СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Менеджмент по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины ОП.03  «Менеджмент» разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09.2015г.  №  525.  

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Менеджмент по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»»

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий электрометаллургический техникум»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ

____________Р.Н. Михненко _______________И.А. Караван

«29 » августа 2016г. «30 » августа 2016г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Менеджмент

по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)»


















Донецк


2016

Программа учебной дисциплины ОП.03 «Менеджмент» разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09.2015г. № 525.



Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»



Разработчик:


Шумская Л.А. – преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории Донецкого электрометаллургического техникума


Рецензент:


Онищенко Л.М - Главный бухгалтер ДППК







Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией экономических дисциплин

протокол № 1 от «26» августа 2016г.

Председатель ЦК ___________ Н.Г. Приймак



Рабочая программа переутверждена на 20__/20__учебный год

Протокол №___ заседания ЦК от «__» _____________ 20___г.

(см. Приложение___, стр.____)

Председатель ЦК ________________



Рабочая программа переутверждена на 20__/20__учебный год

Протокол №___ заседания ЦК от «__» _____________ 20___г.

(см. Приложение___, стр.____)

Председатель ЦК ________________


СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............... .............4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…… 8

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….……………………………….16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………… ……...18

























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» базового уровня среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания экономического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной дея­тельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.

Предметом дисциплины «Менеджмент» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний (умений, концепций, взглядов, идей, представлений и суждений) об управлении жизнедеятельностью людей (в целом или отдельных проблем), представителей различных конкретно-исторических общественно-экономических формаций, а также изучение основных принципов и функций управления современной организацией.

Целью данного курса является формирование у студентов современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства государства.

В процессе изучения курса четко прослеживаются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как «Экономика организации», «Статистика» и др. Программа представляет собой инновационный по своему характеру компонент экономической подготовки студентов Донецкого электрометаллургического техникума, необходимость которого обусловлена стратегическим направлением развития непрерывного образования в современных услови­ях. Особое внимание уделяется роли бухгалтера-менеджера в экономической системе и специфике экономического менеджмента. Экономический менеджмент, относящийся к области профессиональ­ной деятельности, предполагает выход на новый уровень обучения, кото­рый характеризуется изучением особенностей, сущностных признаков управления экономическими системами, ориентированными на разработку адаптивных систем и использование современных технологий. Чтобы управлять .экономическими системами, надо четко представлять их со­став, структуру и процедурную основу.

Изучение курса «Менеджмент» ведётся на втором курсе Донецкого электрометаллургического техникума технико-экономического отделения специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В содержании учебной дисциплины по каждой теме приводятся требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. С целью установления взаимосвязи между темами курса была изменена последовательность дидактических единиц. Часы для самостоятельной работы отводятся на углубленное изучение отдельных вопросов, подготовки докладов и рефератов, а также выполнение практических заданий.

Средством итогового контроля по данной дисциплине является дифференциальный зачет.


1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей Экономика и управление, утвержденной 17.09.2015г. № 525 .

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

- в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм;

- в программе профессиональной подготовки по профессии «Контролер - кассир».


1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин.

В основе программы дисциплины лежат следующие документы:

- Закон Донецкой народной республики «Об образовании» от 19.06.2015г.

- Приказ МОН ДНР №328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего специального образования»

- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).


1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

-анализировать организационные структуры управления;

-проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

-учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).

- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5).

- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7).

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).

- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

- Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения (ПК 2.2).

- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета (ПК 2.2).

- Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации (ПК 2.3).

- Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации (ПК 2.4).


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;

самостоятельной работы обучающегося 21 часа























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:


лабораторные занятия (не предусмотрено)

-

практические занятия

12

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:


проработка конспекта лекций и учебной литературы

9

выполнение рефератов, докладов, творческих заданий

6

подготовка к практическим занятиям

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы менеджмента


8


Тема 1.1.

Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики

Содержание учебного материала

2

1

Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента.

2

2

Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента

3

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

Подготовка докладов (сообщений) по вопросам: эволюция теории и практики менеджмента; особенности формирования современной модели менеджмента.

Подготовка презентации на тему «Понятие и сущность менеджмента».

1


2

Тема 1 2.

Цикл, виды и уровни менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Виды менеджмента.

2

2

Уровни менеджмента.

3

Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

Подготовка сообщений: Менеджер как человек и личность.

Подготовка презентации на тему: «Объект и субъект управления»

2


Раздел 2.

Организация как система управления



6

Тема 2.1.

Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда

Содержание учебного материала

2


1

Понятие организации.

2

2

Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды.

3

Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы.


Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

Подготовка доклада на тему «Информационное обеспечение управления».

1


Тема 2.2.

Коллектив в системе менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и классификация групп.

2

2

Факторы эффективности работы группы.

3

«Команда» и «группа»: общие черты и различия.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

Подготовка творческой работы.

1


Раздел 3.

Функции менеджмента в рыночной экономике


22

Тема 3.1.

Планирование

как функция менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Планирование: понятие, значение, виды планирования.


3

2

Методы планирования


Практические занятия



2


1

Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей.


Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия)


2

Тема 3.2.

Организация как функция менеджмента

Содержание учебного материала

4


1

Организация как функция менеджмента: понятие, значение.





3

2

Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения

3

Ключевые элементы структуры.

4

Делегирование, ответственность, полномочия

5

Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления

6

Организационные регламенты

Практические занятия

2

2

Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов


Тема 3.3.

Мотивация как функция менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории



3

2

Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования

3

Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании

Практические занятия


2


3

Формирование системы мотивации и стимулирования труда.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

Подготовка доклада на тему «Формирование мотивационного механизма управления поведением работника»

2

Тема 3.4

Контроль как функция менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Контроль как функция менеджмента: понятие, значение.


2

2

Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

3

Технология контроля.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради


2


Раздел 4.

Методы и стили менеджмента


10

Тема 4.1.

Система методов управления

Содержание учебного материала

2

1

Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь.






3

2

Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание.


3

Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание.




4

Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание предприятия (организации), построение дерева целей.




Практические занятия


2


4

Определение стратегических направлений развития.


Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.



1


Тема 4.2.

Стили менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей.


3

2

Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей.

Практические занятия

2


5

Методы и стили менеджмента.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

Подготовка доклада на тему «Личность в психологии управления».


1

Раздел 5.

Процесс принятия и реализации управленческого решения



Тема 3.3.









6




Тема 5.1.

Понятие, классификация и показатели качества управленческого решения

Содержание учебного материала

1


1

Принятие управленческих решений как функция менеджмента.


3

2

Понятие решения, классификация решений.

3

Показатели качества управленческих решений

Практические занятия



1


6

Принятие управленческих решений.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.


1

Тема 5.2.

Процесс принятия и реализации управленческих решений

Содержание учебного материала

1

1

Процесс принятия и реализации управленческих решений.


3

2

Методы принятия управленческих решений.


Практические занятия


1


6

Принятие управленческих решений.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

1

Раздел 6.

Коммуникации и деловое общение





9


Тема 6.1.

Коммуникация как функция менеджмента

.Содержание учебного материала

1

1

Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение.


2

2

. Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса.

3

Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления.



4

Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности.



Контрольная работа

2


Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

Подготовка публичного выступления

4

Тема 6.2.

Деловое

общение

Содержание учебного материала

1


1

Деловое общение: понятие общения, принципы общения


2

2

Формы делового общения, их характеристика.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

Подготовка к практическому занятию


1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

63


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Менеджмент» требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия.

Технические средства обучения:

- аудиовизуальные технические средства;

-мультимедийное оборудование;

-компьютеры.


3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Нормативные документы:

1. Закон Донецкой народной республики «Об образовании» (№55-ІНС от 19.06.2015г.)

2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)

3. Приказ МОН ДНР №281 от 25.06.2015г. «Об утверждении перечня специальностей среднего специального образования».


Основные источники:

  1. Гусева Е.П. Менеджмент; учебно-методический комплекс М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.

  2. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник, 5 изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2008.-556

  3. Зиновьев В.Н. Менеджмент: Учебное пособие /В.Н.Зиновьев, И.В.Зиновьева.-3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-480 с.

  4. Казначевская Г.Б., Менеджмент: учебник.-М.: Издательство: Феникс+, Серия: среднее профессиональное образование , 2010г.- 378 с.

  5. Юликов Л.И., Драчева Е.Л. Менеджмент; учебное пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.-288с

  6. Попова С.М.Организация взаимодействия в системе менеджмента: учебное пособие.-Чита: ЗИП СибУПК, 2005.-52с.


Дополнительные источники:

  1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-432с.

  2. Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учебное пособие.-М.: Гардарики, 2008.-334с.

  3. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие.-СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007.-480с.

  4. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие.-М.: Омега –Л, 2008.-360с.

  5. Николаева Т.И. Менеджмент: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2008.-320с.

  6. Журнал «Управление персоналом»

  7. Журнал «Справочник руководителя»

  8. http://fcior.edu.ru Центр информационно-образовательных ресурсов

  9. http://www.aup.ru/ AUR.RU Административно-управленческий портал





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


Экспертная оценка результата деятельности осуществляется в ходе:

-оценки устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос);

-оценки тестирования (машинное, безмашинное);

-оценки письменного опроса (диктант, опрос-викторины, работы по карточкам-заданиям, решение кроссвордов);

-оценки защиты рефератов и творческих работ;

- создания презентаций по выбранной тематике;

- оценки выполнения самостоятельной работы;

-оценки защиты практических работ;

-интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр.


использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

анализировать организационные структуры

управления;

проводить работу по мотивации трудовой

деятельности персонала;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

сущность и характерные черты современного

менеджмента, историю его развития;

методы планирования и организации работы

подразделения;

принципы построения организационной структуры управления;

основы формирования мотивационной политики

организации;

особенности менеджмента в области

профессиональной деятельности;

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих

решений;

функции менеджмента в рыночной экономике:

организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

методику принятия решений;

стили управления, коммуникации, принципы делового общения