МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬТАИР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АУРГАЗИНСКИЙ РАЙОН РБ
«Утверждаю» Директор МАУДО Альтаир __________Д.Х.Хусаинова «____»_сентября_2018г. |
Образовательная программа
по экологической направленности
«Юный эколог»
Тип программы: модифицированная.
Возраст обучающихся: 12-17 лет.
Срок реализации: 1 год (112 часов)
Составила: педагог дополнительного
образования Петрова М.В.
с.Толбазы 2018г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Программа составлена из расчета 4 часа в неделю (103 часа в год).
Срок реализации – октябрь 2018 - апрель 2019 г.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Введение
Организмы и среды их обитания
Экология популяций
Экологические взаимоотношения организмов
Организация и экология сообществ
Антропогенное воздействие на биосферу
Окружающая среда и здоровье человека
Заключение
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.
В рабочей программе определен перечень лабораторных работ, большинство которых являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Экскурсии для удобства перенесены на конец учебного года.
Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии — общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества.
Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 10-11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней.
В соответствии с программой школьники изучают общую экологию. Первые темы посвящены экологии видов и популяций. В них раскрыты экологические закономерности взаимодействия живых организмов и их среды обитания, описаны основные формы экологических адаптаций, взаимоотношения видов, а также популяции как элементарные надорганизменные макросистемы. Последующие темы содержат материал о составе, структуре и динамике экосистем. В одной из тем рассмотрена биосфера как самая большая экосистема Земли. Последние темы посвящены социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета.
Преподавание кружка «Юный эколог» направлено на достижение следующих результатов:
знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.
Содержание курса
Введение.
Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками.
История развития экологии как науки.
Экскурсия
Антропогенное воздействие на природную среду.
Тема 1. Организмы и среда их обитания.
Биосфера. Роль живых организмов в эволюции Земли. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и др. приспособленность организмов к существованию в различных средах.
Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания.
Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Кривые толерантности и их изменения. Адаптация. Закон минимума.
Экологические ресурсы. Виды экологических ресурсов. Солнечное излучение как энергетический ресурс фотосинтеза.
Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы Ч.Дарвином. морфологическая адаптация. Жизненные формы организмов и их многообразие. Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни.
Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Общее количество энергии, требуемое организму в единицу времени. Затраты энергии на передвижение. Жнецы и охотники.
Тепловой баланс организма. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды. Экто- и эндотермные организмы. Связь энергетического бюджета и теплового баланса. Преимущества и недостатки различных способов поддержания теплового баланса организмов.
Экологическая ниша., мерность ниши. Различия между понятиями «местообитание» и «экологическая ниша».
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кино - и видеофильмов.
∙ Лабораторные работы
Строение растений в связи с условиями жизни.
Жизненные формы растений (на примере комнатных растений).
Жизненные формы животных (на млекопитающих).
Описание экологических ниш двух-трех организмов.
Экскурсия
Среда жизни и ее обитатели.
Тема 2. Экология популяций.
Определение популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций. Взаимоотношения организмов в популяции. основные характеристики популяций – демографические показатели.
Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. плотность. Индексы численности. Методы измерения обилия.
Рождаемость, ее показатели. Удельная рождаемость. Максимальная и экологическая рождаемость. Смертность и ее показатели. Факторы смертности. Связь смертности с продолжительностью жизни организмов. Кривые выживания и их типы.
Возрастная структура популяций, механизмы формирования возрастного спектра. Свойства популяций с различной возрастной структурой.
Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Явления, лежащие в основе различных типов кривых роста. Колебания численности популяций и их типы. Природа цикличных изменений численности организмов. Механизмы регуляции динамики популяций.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, слайдов.
∙ Лабораторные работы
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Изучение возрастного спектра популяций.
Тема3. Экологические взаимоотношения организмов.
Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, мутуализм, симбиоз, протокооперация, конкуренция, хищничество. Иные виды взаимоотношений между организмами.
Конкуренция как один из важнейших видов биологических взаимодействий. Типы конкурентных отношений. Внутривидовая конкуренция. Территориальность. Межвидовая конкуренция. конкурентное вытеснение и его примеры. Факторы, оказывающие влияние на исход конкурентной борьбы. Смещение экологических ниш. Конкуренция как экологический и биологический фактор.
Хищничество. Формы хищничества. Взаимозависимость популяций хищников и его жертвы. Возникновение адаптации у хищников и их жертв в ходе эволюции. Коэволюция. Особенности воздействия хищника на популяцию жертвы, примеры; «расчетливость» хищника. Динамика популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе и жизни человека.
Паразитизм. Признаки паразитизма. Сходство паразитизма и хищничества. Экологические категории паразитов. Парахитоиды, микро- макропаразиты. Значение паразитов в природе и жизни человека. Циклы развития и передача паразитов. Популяционная динамика паразитизма. Факторы распространения эпидемий.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков, влажных препаратов паразитических червей, корней бобовых растений.
∙ Лабораторная работа
Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций.
Тема 4. Организация и экология сообществ.
Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между понятиями «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Структура сообщества, ее основные показатели. Видовая структура. Видовое разнообразие как признак экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе. пространственное обособление организмов и его значение: ярусы, микрогруппировки.
Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Консументы и редуценты.
Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии и особенности ее передачи по пищевым цепям; правило «десяти процентов». Пирамиды численности и биомассы.
Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей.
Круговорот веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные вещества. Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Биохимические циклы углерода и фосфора.
Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники. Общая и чистая продукция. Изменения продукции на разных трофических уровнях. Распределение биомассы и первичной продукции на суше ив Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.
Экологическая сукцессия. Развитие сообществ во времени, их природа. Внутренние факторы развития. Дыхание сообщества. Равновесие между продукцией и дыханием. Типы равновесия. направление изменений, происходящих в ходе экологической сукцессии. Автотрофная и гетеротрофная сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; сериальные стадии. Окончательное равновесие. Лабораторная модель сукцессии.
Основные типы сукцессионных изменений. Факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Значение экологической сукцессии в природе и хозяйстве человека.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков, схем, кино- и видеофильмов.
∙ Лабораторные работы
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое.
Тема 5. Экологические проблемы и их решения
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.
Тема 6.Экологическая демография
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.
Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.
Тема 7. Окружающая среда и здоровье человека.
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.
Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Возбудители болезни. Переносчики инфекции. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний.
Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.
Физические факторы среды и самочувствие человека. Ритмичность в природе. Биоритмы. Суточные ритмы. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.
Питание и здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.
Ландшафт как фактор здоровья. Природный ландшафт. Городской ландшафт. Населенный пункт кА экосистема. Требования к экосистеме современного города. Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, кино- и видеофильмов.
∙ Лабораторная работа
Изучение загрязнения пищевых продуктов.
∙ Практические работы
Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.
Составление экологического паспорта помещения.
Заключение.
Формирование у каждого человека новой социальной и экологической нравственности. Природоохранная деятельность.
Решение экологических задач. Проведение экологических конференций и ролевых игр.
Оформление исследовательских работ и их защита.
Календарно-тематический план кружка «Юный эколог»
№ п/п | Дата | Тема урока |
По плану | Факт |
1 | | | Что изучает экология? |
2 | | | История развития экологии как науки |
3 | | | Биосфера. Роль живых организмов в эволюции Земли. Среды жизни |
4 | | | Среды жизни. Приспособленность организмов к существованию в различных средах |
5 | | | Л.р.№1.Строение растений в связи с условиями жизни |
6 | | | Средообразующая деятельность организмов |
7 | | | Экологические факторы. Условия среды |
8 | | | Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Экологические ресурсы |
9 | | | Соответствие между организмами и средой их обитания |
10 | | | Л.р.№2.Жизненные формы растений (на примере комнатных растений). Жизненные формы животных (на примере млекопитающих) |
11 | | | Энергетический бюджет и тепловой баланс организма |
12 | | | Экологическая ниша |
13 | | | Л.р.№3.Описание экологических ниш двух-трех организмов |
14 | | | Популяция и ее основные характеристики |
15 | | | Популяционное обилие и его показатели |
16 | | | Рождаемость и смертность |
17 | | | Подсчет индексов плотности для определения видов растений |
18 | | | Возрастная структура популяции |
19 | | | Л.р.№4. Изучение возрастного спектра популяций |
20 | | | Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций, явления лежащие в их основе |
21 | | | Колебания численности популяций и их типы. Механизмы регуляции динамики популяций |
22 | | | Типы экологических взаимодействий |
23 | | | Конкурентные отношения |
24 | | | Хищничество |
25 | | | Паразитизм |
26 | | | Лабораторная работа Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций |
27 | | | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера |
28 | | | Структура сообщества, ее основные показатели. Видовая и морфологическая структуры |
29 | | | Трофическая структура и ее показатели |
30 | | | Потоки энергии и вещества в экосистемах |
31 | | | Пастбищные и детритные цепи |
32 | | | Л.р.№ 5 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума» |
33 | | | Круговорот веществ в экосистеме |
34 | | | Продуктивность сообщества |
35 | | | Экологическая сукцессия. Равновесие в сообществе. Автотрофная и гетеротрофная сукцессии |
36 | | | Первичная и вторичная сукцессии. Лабораторная модель сукцессии |
37 | | | Сукцессионные изменения. Значение сукцессии |
38 | | | Л.р.№6. Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое |
39 | | | Биосфера и ее эволюция |
40 | | | Экскурсия «Антропогенное воздействие на окружающую среду» |
41 | | | Экскурсия «Среда жизни и ее обитатели» |
42 43 | | | Современные проблемы охраны природы. Памятники природы Аургазинского района РБ |
44 45 | | | Современное состояние и охрана атмосферы. Зависимость чистоты атмосферы от лесопосадок, расположенных в близи с.Бишкаин. |
46 | | | Лабораторная работа № 7 по теме: «Определение загрязнения воздуха в селе». |
47 48 49 50 51 | | | Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Сероводородный источник с.Бишкаин. Облагораживание территории источника. Встреча с односельчанином, Ивановым А.Д. «Изучение качеств и свойств воды сероводородного источника» |
52 | | | Лабораторная работа № 8 по теме: «Определение загрязнения воды». |
53 | | | Использование и охрана недр. |
54 | | | Экскурсия на предприятие добывающей промышленности. |
55 | | | Почвенные ресурсы, их использование и охрана |
56 | | | Лабораторная работа № 9 по теме: «Наблюдение за различными видами эрозии почв». |
57 58 | | | Современное состояние и охрана растительности. Встреча с лесником Белогорского лесничества, Ивановым Ф.Н. «Охрана растительности в Белогорском лесничестве». |
59 60 | | | Рациональное использование и охрана животных. Растения и животные Аургазинского района с.Бишкаин, занесенные в Красную книгу РБ |
61 | | | От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. |
62 | | | Экология и здоровье. |
63 | | | Практикум «Состав пищевых продуктов» |
64 | | | Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения». |
65 | | | Биосфера и человечество |
66 | | | Человечество в биосфере |
67 | | | Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой |
68 | | | Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу |
69 | | | Потребность человечества в размножении. |
70 | | | Демографическая проблема. |
71 | | | Значение информации для развития человечества |
72 | | | Экологическое воздействие на биосферу |
73 | | | Технологическое воздействие на биосферу |
74 | | | Влияние человечества на эволюцию биосферы. |
75 | | | История экологических кризисов |
76 | | | Современный масштаб деятельности человечества |
77 | | | Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера |
78 79 | | | Социально – экологические особенности демографии человечества. Сбор информации о демографической перспективы села Бишкаин |
80 | | | Рост численности человечества. |
81 | | | Социально-географические особенности демографии человека. |
82 83 | | | Демографические перспективы. Составление демографической картины села Бишкаин. |
84 | | | Повторение по теме: «Экологическая демография». |
85 | | | Работа над проектами |
86 | | | Участие в конкурсе «Птицы Башкортостана» |
87 | | | Участие в конкурсе «Скворечник» |
88 | | | Химическое загрязнение среды, пути загрязнения |
89 | | | Биологическое загрязнение и заболевания человека |
90 | | | Шумовое загрязнение и его влияние |
91 | | | Звуковое загрязнение и его влияние |
92 | | | Влияние погодных условий на жизнь и здоровье человека |
93 | | | Рациональное питание |
94 | | | Экологически чистые продукты |
95 | | | Л.р.№ 10. Анализ продуктов питания по этикетке |
96 | | | Ландшафт в природе |
97 | | | Городской и сельский ландшафт |
98 | | | Л.р.№ 10. Создание ландшафтного проекта |
99 | | | Л.р.№ 11.Разбивка клумбы под цветы с использованием ландшафтных проектов. |
100 | | | Л.р.№ 12.Разбивка клумбы под цветы с использованием ландшафтных проектов. |
101 | | | Экологическая конференция «Природоохранная деятельность» |
102 | | | Экологическая экскурсия по изучению местного ландшафта |
103 | | | Экологическая экскурсия по изучению местного ландшафта |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.В.Н.Кузнецов. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 классы. М.: Дрофа,2000
2.Чернова Н.М., Галушин А.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) класс.М.: Дрофа,2010
3. Дудкин О.П. Основы экологии 11 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
4. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику/ под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.
5. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология. 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2011.
6.Мультимедийная поддержка по экологии