражданами Российской Федерации


2

1


Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов стран Южной Америки

2

3

Практическое занятие

  1. Составление таблицы актуальной информации об инфраструктуре туристских центров с помощью информационных технологий

  2. Разработка памятки туриста для граждан Российской Федерации при пересечении границ зарубежных государств


4

2

Раздел 4.

Основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах России





Тема 4.1.

Общая характеристика России.

Туристский потенциал.

Административное деление. Природные и социально-экономические особенности. Центральная Россия. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма.

8


Урал и Поволжье. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма.


1

Западная Сибирь. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма.


1

Самостоятельная работа обучающихся

Создание базы данных туристических ресурсов по Уралу и Поволжью

2

3

Тема 4.2.


Туристический потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока




Восточная Сибирь. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма.


4

1

Дальний Восток. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма.


2

Самостоятельная работа обучающихся

Создание базы данных туристических ресурсов Дальнего Востока и Восточной Сибири.

2


Тема 4.3.


Ресурсы для различных видов туризма.

Природные, социально-экономические особенности и геополитические особенности Приморского края. Факторы, определяющие и ограничивающие развитие туризма.


4


Ресурсы для культурно-познавательного, спортивно-промыслового, лечебно-оздоровительного видов туризма. Туристские центры. Основные этапы развития туризма. Структура туристического рынка. Проблемы и перспективы. Особенности организации туризма.


2

Практические занятия

Характеристика и оценка туристического потенциала туристических центров России

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сравнительный анализ организации туризма в различных регионах мира и России


6

3

Всего:

96



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «География туризма»


Оборудование учебного кабинета:


- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по «Географии туризма»

- Карта Мира

- Карта России


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.    Александрова А.Ю. Международный туризм. М: МГУ, 2001. – 346 с.

2.    Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. М.: МГУ, 1975. – 297 с.

3.    Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира. Учебное пособие. Смоленск, 2000

4.    Долженко Г.П. Рекреационная география. Туризм, экскурсионное дело. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1989. – 190 с.

5.    Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. М.: Мысль, 1972. – 212 с.

6.    Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. М.: Дрофа, 1997. – 352 с.

7.    Мироненко Н.С., Твердохлебов И.П. Рекреационная география. М.: МГУ, 1981. – 186 с.

8.    Петров К. М. Геоэкология: основы природопользования. С.-Пб. 1994. – 214 с.

9.    Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. – 398 с.

10.    Теоретические основы рекреационной географии. – М.: Наука, 1975. – 326 с.

Дополнительная литература

1.    Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М.: МГУ, 1996. – 104 с.

2.    Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Издательский торговый дом «Герда», 2000. – 192 с.

3.    Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1998. – 224 с.

4.    Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 560 с.

5.    Квартальнов В.А. Иностранный туризм – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.

6.    Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. Учебное пособие. М., 1998 – 162 с.

7.    Косолапов А.Б., Руденко Л.Л., Берестовой А.А. Туристское страноведение: Учебное пособие. Владивосток: ДВГАЭУ, 1998. – 192 с.

8.    Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика. М.: Картгеоцентр, 1993. – 213 с.

9.    Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: Экспертное бюро, 1997. – 176 с.

10.    Энциклопеция туриста / Е.И. Тамм, А.Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др., М., 1993


Дополнительные источники:

1.    Вояж и отдых

2.    Туристический бизнес

3.    Гео

4.    Вокруг света

5.    Эхо планеты

6.    Путешественник

7.    Российская туристическая газета

8.    Туринфо

9.    Интернет

10.    Trips


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;


создания слайдов.

работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;



Создание рейтинга современных информационных технологий.

Составление анализа рекреационных центров.

собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России;


Создание базы данных туристических ресурсов.

Разработка памятки туриста.

Составление таблицы.

Знания:


особенности влияния географических факторов на развитие туризма;


тестирование

основы туристского районирования;

основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России;


Самостоятельная работа

географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;


Тестирование

правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации;


Итоговый экзамен

методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению



Итоговый экзамен





4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!