2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.04 Коммерция.
Латышева Надежда Леонидовна, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», г. Воронеж
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 «Коммерция»
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл | | | |
ЕН.01. Математика | | | |
Раздел 1. Основы линейной алгебры | | 20 | |
Тема 1.1. Определители | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Определители второго и третьего порядка. Минор. Алгебраическое дополнение. Разложение определителя по элементам строки. Вычисление определителей. | 2 |
2 | Применение определителей к решению систем линейных уравнений. Метод Крамера. Применение систем линейных уравнений в экономике: задачи прогнозирования выпуска продукции по известным запасам сырья. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.1. Подготовка сообщений по тематике, предложенной преподавателем | 4 |
Тема 1.2. Матрицы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Матрицы. Алгебраические операции над матрицами. Обратная матрица. | 2 |
2 | Применение алгебры матриц: модель Леонтьева многоотраслевой экономики. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа «Основы линейной алгебры» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.2. Составление и решение задач из области профессиональной деятельности | 4 |
Раздел 2. Элементы математического анализа. | | 24 |
Тема 2.1. Дифференциальное исчисление | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие производной, правила дифференцирования. Таблица производных элементарных функций. Дифференцирование сложных функций. Производные высших порядков. | 2 |
2 | Применение производной в экономических задачах: условие максимизации прибыли. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.1. Составление и решение задач из области профессиональной деятельности | 4 |
Тема 2.2. Интегральное исчисление | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие первообразной и неопределенного интеграла. Свойства неопределенного интеграла. Таблица основных интегралов. Непосредственное интегрирование. Метод замены переменной. | 2 |
2 | Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Геометрические приложения определенного интеграла. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Контрольная работа «Производная и интеграл» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.2. | 4 |
Раздел 3. Комплексные числа и дискретная математика | | 30 |
Тема 3.1. Комплексные числа | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие действительного, мнимого и комплексного числа. Действия над комплексными числами. Модуль комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая форма комплексного числа. Геометрическая интерпретация. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.1 | 2 |
Тема 3.2. Теория графов | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Основные понятия теории графов. Сетевые графы. | 1 |
2 | Применение в экономике: модель сетевого планирования и управления. Правила построения сетевых графиков. Метод критического пути. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.2. Составление тестов или кроссворда по теме | 2 |
Тема 3.3. Теория игр | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Элементы теории игр в задачах моделирования экономических процессов: основные понятия теории игр; матричные игры; решения игры, имеющей седловую точку; игры с природой; критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Контрольная работа «Комплексные числа и дискретная математика» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.3. Составление тестов или кроссворда по теме | 4 |
Раздел 4. Элементы теории вероятностей и математической статистки | | 22 |
Тема 4.1. Основные понятия теории вероятностей | Содержание учебного материала | 3 |
1 | События. Элементарные и сложные события. Противоположное событие. | 1 |
2 | Вероятность события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. | 2 |
3 | Понятие о независимости событий. Умножение вероятностей. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 3 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4.1. Составление и решение задач из области профессиональной деятельности | 4 |
Тема 4.2. Элементы математической статистики | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Понятие о статистическом исследовании. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации (таблицы, диаграммы, графики). Генеральная совокупность, выборка. Значение статистического анализа экономической информации. | 1 |
2 | Случайные величины. Ряд распределения случайной величины. Полигон частот. Гистограмма относительных частот. | 2 |
3 | Статистические характеристики случайной величины. Центральные тенденции: среднее арифметическое, математическое ожидание. Меры разброса: дисперсия, среднее квадратичное отклонение. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 3 |
Контрольная работа «Элементы теории вероятностей и математической статистки» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4.2. Составление и решение задач из области профессиональной деятельности | 4 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены) | - |
Всего: | 96 |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Щипачев В.С. Высшая математика: Учебн. – М.: Высшая школа, 2013.
Щипачев В.с. Задачник по высшей математике: Учебн. пособие. – М.: Высшая школа, 2015.
Власов В.Г. Конспект лекций по высшей математике. – М.: Айрис, 2016.
Красс М.С. Математика для экономических специальностей. – М.: Дело, 2013.
Красс М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании. – М.: Дело, 2013.
Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика для экономистов. – СПб.: Питер, 2014.
Экономико-математические методы и прикладные модели. / Под ред. В.В. Федосеева. – М.: ЮНИТИ, 2014.
Экономико-математические методы и прикладные модели: учебно-методическое пособие./ В.А. Половников и др. – М.: Финстат-информ, 2015.
Орлова И.В., Половников В.А., Федосеев В.В. Курс лекций по экономико-математическому моделированию. М.: Экономическое образование, 2013.
Математическое программирование. / Под. Ред. Н.Ш. Кремера. М.: Финстат-информ, 2015.
Фролькис В.А. Введение в теорию и методы оптимизации для экономистов. – СПб.: Питер, 2014.
http://mathege.ru/or/ege/Main
http://mathgia.ru/or/gia12/Main
http://school-collection.edu.ru/
http://www.etudes.ru/
http://mathforall.narod.ru/formuls/index.htm
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
Знать: | |
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; | беседа, опрос, доклады |
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; | тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; | тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
основы интегрального и дифференциального исчисления. | тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |