СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по русскому языку.7 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит:

- Аннотоацию;

-Пояснительную записку;

-Содержание учебного материала;

-Календарно-тематический план уроков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по русскому языку.7 класс.»

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»



Согласовано

Руководитель ШМО

________ /____________/

Протокол № __

от «__» __________ 20__ г.

Согласовано

зам.директора по УВР

_______ /Балуева Е.В./


«___» ____________ 20__ г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ»

___________ /Жербанова Г.Н./


«___» _____________ 20___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



русский язык, 7

предмет, класс и т.д.


























Улан-Удэ

2018-2019 учебный год



Аннотация к рабочей программе по русскому языку

7 класс

Рабочая программа по русскому языку для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

Примерная программа по русскому языку создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской, 4-е издание, М.: Дрофа, 2017 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

-УМК: под редакцией Разумовской.

Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения русского языка в 7классе из расчёта 4 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 136 часов.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

-овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;

-формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;

-приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:

- речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

-языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;

- социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.

Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.

Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.

В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему

формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

























Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

Примерная программа по русскому языку создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской, 4-е издание, М.: Дрофа, 2017 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

-УМК: под редакцией Разумовской М.М.

Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения русского языка в 7 классе из расчёта 4 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 136 часов.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

-овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;

-формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;

-приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:

- речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

-языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;

- социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.

Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.

Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.

В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в VI классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс VII класса.

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

Каждая языковая тема завершается параграфом «Употребление в речи существительного

/прилагательного и т.д./». Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления «язык-речь» способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: «Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?» В пособии эта проблема решается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся. В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой «Возьмите на заметку!»'

В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 5 классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме. Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».

Положительное отношение к учебе, настрой на изучение русского языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.

Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов – «чтение» схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

Национально-региональный компонент

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для Республики Бурятия. Определяя место регионального компонента в лингвистическом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему

формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь»

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте списание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Виды контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (словарный, объяснительный, контрольный), изложение (подробное), сочинение, тест, контрольная работа.

Список литературы

1. Разумовская М.М., Львова С.С., Капинос В.И./ под ред. Разумовской М.М. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2. Разумовская М.М. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Дрофа, 2017

3. Поурочные планы по учебнику «Русский язык». В., 2006.

4. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М. «Астрель. АСТ»,2003.

5. Орфоэпический словарь русского языка. СПб, 2008.



Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты обучения


О Языке

1

Язык как развивающееся явление.

Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов.


Р/Р Речь. Текст

5

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста. Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Повторение и обобщение изученного о стилях речи. Расширение круга сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Повторение и обобщение изученного о типах речи, о строении типовых фрагментов текста. Формирование умения строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему («читать схемы»), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них опорные слова («данное», «новое»).


Закрепление и углубление изученного в 6 классе

22

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов. Владеть навыками пользования орфоэпическим словариком, чтения словарной статьи. Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приема в создании художественного образа. Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность. Уметь определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение (приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса). Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение слова. Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнезда и представленные в них словообразовательные цепочки. Отрабатывать навык работы с этимологическим словариком, объясняя, какие изменения произошли в морфемном строении слова.

Знать правила употребления на письме букв о-ë после шипящих и ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. Знать, какие выделяются 3 группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь привести соответствующие примеры. Отрабатывать навык верно писать слова с данными приставками. Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередующиеся о-а, е-и; о-ë после шипящих, непроизносимые согласные. Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание. Владеть способом подбора проверочных слов, ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово. Знать, уметь написать корни с чередованием гласных о-а, е-и. Знать частотные слова с буквами о-ë после шипящих. Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чив/-лив, -ов/-ев, -еньк/-оньк, -оват/-еват), уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Разграничивать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн. Знать и уметь привести примеры, когда в именах существительных в ед.ч. пишется буква и, а когда е; какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения и как определить спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил.


Р/Р Публицистический стиль речи

2

Представление о речевой ситуации, в которой применяется публицистический стиль. Характеристика ведущих стилевых черт и языковых, речевых средств, с помощью которых эти особенности стиля раскрываются, передаются в тексте.

Характеристика речевой ситуации: ведущая тематика – общественно-политическая жизнь страны; сфера применения – газета, радио, телевидение; задача речи – воздействие на массы. Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газет). Характеристика жанра: тематика – сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель речи – привлечь внимание к этому событию; документальность жанра – сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора заметки. Формировать умение просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование). «Человек и природа в городе». Коммуникативная задача – рассказать о том, как однажды вам удалось помочь деревьям, животным, птицам, попавшим в беду, или, напротив, не удалось защитить «меньшого брата». Ведущий тип речи – повествование


Наречие


Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Культура речи. Правильное произношение наречий. Точное использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи. Уметь провести семантико-грамматический анализ наречий. На основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; уметь доказать принадлежность слова к классу наречий. Используя прием сопоставления наречий с соотносимыми словоформами других частей речи (на силу не надейся – насилу доехали). Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение употребленных наречий. Знать особую группу слов, выражающих душевное и физическое состояние человека, состояния природы; их роль в речи. Уметь их отличать от наречий. Знать образование степеней сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения имен прилагательных. Находить в тексте эти формы. Уметь провести морфологический разбор наречий. Иметь представление об основных способах образования наречий: суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, сложение разных видов. Определять указанные способы образования наречий. Уметь анализировать семантико-словообразовательные отношения компонентов словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа. Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснить роль наречий в текстах разных стилей и употребить их точно и выразительно в собственном высказывании. Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения и ударения. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности Объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.


Служебные части речи


ПРЕДЛОГ. Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

СОЮЗ. Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Произношение союзов.

ЧАСТИЦА. Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Произношение частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. Общее понятие о междометиях звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение междометий и звукоподражательных словоупотребление в речи предложений с междометиями и звукоподражательными словами.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Владеть сведениями о предлоге как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов: производные – непроизводные; простые – составные. Уметь анализировать словосочетания типа: «глаг. + сущ. с предл.»; «сущ. + сущ. (мест.) с предл.»; определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога. Совершенствовать умение употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Учиться обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки. Обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Учиться различать разряды союзов (сочинительные - подчинительные) и типы предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочиненное, сложноподчиненное). Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать. Знать признаки частицы как части речи, уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометия в высказывании. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. Опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями.


Р/Р Типы речи


Обобщенное (типовое) значение «данного» и «нового». Строение текста с типовым значением «описание состояния человека», строение фразы, помогающие автору изобразить состояние. Части речи (существительные, личные местоимения в именительном и косвенных падежах с предлогами у, с (с братом плохо, у меня радость и т.п.), используемые для обозначения лица – носителя состояния.

Знать основы создания текста рассуждения-размышления. Познакомить со строением типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Формировать умение находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-размышления типа «или-или». Диагностика сформированности умения создавать текст рассуждение-размышление.


Р/Р Текст


Общие правила словопорядка: при прямом и обратном порядке слов.

Познакомить со строением фрагмента текста со значением «описание состояния человека». Научить замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения. Сопоставить фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания (предмета, состояния окружающей среды). Формирование умения соединять описание состояния лица с другими типами речи и типовыми фрагментами. Формирование умения передавать словами состояние человека, пользуясь богатой синонимикой глаголов, предикативных наречий, существительных со значением физического и психического состояния; писать этюды, отражающие то или иное состояние человека, «прочитанное» по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо. Формирование умения рассказывать о своем состоянии (волнении, страхе, радости), вызванном определенной жизненной ситуацией, соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. Зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Формирование умения устанавливать нужный порядок слов с учетом развития мысли в тексте. Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на «данное» и «новое»; прямой порядок слов в этих предложениях. Формирование умения использовать в тексте нерасчленяемые предложения. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи. Формирование умения замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; обучение применению приема при создании высказываний. Пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональной речи. Использование в качестве средства выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений. Формирование умения отбирать признаки для того и другого описания. Совершенствование умения анализировать и строить текст, используя в нем конструкции, характерные для описания предмета (кто? что?) – какой?) и описания места (где? - что?). Формирование умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи).


Итого

136





Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока / тип урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля


Дата

проведения

Фактическая дата


Изменяется ли язык с течением времени

1

выполнение упражнений

1 неделя



Что мы знаем о стилях речи

1

выполнение упражнений

1 неделя



Что мы знаем о типах речи

1

выполнение упражнений

1 неделя



Фонетика и орфоэпия

2

выполнение упражнений

1-2 недели



Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи (Словообразовательная цепочка, Словообразовательные гнезда, Неморфологические способы образования слов)

5

выполнение упражнений

2-3 недели



Контрольная работа №1 по словообразованию и фонетике

1

контрольная работа

3 неделя



Способы и средства связи предложений в тексте

1

выполнение упражнений

3 неделя



Контрольная работа №2. Изложение. Отрывок из романа М. Жигжитова «Год Белой курицы» (НРК)

2

изложение

4 неделя



Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ь и Ъ

1

выполнение упражнений

4 неделя



Буквы о-ë после шипящих и ц

1

выполнение упражнений

4 неделя



Правописание приставок

1

выполнение упражнений

5 неделя



Орфограммы в корнях слов

1

выполнение упражнений, словарный диктант

5 неделя



Правописание суффиксов

1

выполнение упражнений

5 неделя



Правописание окончаний

1

выполнение упражнений

5 неделя



Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

выполнение упражнений, объяснительный диктант

6 неделя



Не и ни в отрицательных местоимениях

1

выполнение упражнений

6 неделя



Дефисное написание слов

1

выполнение упражнений

6 неделя



Словарное богатство языка (НРК)

2

выполнение упражнений

6-7 недели



Грамматика: морфология и синтаксис

1

выполнение упражнений

7 неделя



Публицистический стиль речи

1

выполнение упражнений

7 неделя



Заметка в газету (НРК)

1

выполнение упражнений

7 неделя



Контрольная работа № 3. Сочинение в жанре заметки

1

сочинение

8 неделя



Контрольная работа № 4. Диктант. Работа над ошибками

2

диктант

8 неделя



Какие слова являются наречиями

2

выполнение упражнений

8-9 недели



Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

2

выполнение упражнений

9 неделя



Разряды наречий. Категория состояния

2

выполнение упражнений

9-10 недели



Категория состояния

2

выполнение упражнений

10 неделя



Степени сравнений наречий. Морфологический разбор наречий

2

выполнение упражнений

10 неделя



Словообразование наречий

3

выполнение упражнений

11 неделя



Контрольная работа № 5 по теме «Наречие»

1

контрольная работа

11 неделя



Правописание наречий, образованных от имен существительных

4

выполнение упражнений

12 неделя



Написание НЕ с наречиями на -о, -е

2

выполнение упражнений, объяснительный диктант

13 неделя



Н-НН в суффиксах наречий на -о, -е

3

выполнение упражнений, объяснительный диктант

13-14 недели



Буквы о, е на конце наречий после шипящих

1

выполнение упражнений, словарный диктант

14 неделя



Рассуждение-размышление

1

выполнение упражнений

14 неделя



Контрольная работа № 6. Сочинение.

1

сочинение

14 неделя



Буквы о, а на конце наречий

1

выполнение упражнений, словарный диктант

15 неделя



Дефис в наречиях

2

выполнение упражнений

15 неделя



НЕ и НИ в отрицательных наречиях

1

выполнение упражнений

15 неделя



Употребление Ь на конце наречий

1

выполнение упражнений, словарный диктант

16 неделя



Употребление наречий в речи. Произношение наречий

2

выполнение упражнений

16 неделя



Обобщающий урок по написанию наречий

2

выполнение упражнений

17 неделя



Контрольная работа № 7. Диктант (НРК)

1

Диктант

17 неделя



Описание состояния человека

4

выполнение упражнений

17-18 недели



Контрольная работа № 8. Сочинение «Как я в первый раз…»

2


сочинение

18-19 недели



Предлог как часть речи

1

выполнение упражнений

19 неделя



Разряды предлогов. Морфологический разбор предлогов

1


выполнение упражнений

19 неделя



Правописание предлогов

5

выполнение упражнений

19-20 недели



Употребление предлогов в речи

2

выполнение упражнений

21 неделя



Порядок слов в спокойной монологической речи

2

выполнение упражнений

21 неделя



Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

2

выполнение упражнений

22 неделя



Контрольная работа № 9. Сочинение по предложенному началу (НРК)

2

сочинение

22 неделя



Союз как часть речи. Разряды союзов

4

выполнение упражнений

23 неделя



Правописание союзов

4

выполнение упражнений

24 неделя



Употребление союзов в простых и сложных предложениях

3

выполнение упражнений

25 неделя



Контрольная работа № 10. Диктант (НРК)

1

диктант

25 неделя



Описание внешности человека (НРК)

4

выполнение упражнений

26 неделя



Частица как часть речи. Разряды частиц

4

выполнение упражнений

27 неделя



Правописание частиц

6

выполнение упражнений

28-29 недели



Контрольная работа № 11. Сжатое изложение

2

сжатое изложение

29 неделя



Употребление частиц в речи

4

выполнение упражнений

30 неделя



Контрольная работа № 12. Диктант

1

диктант

31 неделя



Произношение предлогов, союзов, частиц

2

выполнение упражнений

31 неделя



Междометие

2

выполнение упражнений

31-32 недели



Звукоподражательные слова

1

выполнение упражнений

32 неделя



Контрольная работа № 13. Сочинение «Вода-красота всей природы»

2

сочинение

32 неделя



Омонимия слов разных частей речи

2

выполнение упражнений

33 неделя



Повторение и обобщение изученного

2

выполнение упражнений

33 неделя



Итоговая контрольная работа № 14

2

контрольная работа (тест)

34 неделя



Повторение изученного

1

выполнение упражнений

34 неделя



Резервный урок

1

выполнение упражнений

34 неделя



Итого

136






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!